C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Л. Фейхтвангер литературоведение

               
                К.Велигина


                О РОМАНЕ «БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ"

     «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» - так полностью звучит название известного романа Лиона Фейхтвангера (1923 год). Фейхтвангер – автор и других замечательных произведений, которые прочно и по справедливости заняли свои места в мировой литературе. Но «Безобразная герцогиня», на мой взгляд, таинственным образом затмила их все и завладела первым местом в творчестве Фейхтвангера. Роман этот, такой же значительный и загадочный, как его главная героиня, стоит как бы особняком от других произведений классика.
      Когда мы знакомимся с материалами о Маргарите Тирольской, то убеждаемся, что их не так уж много. К тому же, внешность герцогини остается тайной. Портретов правительницы не сохранилось, а те изображения, что всё же остались, вовсе не говорят о безобразии «натуры». Существуют свидетельства современников, из которых следует, что словесные и «живописные» изображения Маргариты, как и ее прозвище Маульташ (губастая), -  есть ничто иное как политическая «игра» противников и сторонников герцогини. Одним было выгодно преувеличивать «безобразие» герцогини, другим – преуменьшать. Существует знаменитый портрет, созданный одним художником по наброскам другого (кажется, Квентин Майсес писал картину по наброскам Леонардо да Винчи). Но нигде не сказано, что это образ – чудовищно, гротескно безобразный – портрет именно герцогини Маргариты. Из всего этого следует, что герцогиня Маргарита, скорее всего, была просто некрасива – и только.
     Но зато какой богатый простор для воображения писателя! Ведь чем меньше исторических материалов о герое, тем большую свободу получает вдохновенная работа художника слова. К тому же, прозвище «Маульташ», конечно, не случайно. Нет дыма без огня. Очень вероятно, что рот герцогини действительно был большим, хотя большой рот далеко не всегда некрасив, а небольшой – так же не обязательно красив. Всем известно, что по-настоящему красив только внутренне обаятельный человек; наша внешность оживляется, освещается изнутри духовным светом Божественного начала.
     Л.Фейхтвангер показывает нам Маргариту исключительно безобразной, но при этом одаренной необыкновенным умом, тягой к всевозможным наукам, тонким пониманием политики и «закулисных интриг». Перед нами – женщина, наделенная глубокой, ранимой, восприимчивой, однако гибкой и сильной душой. У Маргариты приятный, звучный, теплый голос, и, когда никого нет поблизости, она порой с удовольствием поет. В личности герцогини присутствует затаенный шарм, которого при всей своей лучезарной красоте лишена ее политическая противница – Агнесса фон Флавон. Агнесса не знает, что такое любовь; Маргарита же полна любовью – и готова щедро наделять ею людей, достойных ее дружбы и доверия.
     Внутренняя борьба этих двух женщин – аллегорическая. Красота пытается победить безобразие и наоборот. В реальности этого, конечно, не могло быть. Как бы ни прекрасна была Агнесса, народ не мог почитать ее только за внешнюю красоту, а герцогиню тайно ненавидеть только за ее безобразие. И в реальности мужчины вовсе не стали бы в таком количестве, как об этом говорится в романе, ломать копья за прекрасную Агнессу, будь она даже в тысячу раз привлекательней. Нашлись бы, разумеется, свои симпатии, но были бы и антипатии – стойкие, неизменные. Большинство мужчин не так глупы, чтобы только ради «красивой личины» (Фейхтвангер) стреляться, сражаться, сходить с ума, восставать против власти герцогини. Тем более, существует такое понятие как вкус. Трудно поверить, что Агнесса была решительно во вкусе всех мужчин, которых встречала на своем пути. Тем более, плохо верится в увлечение крестьян Агнессой. Во все времена и во всех странах крестьян занимала и занимает прежде всего земля (урожаи, дожди, засуха) и домашнее хозяйство. Герцогиня Маргарита ревностно занималась благосостоянием своих крестьян и процветанием городов: ее не могли не уважать и не почитать за это.
     Но всё остальное – не аллегория, ибо МОГЛО быть на самом деле. Агнесса завладевает первой любовью Маргариты, Крэтиеном де Лаферт. Муж молодой герцогини Иоганн не любит свою жену, между ними нет абсолютно ничего общего. Перед нами пример исключительно политического брака, построенного на выгодах и расчетах. «Жениться по любви не может ни один король» (А. Пугачева). Это аксиома. Впрочем, нет правил без исключений. В мировой истории мы находим примеры счастливых браков, когда политически выгодный союз всё же становился союзом по любви. К сожалению, Маргариту постигает участь большинства «власть имеющих» жен. Муж ее не любит, сильно уступает ей в уме, масштабности мышления, душевных качествах; мало того, он презирает свою «слишком умную» супругу. Его главные забавы – охота и красивые женщины. Маргарита тоже не любит мужа, но, питая к нему склонность (ведь он «почти красив»), старается выполнить свой долг, остаться честной женой тому, с кем обвенчана, соединена Богом. Но он грубо отвергает ее, осмеивает, отказывается исполнять свой супружеский долг, мало того, приближает к себе Агнессу фон Флавон. Оскорбленная герцогиня отбирает у Агнессы ее поместье Тауферс и дарит его Крэтиену де Лаферт, единственному человеку, которого по-настоящему любит как мужчину. Это платоническое чувство, о котором бедный Крэтиен даже не подозревает. Маргарита же, как большинство молодых женщин склонна строить воздушные замки. Она убеждена, что Крэтиен так же безоглядно влюблен в нее, чего на самом деле нет. Крэтиену не приходит в голову, что герцогиня может испытывать к нему любовь. Он даже не задается вопросом, почему она дарит замок именно ему. Пребывая в счастливом неведении, молодой человек влюбляется в Агнессу фон Флавон и женится на ней. Агнесса выходит за него не без расчета. Ей известны чувства герцогини к своему вассалу. Значит, выйдя за него замуж, она, Агнесса, нанесет сокрушительный удар своей безобразной сопернице и заодно вернет себе имение на правах законной жены Крэтиена.
      Узнав о том, что любимый ею человек женился на ее сопернице, Маргарита действительно испытывает потрясение. Ее воздушные замки немедленно рушатся, она чувствует себя оскорбленной и обманутой. Крэтиен не обманывал ее, но она, такая умная и проницательная не в состоянии этого понять, возможно, потому, что женское сердце всегда остается женским. И она отвечает ударом на удар. Герцог Иоганн в отъезде; она шлет ему анонимные письма, шлет письма другим лицам, которые передадут их герцогу. Из писем Иоганн узнаёт, что против него составлен заговор, и во главе заговорщиков – Крэтиен де Лаферт фон Тауферс. Заговор действительно существует, и Крэтиен в самом деле посвящен в суть заговора и, благодаря Маргарите, занимает одно из самых значительных мест среди мятежников. Вместе с Крэтиеном Маргарита выдает и несколько своих сподвижников по принципу «лес рубят, щепки летят». Иоганн немедленно возвращается домой, наказывает названных Маргаритой лиц, в том числе, и ее саму – и казнит своего бывшего оруженосца де Лаферта. Маргарита отомщена. О собственном наказании (домашнем аресте) она не думает. Душа ее опустошена, сердце разбито: из него ушла любовь. Больше она никогда никого не полюбит.
      Агнесса в ужасе: она не ожидала столь грозного ответного удара. Но ведет она себя хитро и осторожно, ей удаётся избежать опалы.
      Наиболее близких герцогине людей, которые на самом деле составляют главу заговора (Якоба фон Шенна и еще нескольких аристократов), Маргарита в своих анонимных письмах не выдала. Заговорщики возобновляют свою деятельность, и на этот раз удачно – мужа герцогини, Иоганна Люксембургского изгоняют из страны в горах.
      Но династия должна быть продолжена. И герцогиня становится женой маркграфа Виттельсбаха, человека прямолинейного, лишенного романтики и синтементальности, но честного, деятельного, разумного политика. Маргарита, наконец, обретает покой в супружестве. У нее рождаются дети – две дочери и сын. Он растит их добросовестно, но «без сердечной теплоты» (Л. Фейхтвангер). Ее душа уже не способна любить кого бы то ни было. Впрочем, она в добрых отношениях с супругом. Он баварец и, конечно, больше заботится о Баварии, нежели о Тироле и других городах герцогини (теперь маркгрфини). Она сама ненавязчиво управляет своими владениями, но так, чтобы мужу казалось, будто мысли, высказанные ею, появились у него первого. В глазах церкви их брак считается незаконным, папа отлучает высокородную чету от церкви. Тем не менее, города Маргариты процветают, крестьяне вполне довольны, аристократы тоже.
     Маргарита нисколько не сомневается, что она по-настоящему правительница страны в горах. Ведь в страну возвращаются гномы. Гномы покинули родину после кончины отца Маргариты, «доброго короля Генриха». Но теперь подземный народец возвращается. Один из его представителей приветствует герцогиню – и тут же исчезает. Гномы показываются только истинному правителю и священникам. Удивительное переплетение средневековой сказки с суховатым, сдержанным слогом, которым написан роман. Это придает «Безобразной герцогине» толику тепла – и человечности. Ведь потребность верить в чудеса свойственна всем людям, независимо от их национальности и социального статуса. Маргарита верит в гномов столь сильно, что и читатель нисколько не сомневается в их существовании. Л.Фейхтвангер мастерски упоминает о гномах, именно тогда, когда это нужно, и таинственная легенда делает роман еще более реалистическим, цельным, убедительным.
     Маркграфиня Маргарита одинока. Даже самый близкий ей человек Якоб фон Шенна не способен совершенно избавить ее от этого одиночества. Но кто из государей и государынь не был одинок? Очень немногие. Они поставлены Богом выше даже наиболее близких к себе людей. Уже поэтому настоящая дружба с кем- либо из подданных исключена, ибо дружба предполагает равенство.
     Это одиночество царствующих особ было особенно сильно  на средневековом Западе, где народ смотрел на своих правителей всегда критически и не испытывал такого преклонения перед своими государями, которое испытывал русский народ. Русские люди в подавляющем своем большинстве всегда душой и телом были преданы нашим правителям как помазанникам Божьим, и в то же время умудрялись дружить с ними гораздо крепче и преданней, чем на Западе. Петр Первый видел в своих сподвижниках близких друзей, сердечно любил их и высоко ценил их заслуги. Они отвечали ему такой же любовью, и – могу сказать с уверенностью – царь Петр одинок не был! Не была одинока и Екатерина Вторая, принявшая православие не только внешне, но и всем сердцем – немка, ставшая великой, истинно русской правительницей. У нее были наперсницы, которым она могла открыть душу в часы тревог, волнений, тоски. В какой-либо другой стране подобное вряд ли было бы возможно, и Екатерина это понимала. Умная, обладающая глубокой и тонкой душой, Екатерина возвеличила немало достойных людей, в том числе, и своих фаворитов, которые очень часто того заслуживали. Что бы Россия делала без Потемкина, без Орловых и прочих близких друзей Екатерины, помогавших ей делом и советом? Мария Терезия писала сыну: «… ты знаешь, как я презираю Екатерину за ее безнравственность…» Но за что презирать? Безнравственности как таковой не было. Просто женщине трудно жить одной. Большинство женщин живут лаской и любовью; к тому же, от настроения правительницы зависит благополучие страны. Екатерина Вторая святой не была; она оставалась слабой женщиной, нуждающейся в поддержке. Без фаворитов царица увяла бы, впала в уныние, и это обязательно сказалось бы на управлении Россией. Поэтому (из двух зол выбирают меньшее) при ней всегда были фавориты, нередко приносившие славу и победу (много побед!) России. Мария Терезия, конечно, не могла позволить себе такой «безнравственности»: немецкий народ ее не понял бы, в нем не хватило бы для этого душевной широты. Да и психология народов, ее разность, сказалась бы: формировавшееся веками отношение к правящим кругам.
      Но вернемся к безобразной герцогине. Ее одиночество всё-таки объясняется, скорее, врожденными чертами характера. Даже если бы Маргарита не была герцогиней, она, всего вероятнее, всё равно была бы одинока. Маргарита – из числа тех сильных, замкнутых натур, которые не нуждаются в дружбе особ своего пола. Такие деловые женщины словно родились для того, чтобы исполнять свой долг, управлять людьми, а то и целым народом. Они механически отсекают от себя все лишние знакомства и соблюдают дистанцию между собой и окружающими. Как правило, они поддерживают отношения только с такими лицами, которые могут быть им полезны в том или ином случае.
     Поэтому когда еврей Мендель Гирш просит у маркграфини приюта и заступничества, правительница не отказывает ему в своем покровительстве. Ей известно, что евреи способствуют процветанию городов, умело ведут торговлю и имеют бесчисленные связи с людьми разных кругов, что может пригодиться в будущем. Ее супруг маркграф в данном случае с ней согласен, хотя и презирает «гонимый народ». Маргарите чуждо это презрение. Она даже испытывает некоторое уважение к Гиршу за то, что он, подобно ей,  тоже «держит дистанцию», не рассказывает о своей вере и обрядах, точнее, уклоняется от таких бесед. Как и маркграфиня, он не желает говорить о том, что сокровенно и священно для него. Это понятно Маргарите и импонирует ей.
     Гирш также проникается благодарностью и уважением к герцогине. Под ее защитой он может спокойно вести торговлю. Лучшие товары он, конечно, в первую очередь доставляет ей. Мало того, он помогает правительнице мудрыми советами, которыми Маргарита как разумная государыня пользуется.
       В это время Агнесса фон Флавон следит за каждым политическим шагом герцогини, надеясь хоть в чем-нибудь ей помешать: не открыто, конечно, а чужими руками. Поэтому когда в горы приходит чума, не без тайного участия Агнессы, в смертельной болезни обвиняют евреев –  это они, безбожные колдуны, виноваты в чуме! У Гирша много врагов, они этим пользуются, и вот – под их руководством евреев убивают почти во всех владениях Маргариты. Убивают и Гирша.
     Семью маркграфа также посещает чума. Обе дочери царственной четы умирают, в живых остается только сын, наследник Мейнгард.
     Маркграф постепенно отдаляется от Маргариты, хотя они уже законные муж и жена; папа снимает с них отлучение. Агнессе удается сблизиться с Виттельсбахом; это входит в ее планы восторжествовать над «Безобразной». Маргарита не упрекает его; она сама сходится с Конрадом Фрауэнтбергом – не по любви, но по какой-то склонности к нему. Воздушные замки даже у самой умной женщины всегда наготове. Маркграфиня видит во Фрауэнберге одинокого, нелюбимого, непонятого человека, к тому же, далеко не красавца. На самом деле это беспредельно циничный, скорее хитрый, нежели умный солдат, для которого для которого нет решительно ничего святого. По-настоящему он любит, точнее, ценит только деньги и еще семь радостей жизни, о которых поется в его излюбленной песенке: есть, пить, проводить время с женщиной и т.д., но самое лучшее – это спать.
     Фрауэнберг – баварец, но ему наплевать и на Баварию, и на Тироль. Он идет навстречу Маргарите только потому, что она герцогиня – и может способствовать его благосостоянию и карьере, что она и делает. Заодно он сходится и с Агнессой, но вовсе не из любви к ней, а так, для развлечения. К тому же его явно забавляет тайная борьба между Маргаритой и Агнессой. Об этой связи не знают ни Маргарита, ни Виттельсбах. Зато они знают друг о друге: маркграфиня – что ее муж сошелся с Агнессой, маркграф – что жена изменяет ему с Фрауэнбергом. Маркграф хочет покончить с Фрауэнбергом в честном поединке. Фрауэнберг далеко не глуп и догадывается о том, что его ждет. Он сообщает об этом своей покровительнице. И тогда она решается на ужасное: дает Фрауэнбергу пузырек с ядом. Фрауэнберг избавляется от маркграфа таким образом, что его можно лишь тайно подозревать в убийстве.
      Маргарита понимает, что перешла некую границу, которую переходить недопустимо, но могла ли она поступить иначе? Ведь кроме Фрауэнберга у нее больше никого нет, а ей так нужна поддержка в трудный час! И дать ей эту поддержку может только Фрауэнберг. С каждым годом она становится всё суше, черствей, безрадостней. Пособничество в убийстве собственного мужа делает ее в определенной степени сходной с Фрауэнбергом, отсутствие любви в самой себе и в окружающих этому способствуют.
      Она испытывает бесконечную опустошенность и усталость – и едет в Италию:  отдохнуть там на берегу знойного, летнего озера, среди изжелта-белых статуй. Судьба сводит герцогиню с юношей Альдригетто, потомком древнего аристократического рода. Происходит удивительное: юноша по-настоящему влюбляется в Маргариту. Она это видит, но уже не может радоваться. Ей больше не нужна чья-либо любовь, на которую она не в состоянии ответить тем же чувством. Чужая любовь только мешает ее усталому покою и равнодушию ко всему на свете.
     Тем временем сын герцогини (ему уже 15 или немногим больше лет). Его кузен по отцу становится его другом. Молодой герцог Мейнгард решительно ничего не понимает в политике, да и в людях разбирается плохо; словом он «глуповатая, толстоватая посредственность», как пишет автор. Он любит только одно существо на свете: своего ручного сурка Петера. Еще он искренне привязан к двоюродному брату Фридриху. Агнесса фон Флавон, пользуясь своей красотой, положением в обществе и просто хитростью, способствует созданию так называемого Артурова Круга. Члены этого общества, молодые вельможи, пьянствуют, пируют и бесчинствуют круглыми сутками.
      Безобразная герцогиня узнает об этом от своего учителя, престарелого аббата Вигтринского. Сначала она слушает его равнодушно, но вскоре начинает проявлять интерес и внимание. Ей становится ясно, что довольно отдыхать, нужно спасать сына.
       С любящим ее Альдригетто Маргарита поступает цинично и просто. Она говорит ему, что уезжает на несколько дней и скоро вернется. Затем она встречается с делла Скала и очень просит его, чтобы «юноша исчез», ибо ей хочется сохранить о нем только добрые воспоминания. Могущественный властитель обещает ей «убрать» Альдригетто. Итак, юношу тайно убивают только потому, что он больше не нужен правительнице страны в горах.
     Маргарита спешит домой, едет в Мюнхен. Она зовет сына в Тироль, но он не желает ехать: ведь ему так весело в Мюнхене! Маргарита всюду сталкивается с влиянием Агнессы, с ее вкусами, наклонностями и прочим.
      Герцогиня возвращается в горы одна. Тирольцы пишут письмо Мейнгарду и зовут его домой, как своего законного, любимого будущего правителя. Фрауэнберг доставляет это письмо в Мюнхен. Артуров Круг дружно высмеивает письмо, но душа Мейнгарда тронута обращением к нему его народа. Фрауэнберг уговаривает Мейнгарда покинуть Мюнхен и уведомляет Маргариту о том, что они едут.
     Маргарита словно просыпается от сна. Она оживлена, волнуется, ей хорошо впервые за много лет. «Мой сын приезжает!» - ликует она.
     Но путь в Тироль тяжел и длителен. Слабосильный Мейнгард быстро утомляется, становится упрямей и ленивей. Тем временем за ними уже послана погоня из Мюнхена. И тогда Фрауэнберг решается убить герцога, чтобы Агнесса уже не могла прибрать его к рукам – ему это не выгодно. Он сталкивает Мейнгарда в пропасть, когда никто этого не видит. Тело доставляют в Тироль.
     Этот удар окончательно сокрушает Маргариту. Агнесса наносит визит своей сопернице. Маргарита пользуется этим случаем и задерживает ее в замке. Это ее последнее мрачное ликование: ведь в ее руках, наконец, та, которая сломала ей жизнь. Она назначает суд над Агнессой и заранее добивается приговора о смертной казни – разумеется, за немалые взятки. Добрых полстраны она раздаривает вельможам, только бы они вынесли смертный приговор Агнессе фон Флавон. И судьи этот приговор выносят.
     Но Агнесса не верит, что ее могут казнить. Она убеждена: ее хотят просто напугать. Отчасти она права. Герцогине не нужна ее смерть. Просто Маргарита хочет, чтобы эта «глупая бабочка» признала себя побежденной, склонилась бы перед Маргаритой, признала бы ее СВОЕЙ герцогиней.
      Гордиев узел разрубает Фрауэнберг. Он просто-напросто отравляет Агнессу, и она умирает. Маргарита в бешенстве: Агнесса умерла непобежденной, не преклонила головы перед ней, герцогиней!
       Чтобы проверить верность своих вельмож, а также до конца понять, кто из них победил – Агнесса или Маргарита – герцогиня назначает похороны Агнессы и своего сына в один и тот же день.
      Подавляющее большинство ее вассалов уезжает на похороны Агнессы, даже неизменный друг Маргариты Якоб фон Шенна. Герцога провожают в последний путь очень немногие.
      После гибели сына и соперницы жизнь теряет для герцогини смысл. Она передает правление Рудольфу Габсбургу – и заканчивает свои годы в обществе очень немногих слуг, в рыбачьей хижине. Здесь ей хорошо и спокойно: не надо ни о чем думать, ничего желать. Есть, спит, спасть и гулять – вот всё, чего хочет бывшая государыня. И, заканчивая читать роман Фейхтвангера, мы задаемся вопросом: не обрела ли, наконец, Маргарита свое подлинное счастье на этой земле? Ведь душа ее теперь совершенно спокойна, а жизнь более, чем проста, и она довольна ею. Мне кажется, очень многим из нас (если не всем) хотелось бы жить именно так, в покое и душевном умиротворении. Но, пожалуй, такая светлая старость дается лишь очень несчастным людям – и больше никому…
               


Рецензии
Мне кажется, что гг обрела не покой, а была предана забвению и , покорившись судьбе, забылась. Песенка про семь удовольствий - вот чем закончился роман.

Екатерина Матвеевна Винникова   07.08.2019 11:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Простите, что поздно отвечаю - долго лежала в больнице. И не в одной.

Кира Велигина 3   18.08.2019 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.