Русская История 3. Предки и первоучители

(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/05/17/320)


ПОПОВ Флегонт Петрович.

г. Кишинев, 1986 год.



ДАЛЁКИЕ НАШИ ПРЕДКИ.


ВЕНЕДЫ (венеты), славянские племена, населявшие в первые века нашей эры территорию от Карпат до Венедского (ныне Поморский) залива Балтийского моря. Впервые упоминается у римского писателя Плиния (1-й век). Готский историк 6-го века Иордан указывает, что венеды были известны в его время под именем антов и склавинов. Вплоть до позднего средневековья название «венеды» сохранилось среди германцев и финнов для обозначения славян.

АНТЫ — восточно-славянские племена, жившие в 4 — 6 веках между реками Днепром и Днестром и к востоку от Днепра, являлись восточной ветвью венедов. Анты были осёдлыми племенами, имевшими развитое пашенное земледелие и скотоводство, объединялись в обширный союз племён. Жили патриархальными общинами. Родоплеменная знать обладала большими богатствами. Известны имена антских вождей: Бож, Межимир и другие. Рабство у антов имело патриархальный характер и не получило широкого распространения. Анты отличались мужеством и обладали искусными боевыми приёмами. В 5 - 6 веках участвовали в больших военных походах славян на Византию. В начале 7 века союз антов распался и упоминание о них исчезло. Но древнее антское население продолжало обитать на старых местах, населяло Киев и прилежащие области. Такими же центрами восточного славянства 9 - 10 веков, какими они были в период антов.


СЛАВЯНЕ И АНТЫ.

Под названием «Стратегикона», то есть трактата о военном искусстве, известен византийский памятник, приписываемый императору Маврикию (582 - 602 года). В нём мы находим рассказ о нравах и военном искусстве южных и восточных славян докиевского периода. Отрывок дан в переводе с греческого.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и оказывают им знаки расположения. При их перемещении из одного места в другое охраняют в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая  долгом чести отомстить за чужеземца.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства)  определённым временем, предлагают им на выбор:  желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или оставаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днём, и ночью изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа оставшихся дома будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. А если случиться, что камыши бывают видны снаружи, то неопытные люди считают их за растущие  в воде. Лица же, знакомые (с этой уловкой) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.

Каждый вооружён двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особыми для стрел ядами, сильнодействующими, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам или тотчас  не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых ровных местах. Если и случается, что они отваживаются идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться силами с неприятелем в рукопашной (схватке). Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Всё это они мастера делать разнообразными придумываемыми способами с целью заманить противника».


ПЕРВОУЧИТЕЛИ СЛАВЯНСКИЕ.


КИРИЛЛ (до монашества Константин) (827-869гг.) Святой и Равноапостольный, простветитель славянский. Проповедник христианства. Уроженец города Фессалоники (Солунь). В 858 году был с религиозной миссией у хазар. В 862 году вместе с братом Мефодием принимал деятельное участие в распространении христианства (по греческому обряду0 в Моравии, затем в Паннонии. Перевёл на славянский язык Евангелие, Апостолов, Псалтырь и богослужебные книги. Считается создателем славянской азбуки - Кириллицы. Вёл борьбу против католического духовенства за богослужение на славянском языке.

МЕФОДИЙ (родился около 815, умер в 885 г.) - Моравский епископ, брат Кирилла, проповедник христианства, просветитель славянский.

        Сначала был на военной службе в Византии, затем правителем одной области, наконец постригся в монашество на Олимпе. В 858 году вместе с Кириллом ездил к хазарам для спора с евреями (хазарами) и сарацинами (мусульманами). В 862 году послан в Моравию, где стал проповедовать христианство, учредил богослужение на славянском языке, дал богослужебные книги на этом языке. По жалобе немецкого духовенства был вызван в Рим, но Папа сделал его Моравским епископом. Деятельность Мефодия и Кирилла способствовали созданию литературного языка (старо-славянского), общего в своё время для значительной части южных и западных славян. Православной церковью Кирилл и Мефодий причислены к лику святых.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.


ГЛАГОЛИЦА - одна из двух древнейших славянских азбук. Почти полностью совпадая со второй славянской азбукой — кириллицей — по алфавитному составу и расположению, звуковому значению и названиям букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Древнейший памятник глаголицы - «Киевские листки» (10 век). В отличии от кириллицы, из которой родились русская, болгарская, сербская и другие системы письма, глалолица просуществовала недолго, причем главным образом у юго-западных славян (в Хорватии и Долмации).

КИРИЛЛИЦА — одна из двух древнейших славянских азбук. Название «кириллица» происходит от имени славянского просветителя  Кирилла, которому приписывается создание кириллицы. Несомненно, что Кирилл в Моравии создал какую-то славянскую азбуку, но одни считают этой азбукой кириллицу, другие же — глаголицу. В основу графических форм букв кириллицы для передачи звуков, имевшихся в греческом языке, была положена графика греческого уставного письма; таких букв в кириллице 25 из 43. Буквы, служившие для передачи звуков славянского языка, отсутствующие в греческом языке, были построены самостоятельно, с соблюдением единого графического характера кирилловской азбуки; таких букв 18.

        Древнейшими кирилловскими надписями считаются: преславская (893 г.), добруджская (943 г.) и некоторые другие; древнейшими книгами — Остромирово евангелие (1056 — 57 гг.), Саввина книга и Супрасльская рукопись. На основе кириллицы построены алфавиты большинства народов СССР (кроме грузинского, армянского, эстонского, литовского, латышского), а также болгарский и сербский алфавиты.


СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК.


Древнейший литературный язык славян. Возникший в 9 веке на основе македонского (солуньского) южнославянского наречия в результате деятельности братьев Кирилла и Мефодия — славянских просветителей, видных византийских учёных и миссионеров. На славянский язык были переведены с греческого евангельские и некоторые другие тексты и книги церковного характера.

        Древнейшие памятники славянского языка датируются 10-11 веками. Они отражают два вида письма - глаголицу и кириллицу, из которых последняя, видимо, более позднего происхождения. По своему фонетико-морфологическому строю славянский язык довольно близок к праславянскому языку позднего периода. Оказал большое влияние на историю литературных славянских языков, прежде всего восточно- и южнославянских.


ИЗОБРЕТЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ.


Известно, что славянская азбука была создана двумя братьями из Солуни Кириллом и Мефодием. Кирилл (ок. 827-869), помимо славянского, знал греческий, латинский, арабский и еврейский языки, а за уменье вести философские диспуты получил звание «философа». Общественный деятель - просветитель, дипломат, учёный-лингвист, он создал в Моравии для славян азбуку, которая позволила записывать славянскую речь. Дело просвещения славян, перевода книг с греческого на славянский потом было продолжено его братом Мефодием. Однако после смерти Мефодия (885 г.) славянская письменность и богослужение  в Моравии были подвергнуты гонениям и вновь заменены латинской письменностью и римско-католическим богослужением. Преданные делу ученики Кирилла и Мефодия продолжили его в Болгарии при дворе болгарского царя Бориса. Болгария становится колыбелью, откуда славянская письменность и литература распространяется во многие славянские страны, в том числе и на Русь, и становится основой развития славянских национальных культур.

Казалось бы, история создания славянского письма достаточно ясна. Но... Начнем с того, что древнейшие, дошедшие до нас славянские рукописи, написаны двумя алфавитами: помимо всем известной «кириллицы», на основе которой созданы алфавиты современного болгарского, русского и ряда других языков, есть ещё и «глаголица» - особая азбука, состоящая из сложных и замысловатых знаков, представляющих собой комбинации петель и треугольников.

        Ею пользовались во всех славянских странах. До недавнего времени эта азбука была в употреблении ещё в некоторых районах Далматинского побережья Адриатического моря (Югославия).  Предшествует кириллица глаголице, или они употреблялись одновременно? К какому времени относятся древнейшие рукописи? Где они написаны? Меняли ли буквенный состав этих азбук? На эти и многие другие вопросы пока нет однозначного ответа. Дело в том, что письменных памятников, одновременных эпохе изобретения славянского письма, до сих пор не обнаружено. Поэтому приходится основываться на более поздних источниках: сохранившихся славянских и греческих рукописях, литературных преданиях и так далее.

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/05/18/527)


Рецензии
СпасиБо! Очень верная и нужная статья! Храни вас Бог!

Станислав Бартенев   12.08.2021 13:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.