Про жизнь и Балабанова

Когда вышел фильм "Брат" мне было 4 года. Я тогда не знал, что такое русский рок, не знал славного города Петербурга и не понимал, почему же Данила Багров к немцам относится лучше чем к евреям.
Балабанова для меня открыла папа. Моего отца тяжело рассмешить даже комедией, а фильм Брат заставлял его посмеиваться каждые 10 минут, на мой наивный детский вопрос: "Папа, а что тут смешного?", он серьезно отвечал мне: "Жизненно все, знакомо".
В фильмах Балабанова мы видим срез той эпохи, в которую занесла его судьба.
И от этой правдивости порой тебя ломает изнутри, как во время просмотра "Груза-200", когда хочется закричать: "Все, хватит!".
А еще картины Балабанова про судьбу, про злой рок, который управляет нашей жизнью.
Что-то роковое абсолютно точно есть и в смерти Алексея. Режиссер ушел в тот момент, когда закончилась его эпоха - лихое время надежд, абсолютной свободы (представьте с сегодняшними законами ГД РФ русский фильм со словами: "Не брат ты мне, гнида черножопая") и злых гениев (таких как Борис Березовский, который ушел в один год с Балабновым).
Балабанов - этакий Кафка русского кинематографа, которого понимают все - и дядя Вася из Нижнего Тагила, и дядя Дима из правительства РФ.
Антон Долин весьма точно сказал: "Балабанов — самый настоящий проклятый поэт, без дураков; то, что он сам себя проклял, факта не отменяет. «Я тоже хочу» действительно кажется последним фильмом, завещанием: такое впечатление, что дальше Балабанов не выдержит. Но если он уйдет, непонятно, как и чем мы будем дальше жить".

Продолжая ощущать себя героем фильма, который снимает кто-то свыше, я шел по перрону с волнением теребя в руках свой билет в московскую неизвестность. Запах на платформе Петербургского вокзала заставил меня мысленно перенестись на 10 лет назад, когда точно таким же пасмурным вечером я уезжал из Петербурга в родной Омск.
"Мелочи не будет на сигарет?" - вывел меня из задумчивого состояния потрепанный жизнью простой русский мужичок.
"Сам бедный студент" - с улыбкой ответил я.
"Эх, жаль, студент" - протянул незнакомец и вдруг добавил:
"А едешь-то куда?"
"В Москву..."


Рецензии