Две рисинки от Вячеслава Пьецуха

Чтобы оценить качество риса достаточно попробовать пару рисинок.

Рисинка первая.

В эссе «Дурни и сумашедшие» Пьецух рассуждает: «Это еще Федор Михайлович Достоевский прозрел, что политики и урки, в сущности, близнецы-братья, выведя Родиона Раскольникова, который легко соединил в себе бытовую уголовщину и эгополитическую идею; замечательно, что этот нервный и озлобленный недоучка, который в наше время, поди, таскался бы по редакциям с невразумительными стихами и кончил бы тем, что учредил бы несуразную партию, если бы прежде не зарезал какую-нибудь вдову за бутылку водки, и преступление свое совершил в невменяемом состоянии, и, главное, презрел награбленный материал. Ведь вор крадет не оттого, что хочет сделать первоначальное накопление капитала, и даже не оттого, что у него, бедняги, руки приделаны кое-как, а что он ненавидит естественную жизнь и психически нормального человека, что ему легче в тюрьму сесть, чем обтесать бревно на общих основаниях с плотником Ивановым; и насильник грабит и убивает ради собственного удовольствия, и не по той причине, что ему иначе противно жить, а по той причине, что отсутствие души погружает его в злобное беспокойство, и посему для него почти не имеет значения награбленный материал.» 

 Автор «высокой мысли» и « мудрой доброты» перечисляет все психотропы Раскольникова-преступника, но нет в том списке сострадания к униженным и оскорблённым. Будь-то и не было Мармеладовых, которых хотел Родион оградить от срама и голода, матери и сестры, жертвы которой не хочет и не может принять, жуткого сна о коне жестоко избиваемом, образа проданного детства – девочки на Конногвардейском бульваре  и мн. др.

Пьецух вынимает из творчества Достоевского высокое, сострадательное и мессианское, оставляя лишь «дурость и сумашествие». Месье не читал Достоевского и не понял великого русского писателя ?  Какое тогда моральное право он имеет писать и о русском вопросе, и о Достоевском.

Или Пьецух читал Достоевского, но не понял.  Что ж, как сам пишет «швейцарец нас, наверное не поймёт». По этой логике – писать на излюбленную им самим тему – «о загадочной русской душе» - у него получается, как «о загаженной русской душе».

 Остаётся третий вариант . И читал, и понял, но нарочно извращает.



Рисинка вторая.

В эссе « Открытие  России» : « К странному размышлению приходишь на склоне лет : целая жизнь прожита в России, а что это  за страна такая и что за народ её населяет – в точности мы не знаем».  Ну не родная страна  эта- и всё тут! И  народ  - как  что-то чуждое, к чему не причастен.


Я понимаю. Что Пьецух – любимец современной критики и интеллигенции, но, как говорится :»..а судьи кто?»  Сам автор заранее отгородился от возможной критики в свой адрес Колумбовым авторитетом : « приходится открывать Россию, как Колумб Америку. Занятие это неблагодарное, даже опасное – недаром Колумб кончил свои дни в болезнях и нищите».

 Итак. "Все талдычат про великую Россию, но никто не знает, что в ней великого, разве что размеры?"

 "Может быть, великая история ? « Да только как всмотришься хорошенько в мглу веков, так сразу станет ясно: довольно обычная история у России, не замечательнее датской или австрийской».

«Что же касается до побед, то  какие-то они все больше подозрительные победы».

«Наконец, в Великую Отечественную войну немцы разгромили собственно Красную
Армию в две недели».

«Одним словом, если наша история и необыкновенна, так единственно тем, что представляет собой цепь бессмысленных несчастий… бог весть за какие грехи»

« Таким образом , ни в стародавней нашей истории, ни в новейшей не наблюдается признаков особенного величия».

«Пословицы наши – чистый срам».

«Наконец, патриот – человек нарочито узкий, не желающий знать ничего такого, что не вписывается в модель».

«Нормальный русак принимает отчизну всякой, хоть рабовладельческой, хоть демократической, главное, чтоб была, - в отличие от патриота, которому нипочём вырезать часть мирного населения, только бы восторжествовал облюбованный образец».

«Итак , патриотизм – это от бедности,да ещё от обиды на нашу геополитическую судьбу.»

Вспоминается блудница вавилонская , которая напоила вином блудодеяний своих все народы. Народ мой, выйди  и не пой вино это, что бы не опьянеть от этой кривды. Змея пригубит молоко – оно становится отравой!

Много трутней на лошаде, корове, но на трудовом народе ещё больше! И ведь не только сосут кровь, но отравляют память, оскверняют святыни.
Если вы только предположите, что в библии не всё чисто, вас привлекут по 282 статье, но осквернять русскую память – критика и «интеллигенция» вам будет благосклонна. Кому мы вверили умы наших детей?  Пора бить тревогу! Потом будет поздно.


 Обзор по изданию Пьецух В. Заколдованная страна: Повести, рассказы, биографии, эссе. – М: Ценртполиграф ; 2001


Рецензии