Петербург в легендах обзор

Петербург в легендах…
И воссиял Свет неземной над просторами реки новой, что Невой называлась, соединяющей северные края седой Альдоги с морем древним Сарматским, и вели далеко был виден сей Свет..
Так повествуют древние легенды. Из дальних лет они принесли нам эту весть, что есть на Земле земля Светлая, Святая, оберегаемая Богами и народами с издревне. И сколь бы мало не осталось легенд в народах, но по крупицами собирают они их и берегут. Да еще хранят память о славных годах тех камни древние, заросшие мхами и лишайниками, да  исчерченные забытыми письмена, да скрывают от посторонних глаз свои тайны лабиринты и мегалиты огромные, чтобы однажды заговорить, и поведать людям сказку дивную о временах давних, о временах великих и славных. И оживет тогда листва в священных рощах, и наполнятся реки и святые источники силой небывалой, и взойдет слава прежняя на края древние.
Приневская низменность. расположена в сложном геолого-климатическом районе,на северо-западе России, в устье реки Невы , впадающей в Финский залив, в зоне тектонического разлома, на границе двух плит- более древнего Балтийского щита и Русской плиты. По линии разлома происходят постоянные перемещения, в результате чего северный берег Финского залива поднимается, а южный опускается со скоростью 1,5 мм в год, что видимо и обуславливает периодические землетрясения в этом районе и повышенное содержание радона, метана и урана. Почва болотистая, грунтовые воды располагаются близко к поверхности, в некоторых местах поднимаясь выше уровня моря, все это вызывает излишнее обводнее осадочных пород, так называемую «водную подушку», и делает почву неустойчивой . Еще одна особенность этого региона – значительные по величине сгонно-нагонные колебания уровня моря, с которыми и связаны катастрофические наводнения. Может быть поэтому место это считалось "гиблым" среди племен, населявших эти земли...
Но несмотря на все неблагоприятные условия, Приневская низменность , с давних времен была густо заселена. Учеными установлено, что ее реальная история началась 9–8 тысяч лет назад. Древний человек начал заселять эти территории вслед за уходящим ледником. В те далекие времена еще даже не было Невы, вместо нее плескалось Литориновое море, предшественник нынешней Балтики. И на глазах людей в 4-5 тысячелетие до нэ возникла река Нева и Приневская низменность приобрела современные очертания. Здесь обнаружены многочисленные неолитические стоянки древнего человека со следами его жизнедеятельности - высоко художественные наскальные рисунки, где человек запечатлен управляющим лодкой, удящим рыбу, охотящимся, обрабатывающим землю, идущим на лыжах и даже занимающимся любовными упражнениями, а также «ладожский челн»: лодку-долбленку, представляющую собой высокую культуру судостроения древних обитателей Приладожья. На одной из стоянок найдены кости древней одомашненной собаки, датируемые 4 тыс.лет. до н.э, возможно самой древней находки в Европе.
Расположенная на стыке соединения геологических и природных зон, на стыке народов, стран, верований и времен, эти места как неведомый магнит с издревне притягивали сюда людей , как будто здесь проходит невидимая граница, и идет борьба за обладание этих мест, борьба между силами Света и Тьмы, между добром и злом, между прошлым и будущем. Это место, как заколдованный круг, принимает своих героев и не отпускает их без покаяния..
С древних времен оно являлось местом поклонением древних народов, с обилием сакральных культовых мест , сооружений, священных родников, рощ и холмов. И недаром земля эта так обильно усыпана святыми местами. Пожалуй, нет другого такого места на всей  планете, которое так щедро не дарило бы нам сказки ,  легенды и пророчества.
Вот что донесли до нас легенды о первых обителях этих мест:
-Первые обитатели этих мест не строили в этих краях прочных домов, а лишь небольшие избушки, которые, с приближением бурной погоды, тотчас разбирали, превращая в удобные плоты, складывали на них нехитрый скарб, привязывали к деревьям, а сами спасались на Дудерову гору.
-По преданиям поморских рыбаков, сильнейшие наводнения повторялись здесь каждые пять лет. И Нева затопляла устье реки Охты, а в отдельные годы доходила даже до Пулковских высот.
-А несколько веков тому назад Финский залив вообще простирался до самой крепости Копорье, которая теперь находится более чем в 12 километрах от него. И еще в XIX веке село Ивановское, лежавшее далеко от залива, в народе называли гаванью – здесь будто бы некогда и в самом деле была морская гавань.
-и что живет под землей этой гигантский змей, до поры до времени не проявляя никаких признаков жизни. Но как только змей зашевелится, то расступится твердь земная и поглотит море эти края. И будто бы об этой легенде слышал и Фальконе. Вот почему он включил в композицию памятника изображение змея, будто на все грядущие века заявляя нечистой силе: «Чур, меня!»
И как будто ждали места эти своего часа. Наблюдали люди часто над Невскими берегами необыкновенное свечение, а в особые годы- оно было нестерпимо ярким, и издалека видным, как будто призывая и предрекая- быть граду Великому на брегах Невских! И издалека легенды народов древних несли нам эту весть,  быть граду здесь !
Возможно, одно из первых пророчеств, предвосхитивших появление Великого города , является «Инкеримаанскую заповедь»,  предположительно написанная около двух тысяч лет назад древними Волхвами, имевшими огромное влияние на своих соплеменников. С незапамятных времен выступавших в роли жрецов языческих богов, они старательно поддерживали в народе древние верования и обычаи.  В заповеди содержится пророчество о возникновении на этом месте великого города и о трех терзающих его бедах — «злой воде», «огненных вихрях», «голоде и море». И действительно, погода в Санкт-Петербурге непредсказуема и капризна и может меняться в течение суток несколько раз. Удручающе постоянны катастрофические наводнения, накатывающиеся с моря. Периодически случаются землетрясения. А кто не помнит голодные революционные годы и трагические годы Великой Отечественной войны- героические годы блокады Ленинграда. Сбываются ли древние пророчества, или это случайные зигзаги поступи времени…
Но может быть, как предвестница грядущих событий,  первой появилась легенда, записанная в Ипатьевской летописи 10 века, которая уносит нас в глубину веков к началу эры, во времена Апостола Андрея Первозванного, когда ходил он в северные края просвещать народы? И хотя первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039г, а также Начальный свод 1095г и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша» . Но многие священнослужители верят в правдивость легенды и ее высочайшее знамение. А в 18 веке в Петербурге широко бытовала такая легенда: «По вознесении Господнем на небеса, апостол Христов святый Андрей Первозванный на пустых Киевских горах, где ныне град Киев, водрузил святый крест и предвозвестил о здании града Киева и о благочестии, а по пришествии в великий Славенск (Новгород), от великого Славенска святый апостол, следуя к стране Санктпетербургской, отошед около 60 верст <…> водрузил жезл свой в Друзино (Грузино). <…> От Друзина святый апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Невом и рекою Невою сквозь места царствующего града Санкт-Петербурга в Варяжское море, и в шествие оные места, где царствующий град Санкт-Петербург, , не без благословления его апостольского, были. Ибо <…> издревле на оных местах многажды видимо было света сияние. ».
Может и не ходил Апостол Андрей по северным землям, но не случайно же родилась легенда много веков спустя, что будто Петр Великий обнаружил мощи святого Андрея Первозванного, и возложил он их  в золотом ковчеге в основании первой, еще деревянной , соборной церкви во имя Святых Петра и Павла, в праздник святой Троицы. И хотя, согласно официальной, «муж сильный святой Андрей» мученически кончил свою жизнь в греческом городе Патры, где был распят на кресте, имевшем форму «X», называемым ныне Андреевским, именно  Апостол Андрей – стал одним из первых небесных покровителей Петербурга. А Андреевский флаг- государственным символом военно-морского флота .
И может именно поэтому , как подтверждение этой легенды, в XVII веке в старорусском уезде на Рдейском острове Преосвященным Корнилием был водружен Крест с текстом местного предания: «остров Рдейский благословил лично святым крестом апостол Андрей Первозванный, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро на Валааме» .
И еще одно совпадение, будто говорящее нам из глубины веков- ходил Апостол Андрей по древней земле: на Карельском перешейке, недалеко от древнейшего города Антреа (Каменногорск) люди жили в IV–III вв. до н.э, там были найдены деревянная и кремнёвая утварь, шлифованные орудия из глинистого сланца и самуая древнейшая в мире рыболовнаясеть, возраст которой составляет 8400—8100 лет до нашей эры. И как полагают, в своем топониме, относящемся к начальной поре нашей эры, отражено имя Андрея Первозванного (Антреа=Андрей).
Но что нам говорят старинные карты? Взглянем на карты Олафа Магнуса 1539г:  http://www.kolamap.ru/img/1539/marina.htm  На третьей карте в правом верхнем ряду наверху по центру карты мы видим нарисованный крест в виде буквы Х. Что это? Может так отмечено место, где проповедовал Апостол Андрей? Или обозначено особым крестом какое –то неизведанное и тайное место?.. Открытия и находки еще ждут своих исследователей..
На этой же карте можно увидеть еще много интересного. Например, что море у берегов Швеции называлось CVETICVM, а Швеция- СVECIA, и сразу же возникает искушение прочесть на русский лад Море Ц(С)ветикум , то есть светящееся, а Швеция- Ц(С)весия, но грамматические правила вопрошают- а как ты прочитаешь RVSIA- Русия, или Росия, а может на манер Швеции- Рвсия?? И почему мы RVSIA читаем как Русия, а noRVEGIA не читаем как Но РУГИЯ?? Может все дело в открытом и открытом слоге? Странности языка, странности лингвистики. Как много надо знать, чтобы понимать написанное.
И куда незнание приводит нас.. Может мы порой не замечаем очевидных вещей.. Кстати, на современных картах Карелии до сих пор можно найти названия с основой Руг, например Ругозеро. Не те ли самые это Ругии там жили, которых впоследствии Русами стали называть?
Но посмотрим внимательно далее на карту. В устье реки Невы мы увидим странную гору, которая находится рядом с укрепленным районом (крепостью). Гора изображенная в виде древней правильной конической постройки , с ровными рядами уступов- гладких дорог с ритуальными камнями(?). Гора извергает потоки огня и искр, огнедышащая гора. Где она сейчас? И что это? В ближайшее геологическое время извержения вулканов в Приневской низменности не было зафиксировано. ( а ведь это 16 век!!) Но может это Вечный огонь, постоянно поддерживаемый ритуалами .. или древний маяк? А может здесь в древности жили кузнецы? И были металлообрабатывающие мастерские? Но мы еще вернемся подробнее к рассмотрению этого вопроса . А пока вспомним легенды : «И воссиял Свет невиданный над просторами Невскими…»
Мистический сюжет о сиянии яркого света, предвосхищающим будущий великий город  на берегах Невы , через много веков получил неожиданное продолжение:
Как утверждают местные легенды, в год начала Северной войны (1242г) «чудесный свет, издревле игравший над островами невской дельты, необыкновенно усилился». А перед битвой на Чудском озере, старейшине Ижорской земли Пелгусию было Чудесное знамение, о котором сказано в житии Св. Александра Невского, основаного на древнейших новгородских и владимирских рукописях «О Пелгусии и подвигах шести храбрых мужей» : «На море произошел страшный шум, и на рассвете показался насад (древнее новгородское судно ладейного типа), посередине которого стояли ранее убитые князья Борис и Глеб, произведенные в ранг святых. На них была одежда багряного цвета, тогда как гребцы имели костюмы цвета молнии». При этом Пелугсий услыхал, как Борис произнес: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». А далее , как повествуют народные легенды, они сказали- «знай, Пелгусий, что пройдут столетья и на этих берегах будет прекрасный град, столица всей земли русской.»
И воодушевил Александр дружину перед битвой: «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем...Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог.»
И далее повествует Житие Александра о чуде, совершенном во время битвы: одержав победу над шведами, продвигались по берегу реки Ижоры дружины во главе с князем к Новгороду, и увидел Александр, что по небу движется «полк ангелов», а на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Летописец утверждает, что они были убиты «ангелами божьими». И действительно – русских воинов на той стороне не было!

А 460 лет после Невской битвы, Петру 1 потомки древних новгородцев показывали место, где по народному преданию произошла великая битва. В честь победы в Невской битве в Усть-Ижоре в 1711г была построена деревянная церковь. И назвал Петр I  Александра Невского Святым покровителем города , и  построил в Петербурге лавру ,назвав ее Александрийской, и сам перевез в нее останки Александра Невского из Владимира. Для мощей Александра Невского изготовили специальный серебряный саркофаг весом в 90 пудов. Слева от нее находилась икона Владимирской Богоматери, которая, по преданию, принадлежала самому Александру Невскому. По свидетельству современников, еще при Елизавете Петровне в Петербурге сложился обычай класть на раку монетку «в залог того, о чем просят святого». Еще одна традиция стала общероссийской: ежегодно 30 августа от Казанского собора к Александро-Невской лавре совершался крестный ход в память перенесения мощей святого князя, в нем принимали участие все кавалеры ордена Александра Невского. День перенесения мощей святого Александра – 30 августа – был установлен днем празднования памяти святого Александра.
Как Ангел, как светлое знамение реял над Невой город будущего, город, украшение и слава России- Великой Российской Империи. Через полтора тысячелетия после легендарного хождения Апостола Андрея в северные края и почти через 300 лет после Ледового побоища, французский астролог Мишель Нострадамус в своих знаменитых пророчествах якобы предсказал появление великого государя и великой столицы:
Усилиями Аквилона дерзкого
И будет к океану дверь прорублена,
На острове же царство будет прибыльным,
Но Лондон задрожит, увидев парус их.
А чуть позже, в 1595 году, Иоанн Латоциний -«славный физик и математик» за 126 лет до принятия Петром Великим императорского титула и наименования России империей, написал: «Известно есть, что зело храбрый принц придет от норда во Европе и в 1700 году начнет войну и по воле Божией глубоким своим умом и поспешностию и ведением получит места, лежащие за зюйд и вест, под власть свою и напоследок наречется император». Как и предсказывал Иоанн Латоциний, война действительно, началась в 1700 году. Петру в то время было 28 лет.
Существует еще одна легенда ,связанная с малоизвестным пророчеством великого святителя Митрофана Воронежского, будто бы сделанное им десятилетнему Петру Алексеевичу в 1682 году, когда царевичу даже не могла прийти мысль о строительстве новой столице на берегах Невы. Митрофан сказал юному Петру: «Ты воздвигнешь великий город в честь святого апостола Петра. Это будет новая столица. Бог благословляет тебя на это.»
И рождение Петра, как рождение «храброго принца» было предначертано Богами. Времена донесли до нас легенду из допетровских времен. Будто жил в Москве в то время «духовный муж», предсказатель по звездам, Симеон Полоцкий. 28 августа 1671 года заметил Симеон, что недалеко от Марса появилась необыкновенно яркая звезда. На следующее утро звездочет отправился к царю Алексею Михайловичу и поздравил его с сыном, якобы зачатым в прошедшую ночь «во чреве его супруги царицы Натальи Кирилловны». Алексей Михайлович не усомнился в пророчестве. Спустя девять месяцев, 28 мая 1672 года, когда Симеон пришел во дворец, царица уже мучилась в родах. Но Симеон с необыкновенной твердостью сказал, что еще двое суток царица должна страдать и утешал царя, утверждая, что Наталья Кирилловна будет жива и родит сына. Перед самыми родами , Симеон вдруг бросился на колени и стал молить Бога, чтобы царица еще не менее часа терпела и не разрешалась от бремени. «О чем ты молишь? – вскричал тишайший царь, – царица почти мертва». – «Государь, – проговорил Симеон, – если царица родит сейчас, то царевич проживет не более пятидесяти лет, а если через час – доживет до семидесяти». Увы, именно в этот момент родился царевич, крещенный Петром – именем, определенным, как гласит то же предание, Симеоном Полоцким. Как известно, Петр умер в январе 1725 года в страшных муках, не дожив нескольких месяцев до 53 лет.
1 мая 1703 года войска под командованием генерал-адмирала Апраксина овладевают шведской крепостью Ниеншанц. Геополитическая обстановка настоятельно требовала чтобы граду быть. И через две недели, 16 мая 1703 года, в устье Невы, на небольшом островке Енисаари (Заячий остров) Петр закладывает крепость, дав ему название, посвящённое своему покровителю на небе —Святому Апостолу Петру -Санкт-Питер-бурх. Как рассказывает легенды, во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись, вырезал два дерна, положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу». Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик. Ящик покрыли каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем». В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем. На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Орел опустился и сел на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в еще несуществующий город.
По другой легенде в этот день, после литургии, царь явился с заступом в руках для закладки города, и когда он взялся за него, с высоты спустился орёл и начал кружить над островами. Отойдя в сторону, Пётр I срубил две тонкие берёзки и соединив их верхушки, поставил в выкопанные рабочими ямы. Эти две берёзки должны были обозначать будущие ворота крепости. Орёл, который кружился в небе, опустился и сел на «ворота», после чего перевязав ему ноги, царь посадил его на плечо, обрадованный счастливым предзнаменованием. И вырос славный город на Неве возле этой крепости, под ее защитой, который через короткое время превращается сначала в морской торговый и военный порт, а затем в новую столицу России.
Вот что рассказывают Финские легенды о возникновении Петербурга: город не мог быть построен на таком топком, гибельном, проклятом Богом болоте известными в то время способами строительства. Он бы по просту утонул по частям. И поэтому его целиком возвели на небе и затем осторожно и тоже целиком опустили на землю. Строил богатырь город на пучине.
Построил первый дом своего города — пучина его поглотила. Богатырь строит второй дом — та же судьба. Богатырь не унывает, он строит третий дом, и третий дом съедает злая пучина. Тогда богатырь задумался, нахмурил свои черные брови, наморщил свой широкий лоб, а в черных больших глазах загорелись злые огоньки. Долго думал богатырь и придумал. Растопырил он свою богатырскую ладонь, построил на ней сразу свой город и опустил на пучину. Съесть целый город пучина не смогла, она должна была покориться, и город Петра остался цел.».
Но на самом деле, задолго до основания Петербурга на болотистых , поросших лесом берегах Невы  издревле обитали русские, лапландцы, карелы, водь, ижоры, вепси и представители других племен. Эта территория не представляла собой необжитую пустыню, а была довольно густо заселена: на территории исторического центра современного Санкт-Петербурга существовало около 40 поселений, причем многие из них существовали еще задолго до прихода на эти берега шведов. На месте Адмиралтейства в XVI веке находилось безымянное шведское поселение, в устье Фонтанки — деревня Каллила, впоследствии переименованная в Калинку, на месте Инженерного замка — мыза майора Канау с ухоженным обширным садом, волею Петра превращенным в Летний сад, в районе Смольного — село Спасское. Чуть дальше от центра современного города располагались поселения Сабирино и Одинцово, Кухарево и Максимово, Волково и Купчино .
На его трех островах— Васильевском, Фомине  Сандуе (впоследствии разделившемся на три современных острова: Крестовский, Каменный и Елагин) — в конце XV в. насчитывалось 744 двора с населением 1191.
Петербург возник в богатом культурном центре, наполненным древними традициями и верованиями, насыщенном ритуальными и сакральными местами. Одна старая легенда рассказывает, что некая священная роща находилась недалеко от Петербурга, на десятой версте по Рижской дороге, и являлась значительным языческим культовым центром. 
Вот и наблюдали с древности народы, живущие в этих краях яркое свечение, а в особые годы- свечение было необыкновенно сильным….
Но может быть это было северное сияние, которые случались здесь не раз..??? Особенно необыкновенно сильное свечение видели в1730 г. Оно было встречено массой толков и ученых рассуждений. Много гадали о природе северного сияния: предпологали, что оно происходит от льда, который "взломало, и от того отсвечение во всей Европе явилось...".
..Но и к этому вопросу мы еще вернемся чуть позже. А пока вспомним пророчества.. роковые и те, которые предвещают Петербургу великую и славную жизнь во все времена.


Рецензии