Сорочинская

Читая классику.
Сорочинская ярмарка. Но не буду про красную свитку, и о том, кто же был ее владелец, а расскажу о том, почему так называлась- Сорочинская ярмарка. Проводилась она в конце августа в селе Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. История же самих ярмарок уходит корнями в глубину столетий. На этих территориях с давних времен проходили главные торговые пути, и знаменитый путь «из варяг в греки». С издревне край этот славился богатыми урожаями, обилием рыбы, народными промыслами. В старину село называлось— Краснополь, и только с 1620-х годов известно под названием Сорочинцы. Но откуда такое название? Может потому , что место бойкое, и шум нестерпимый стоял над торгищем подобно сорочьему гомону? Но и в Старой Казани есть базар, который до нынешнего времени называется- Сорочьий базар. Есть  деревня Сорочий Мост в Орловской области, Сорочий Лог- в Алтайском крае, Сорочьи горы в Татарстане, Сорочинск в Оренбургской обл, город Сорока в Молдавии, поселок Сорока на Беломорье, в Виницкой, Сумской, Тернопольской, Ярославской и Самарской областях, и даже больница в израильском городе Беер-Шева! Неужели тоже из-за того , что шумно было? Или сорок в тех краях видимо-невидимо? Но может сорока столь почтенная и уважаемая птица, что запечатлела себя в названиях на огромных территориях. Да и не только в названиях: Старинный дворянский род- Сорока. Многоствольное орудие,  или орган тоже называется Сорока. Женский головной убор, чепчик- тоже Сорока. Слово Соро;чить- то есть трещать, болтать без умолку.
Это слово созвучно не только с птицей, но и с числом сорок, и даже с некоторыми другими словами –
сорочка, сорочи;ца- "крестьянская рубаха",
*sorka -белый шерстяной кафтан с красными крапинками,
сорочининъ (др.-русск) –сарацин, сракининъ, саракининъ,
сорокобарщина- семибоярщина, бестолочь от многоначалия.
Сорокобратчина- сброд народа, застольное товарищество.
Сорокабрёх- кур. врун, лгун и хвастун .
Сорокишник сар-. гривенник.
Сороковина- мусульманская подать, по Корану, где берется сороковая часть наличного имущества ежегодно.
Сороковины или сорочины -. поминки, поминание, поминовение, упокойная память, молитва, в 40-й день.
Сороковка и сороковица или сороки- в значении старинного счета сороками.
Сороковушка устар. ; = сорокоуша Сорокаведерная бочка.
Понятно, что часть слов, связаны происхождением непосредственно с числом 40, некоторые - с птицей, а другие- вообще непонятно с чем.
И совершенно непонятно зачем же было вносить такую путаницу, изменяя вполне удобное слово четыредесять на сорок? Число 40 соответствует в старославянской азбуке буквице М- мыслите. Случайность? Или все же мы должны что-то вспомнить, и понять, почему произошла такая странная трансформация. И как не странно, произошла она по непонятным причинам только в одной языковой групее- в восточнославянской- в русском, украинском и белорусском языках. Число сорок на разных языках, в скобочках для сравнения дано число четыре:
азер- гырх, казах- ;ыры;( тоьрт), тур- k;rk, узб- ;ир; ( to'rt), анг- forty (four), норв- f;rti ( fire), швед- fyrtio ( fyra), белор- сорак (чатыры), исп- cuarenta(cuatrо), ит – quaranta, польс- czterdziestu (cztery), хорв- ;etrdeset( ;etiri), кит- sishi ( s;), нем- vierzig (vier), эст- nelik;mmend (neli)

Может все дело в Сороке- в особом почитании ее в древности у славян?
Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У них были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, возможно, выражение печали. Это — единственное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале.
В германской мифологии- сорока была как посланцем богов, и птицей богини смерти Хель, за что считалась в Европе вестником беды. На Руси она считалась священной птицей бога Перуна. Древние греки и римляне считали сороку святой птицей Бахуса, потому что, как и пьяные люди, сорока любит болтать. В Азии , в Китае сорока традиционно символизирует счастье . Многие народы считают, что сорока и ворона приносят детей.
Но вряд ли это послужило к тому, чтобы так сильно изменилось название числа. Ведь даже в Китае, несмотря на глубокое почитание Сороки, число осталось прежним.
Восемьсот лет назад (не нашла ссылку, откуда автор взял эту цифру) для обозначения этого числа на святой и православной Руси впервые появилось название “сорок”. И ученые до сих пор спорят, откуда взялось это слово.
Одни полагают, что его истоки находятся в греческом названии числа 40 — “тессаконта”, или что со;рок восходит к др.-вост.-слав. *съркъ, заимств. из тюрк кырык (четыре десятка)..; тур. Kirk- "сорок". Другие утверждают, что оно появилось, когда Русь платила дань “сороковинами” (ежегодная ордынская подать, равная сороковой части наличного имущества). Третья группа исследователей убеждена, что это слово произошло от так называемых меховых денег и названия “сорочка ”, "связка из 40 собольих шкур", по 40 штук шкурок шло на пошив одной боярской шубы. (Вероятно, следует предположить связь с соро;чка в подражание др.-сканд. serkr "рубаха", а также "200 шкур"). Из неофициальных предположений существует версия, что сорок произошло от слова  шкура- «скорок», скора, ско;рка, отсюда , видимо, и слово скорняк. И- самая замысловатая версия- от календарной срока- особого срока, когда месяц состоял из сорока дней, а год – из 9 месяцев. То ли праздничный срок, то ли срок платежей и дани сороковинами да сороковками.. Да так этот срок нестерпим был, что и по-особому отметили его в народной памяти.
Древний славянский календарь. Б. А. Рыбаков, исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки (4 век) путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна»).По мнению Валерия Байдина, в IV—X веках в языческой неделе было 9 дней, а в месяцах — 40. Эти модули, конечно же, должны отразиться в счете. На юге Европы, на территории современной Италии, жили Расены, которых больше знают под названиями Этруски или Тиррены. Календарь их представляет собою квартальный, четырехцикловый, с указанием характерных работ в каждом из этих циклов. Наиболее интересным в этом календаре является его датировка и территориальная привязка, так как они позволяют получить представление об астронимических познаниях славян, знающих все четыре орбитальных экстремума, в период накануне максимального культурнополитического подъема славянского этноса империи Борея (1700 - 1300 г. до н.э.).Позже они стали пользоваться 10 месячным календарём. Но большое многообразие календарных систем, иногда вводило большую путаницу в определение "больших торговых дней" (???), поэтому в 45 г. до н.э. Юлием Цезарем была введена "новая" Календарная система, основой которой был взят действующий календарь жрецов Египта.
Число Сорок. Мистика числа сорок. Значения числа:
- завершение чего-либо, конец, предел; - большое количество чего-то.
Не только на Руси число 40 пользовалось таким уважением и почтением, многие народы связывали с этим числом мистические события и даты. И пришло оно издалека. Сорокадневный священный период был хорошо известен еще в Древнем мире. Эта традиция восходит к погребальным культам Египта, В Египте 40 дней отсутствовал Осирис.
В древнем Вавилоне сорокадневный период исчезновения Плеяд с небосклона был временем дождей, бурь и наводнений и считался опасным. Возвращение Плеяд отмечалось всеобщим ликованием. При этом сжигалась связка из сорока тростинок, символизировавших сорокадневное господство злых сил.
В Митраизме- 40 дней жертвопринощшений, праздников, инициаций.
В христианстве сорок дней продолжается Великий Пост. Сорок дней от Пасхи до Вознесения. В Ветхом Завете сорок дней провел Моисей на горе Синае; сорок дней и ночей продолжался ливень Потопа; сорок лет блуждали евреи в пустыне ,40 дней скрывался Илия, 40 дней испытаний ниневии при Ионе, 40 лет царст Давид и Соломон. Сорок дней и сорок лет считались временем «приуготовления» (очищения, жертвы, испытания) в Библии и Коране. Сорок, как число полноты, совершенного множества, встречается не только в славянском, но и в армянском, тюркском, монгольском эпосах. Следы почитания числа «сорок» имеются в архаическом счете двадцатками (полусороками) у французов и англичан.
Баальбекский храм  имел сорок колонн.
Купол главного православного храма мира — византийской Святой Софии в Константинополе имел сорок «воздушных» круговых окон. Группа христианский церквей – сорок сороков.
 В  инкских языческих храмах изображались сорок лучей, исходящих из Храма Солнца. Империя Инков делилась на сорок провинций; единицей переписи населения были сорок тысяч человек.
Немало посчастливилось этой цифре и в старинных народных сказках, где богатыри ездят к цели неустанно сорок дней и сорок ночей, наезжают на города, в которые ведут сорок ворот; в царских дворцах - сорок дверей, богатырский меч в сорок аршин длин, но чаще всего числом «сорок», а может быть не числом, а понятием характеризовали разбойников, недобрых ветров, злых сил и т.д.
Но если почиталось число 40 ( сорок дней в месяце), то и число 9 ( 9 месяцев в году) должно быть священным.
Число 9. Почитание числа известно у многих народов. Эннеада -  девятка богов — в егип. миф., девять изначальных богов г.Гелиополя.
Младшие и второстепенные божества Шумера… Ниже шли семь или девять богов, называемых Ануннаками. К ниппурскому канону принадлежат также девять сказаний о подвигах героев.
В Евразии почитание священной девятки было связано более всего с религиозными мифами и обрядами: «навагва» — 9 предков и первых жертвователей у древних индусов, 9 муз у эллинов, 9 миров и корней мирового древа у скандинавов, 9 ипостасей литовского Перкунаса; известно особое значение числа девять и в шаманской космологии. Необычайно широко почитание девятки представлено в культуре восточных славян, где возник даже особый девятеричный счет — священная мера мифологического времени и пространства.
В древнеирландских законах очень часты выражения типа: «три ночи» или «девять ночей»; «год перед этим вечером»; гостеприимство оказывалось на «три ночи» или «Кей не спал на протяжении девяти ночей и девяти дней».
В славянском знахарском траволечении непременно читались заговоры от «девяти недуг», а одной из наиболее сильных трав считался девятисил (девясил).
9 китайских Звездных Божеств (Девяти Богов Императоров). Китай или Девяти будд Неба и Земли. Девять монет, связанных вместе, символизируют целостность и полноту вселенной. Связку из 9китайских монет размещают на юго-востоке для усиления богатства.
Легенды о "девяти братьях", представление о птицемироустроителе, связь начала тибетской государственности с тотемом птицы.
Марийцы, почитатели богини Мары, богини Смерти. Их обряды неизменно связаны с числом «девять». Всего почитают 9 основных богов. Ритуальная каша варится из 9 видов круп. Богов символически кормят кашей и кладут её у 9 деревьев. Ритуальный веник для бани связывают из 9 видов берёзовых прутьев.
Считается, что у Бога на службе 9 архангелов. В Священном Писании девять ангельских чинов, или степеней:Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.
Новозаветный коптский апокриф:Рассуждение о восьмерке и девятке.

 При таком широком почитании Священной Девятки логично было бы ожидать соответствующего древнего календаря из 9 месяцев, где каждому Божеству был бы посвящен отдельный праздник, с дароприношениями, молитвами и торжествами. Сакральный календарь. Но по странности, он не встречается в других народах, или утерян в прошедших эпохах. Нет у нас свидетельств древнего календаря с 8 и 9 месяцами в Древнем Египте, Шумере и Китае. Можно, конечно, предположить, что на рубеже 1-2 тысячелетия до нашей эры, во времена переворота в Египте, жрецы и высокопоставленная знать бежали из Египта в Северные дикие края. Что в общем-то частично подтвержается странными находками в Англии, Скандинавии, датируемые примерно этим временем. Неожиданная смена культур в Скандинавии в этот период. Да и в Египте как раз в те времена совершались глобальные перевороты в религии, экономике и налоговой системе.
Но календарная система из 9 месяцев вызывает все же недоумение. Ведь с логической точки зрения она не вписывается ни в одну систему – ни в климатическую, ни в астрономическую. Самая разумная версия 9 месячного календаря была бы , конечно, сельско-хозяйственная, начало посевов, уборки урожая, выпас скота. Но такого календаря пока не встречала в литературе.
В церковном, поделенном на 12 месяцев, календаре насчитывалось «дванадесять» важнейших праздников. В дохристианском - девять, по числу солнечных «сроков». Одним из свидетельств тому является русская счетная поговорка: «Един Бог, два тавля Моисеевых, три патриарха на земле... ВОСЕМЬ КРУГОВ СОЛНЕЧНЫХ, ДЕВЯТЬ В ГОДУ РАДОСТЕЙ, десять Божиих заповедей...» Это позволяет понять, почему в Древней Руси наряду с «девятой» особо почиталось число сорок. Свое название оно сохраняло и в христианскую эпоху, вытеснив книжное «четыредесять». Наряду с девятинами период в сорок дней получил у славян значение священного обрядового срока – sъrокъ, «срок, зарок, завет, соглашение, знак».
И  вот что еще странно. Налоги в Риме, Греции, Египте считались особым образом.
И выплачивались в определенные дни. 30 дней аренды+ 10 дней оплаты. Вроде как у нас в ЖКХ. Оплатить до 10 числа. То есть получается как раз 40 дней. И если уплатил вовремя, то еще и следущие 40 дней можно жить спокойно. С натяжкой. Но вполне можно составить такой особый налоговый календарь. А может все скупердяи так малоподвижны в своей ограниченности...
Сорок как единица измерения.
Сороковик- Косушка (косуха,) — русская единица измерения объёма жидкости, применявшаяся до введения метрической системы мер.
Сороковушка — I ж. устар. ; = сорокоуша Сорокаведерная бочка. II ж. устар. ; =  = Сорокоуша то же, что сороковка
Сороко;вка -ж. устар.Бутылка водки, составляющая 1/40 часть ведра.
Сороковик касп. -тонкая бичевка, на поводки крючков или кованцев; безмен, вешающий до пуда,сорока фунтов.( Пуд равнялся сорока фунтам - 16,380496 кг.)
Сорокишник- сар. гривенник. (?? гривенник-десятикопеечная русская монета)
 Сороковина, мусульманская подать, по Корану, где берется сороковая часть наличного имущества ежегодно.
Сорокобарщина- семибоярщина, бестолочь от многоначалия.

Что полпятаста, что пять девяноста — все те же девять сороков с девяностом. Что девять сороков, что четыре девяноста — одно. Полпята сорока — два девяноста. К сорока прибавить пять. Написать сорок. (сл.Ушакова) «Сорочи не сорочи, а то без рубля будешь».
Вот такая арифметика, но сколь не считай- по нашему счету не уразумеешь.
Немного о деньгах и денежных единицах Руси.
Монголо-татарская денежная система была двенадцатеричной, в отличие от русской - десятичной, и использование алтынов в расчетах облегчало переход из одной системы в другую. Например, 3 рубля = 100 алтынов (а 1 рубл- 33 алтына…) Алтын равнялся 6 московкам или 3 новгородкам. А нужен он был для удобства расчетов с Золотой Ордой. Слово это происходит от тюркского «шесть».
В некоторых княжествах довольно робко вводился и половинный номинал — полуденга, а в Пскове и Новгороде ему предпочли «четверетцу», соответствовавшую 1/4 веса денги.
Счетный рубль, который равнялся 100 новгородкам (новгородским денгам), 200 московкам (московским денгам, которые были примерно в два раза легче по весу, чем новгородские) или 400 полушкам. (10 процентов, десятина- 40 полушек- сорокоушка?)
Две копейки — традиционный номинал русской денежной системы. Разговорные названия — семишник и грош.
Все знают пословицу «За морем телушка - полушка, да рубль перевоз». Давайте посчитаем, во сколько же раз стала дороже телушка после импорта? Полушка - это старинная монета, равная половине московской деньги. Рубль же, как известно, равен 100 копейкам или двумстам деньгам, и соответственно четыремстам полушкам. Значит, «перевоз» в нашем случае оказывается в 400 раз дороже самого «товара», а цена «импортной» телушки в 401 раз выше первоначальной!
Почему-то в денежных единицах не видно ни сорочек, ни сороковников… Но может число появилось значительно раньше, когда и денег-то еще не было? Когда было число четыредесять. Во времена Древней Руси дань называлась "УРОК" . Уроки установила княгиня Ольга примерно в 956 году. Она также установила точный размер дани, которую должны были платить подданные каждый год. Урок-оброк-срок- сорок.. может и так. А может и нет.

Слова, не связанные ни с числом 40, ни с птицей.
Сорочка, сорочи;ца- "крестьянская рубаха",
*sorka -белый шерстяной кафтан с красными крапинками,
Со;рица "веревка, за которую тянут невод из воды", олонецк., со;рожи мн. "веревки, привязываемые к верхней и нижней тетиве невода", олонецк. (Кулик.).
Сорочининъ (др.-русск) –сарацин, сракининъ, саракининъ, непосредственно из греч. ;;;;;;;;;, источником греч. и лат. слов является араб. ;аrk "восток". Сравнить  ;;;;;;; - Сарапий (белая персидская одежда с пурпурной каймой) .

Но пойдем дальше. Если уж сорочинин стал сарацином, то почему бы сорочке не стать сарафаном? Сарафа;н; др.-русск. сарафанъ "длинный мужской кафтан" , заимств. с Востока, через тюрк. s;rара(i) из перс. sеr;р; "почетная одежда", ;;;;;;;.
Са;рга- "шкура", колымск. (Богораз), .
Са;рга- II "серое домашнее сукно", олонецк. (Кулик.). Из карельск. ;аrgа, фин. sarka, род. п. sаrаn "грубая шерстяная ткань"; см. Калима
Са;ржа также в арханг., новгор., тверск. (Подв., Даль), Из франц. sarge или ит. sargia от лат. s;rica "шелк".
Сарпа;ль "широкий крестьянский кафтан", смол. (Добровольский). Неясно.
Сарза;н- "рослый мужчина", олонецк. (Кулик.). Неясно.




Сара;- "деньги", см. са;ры, курск., сиб., оренб. (Даль). Из тюрк.; ср. тур., тат., кыпч., кирг., казах. sary "желтый", тур. sary altun "чистое золото"
Са;рина -"копейка". смол. (Добровольский). От сара; (см.).

А Царь от цезаря? Царь-Сар… золото, деньги.. Саргон. Хотя скорее всего это не имя, а один из титулов.

Но если предположить связь  соро;чки в подражание др.-сканд. serkr "рубаха", как предполагают некоторые лингвисты, то увидим еще более любопытные сходства : серпя;нка"редкая льняная ткань" укр. серпа;нок "кисея", "головной убор женщин"( вспомним головной убор Сорока). Обычно производится из перс.-тур. s;rp;n;k "женский головной убор", где усматривается наличие перс. s;r "голова" и Сорба;н- "род фаты, покрывала у чувашских женщин" (Даль).
Серес  — греческое название Китая, которое использовали греки и римляне древнего мира. Оно обозначает «шёлковый» или «страна шёлка». Вероятнее всего, происходит от китайского «си» ( шёлк). От этого названия произошло латинское слово «serica» — «шёлк».
Се;рпень- "август" ( время проведения ярмарок) укр. се;рпень, блр. се;рпень, др.-русск. сьрпьнь, сербск.-цслав. сръпьнь -"июль". Серп- Старое как мир индоевропейское слово, буквально - "острие", "резек". латинским "сарпо" - "срезаю (виноградную лозу)", с немецким "шарф" -"острый"(?).
Вот такие странности.
Сорокишник сар-. гривенник. И Са;рина -"копейка". смол.
Сорочи;ца , сарапий, и serkr – и все это рубаха.

Но «serica» - знаменитый шелковый путь. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Фергану и казахские степи,в Бактию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток  до Средиземного моря. 138—126 годов до н. э. Чжан Цянь увидел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и статью коней. Он доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шелк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино и др.
Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении( 36 г до н.э- с хуннами, 751г. - с войсками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата на границе современных Казахстана и Киргизии), заставившего их покинуть Среднюю Азию.
И вот что удивительно, в Сорочьих Горах до сих пор детям рассказывают перед сном про грозных арабов, бегавших с ружьем по берегу Камы и внушавших дикий ужас на местных обитателей.

Сорока- кит. x;que , др.греч- . ;;;;; , за;из;он. Финн harakka. Эст harakas, Порт- urraca, др.-прусск. sarke болг. свра;ка, сербохорв. свра;ка, словен. sra;ka, чеш., слвц. straka, польск. sroka, в.-луж., н.-луж. sroka. словин. sa;rka, полаб. svorko;. Эти формы свидетельствуют о существовании *sorka и *svorka.Сравнивают с лит. ;a;rkа "сорока", др.-прусск. sarke и далее – с др.-инд. c;;r;;, c;;;ris; "какая-то птица", c;;rik; "индийская сорока"

           Слово «сорочий» в китайских словах:
1. сорочий ум (иронически о способности заглядывать далеко вперёд и неумении видеть близкую угрозу)
2. даос. сорочий мост (когда язык касается верхнего неба). ср соро;чить- "трещать, болтать". От соро;ка
«Сорочьим мостом» в Древнем Китае называли выгнутый дугой мостик над 
стремительным горным потоком. Чаще  всего вельможи-дипломаты, представители двух княжеств назначали встречу для выяснения  и установления взаимоотношений в высшей части этой рукотворной радуги.

Сорочий мост. Ночью на небосводе зажигаются мириады звезд, особенно выделяются две звезды, разделенные Серебряной рекой (т.е. Млечным Путем), и называющиеся “Пастух” и “Ткачиха”.  Разделенные рекой, они могли только смотреть друг на друга и лить слезы. Любовь супругов тронула птиц-сорок. Сотни тысяч сорок слетелись со всего света и образовали мост, на котором они смогли встретиться. И  разрешили им встречаться каждый год 7-го числа 7-го месяца на сорочьем мосту. Так появился праздник Циси. Такой удивительно красивый прздник влюбленных. И сороки- как символа счастья.
 (Похожие легенды есть в Японии, Китае, Корее).

Есть праздник на Руси - праздник весеннего равноденствия назывался он «Сороки» или «Сараки»,  Жа;воронки , приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мученников. В этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется. И отмечался 22 марта по современному календарю.
И есть еще  красивый праздник- 7 июля- День Ивана Купала ( на этот день приходится праздник Рождества Иоанна Предтечи ), Иванов День. У него множество названий в разных местностях: в восточной Польше- «Sob;tki», Кокуй (новг.),  Лада (русин.) и тд. И изначально обрядность этого праздника была посвящена летнему солнцестоянию и тесно связана с водой, с рекой..

Как удивительно все близко. И шелковый путь, и мосты, и сороки. Белые одежды и дальние странствия. И древние тайны, оставшиеся в названиях и легендах. И любовь, которая вечна.

Но почему же Сорочинская ярмарка? Что стояла на перекрестке миров, куда стекались деньги, золото, шелка, белые одежды, меха, кони и белое зерно? Мосты, соединяющие Восток и Запад. Двух влюбленных пастуха и ткачиху. Где торговля, налоги определяют  сороковину, или священные сроки непонятых древних календарей? Непоняой мудрости древности. Числа сорок. Мыслите.
И лишь бело-черные сороки летают над землей, белыми крыльями устилая млечный путь, давая надежду встретиться влюбленным. Раз в год. На Сорочинском мосту.

PS/ И так велики дороги Земли, что ходят люди тысячелетиями по ее просторам, переосмысливая и видоизменяя слова, обычаи и даже легенды. Но неизменно в щедрости и доброте своей дополняют друг друга, отрывая и созидая  новое.


Рецензии