Дорога на Шамбалу

Нередко нам хочется бросить все и бежать как можно дальше от опостылевшей обыденности. Вот только куда? Ответ, как это ни банально, в книгах!

Известно, что дети не могут испытывать ностальгию, тоску по утраченному – они еще ничего не потеряли. Чувство это приходит лишь в зрелые годы. Вот и Европейская цивилизация начала с тоской оглядываться на былое, перешагнув границу «бальзаковского возраста». А случилось это приблизительно тогда же, когда на авансцену литературной жизни вышел сам Оноре де Бальзак – в первой четверти XIX века. К тому времени идеалы эпохи Просвещения захлебнулись в крови якобинской диктатуры, мечта о всеобщем братстве и справедливости погибла на гильотине, а многие европейцы вдруг обнаружили, что не находят себе места в холодном мире всевластия денег.

Так на волне разочарования родилась романтическая жажда приключений. В буржуазной Европе уж давно померк образ бесстрашного рыцаря, угасли яркие чувства и благородные стремления. Ничего удивительного, что литературный мир обратил взоры либо на далекое средневековье, либо на миры экзотические и малоизведанные. Главное, чтобы от Европы подальше хоть во времени, хоть в пространстве! Поиски самого себя и утраченных идеалов заставляют европейца окунуться…

…в бурю романтических страстей

Читателю был явлен великий романтический герой, устремленный прочь от мелкой и пошлой буржуазности в затерянные миры, где еще сохранились представления о чести, а вкус жизни невероятно сладок, когда смерть таится за каждым деревом. Умный, прекрасно воспитанный, загадочный, презирающий власть во всех ее проявлениях – именно такого героя создает «икона» романтической литературы Джородж Гордон Байрон в главном своем произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда». Так представители западной цивилизации узнали, что «истина где-то там».

Постепенно романтические страсти улеглись, но отголоски эпохи романтизма с ее любовью к экзотическим и затерянным мирам еще долго отзывались в художественной литературе, а увлекательные путешествия будили фантазию читателя. И до сих пор с неослабевающим напряжением мы следим за приключениями Джима Хокинса из многократно экранизированного «Острова сокровищ» Роберта Стивенсона, а яркие образы Билли Бонса и одноногого капитана Сильвера его попугаем вошли в мир нашего детства наравне с Томом Соейром. А уж сколько путешествий предложил читателю Жюль Верн! Вот уж он в полной мере унаследовал дух романтизма, отправляя нас то в «Путешествие к центру Земли», то в неизведанные уголки мира в романах «Таинственный остров», «Путешествия и приключения капитана Гаттераса», «Пятнадцатилетний капитан». ХХ век открывается не менее увлекательным путешествием – это пережившее шесть экранизаций (включая телевизионный сериал) произведение Артура Конан Дойля «Затерянный мир». Здесь мы отправляемся уже в Латинскую Америку и попадаем с компанией героев в полном смысле слова в потерянные земли и сталкиваемся с динозаврами.

Общим у этих произведений остается романтический настрой и вера в то, что даже «маленький человек», совершенно незаметный в несправедливом и равнодушном мире буржуазной Европы, может в полной мере раскрыть безграничный внутренний потенциал перед лицом стихии, а дальние странствия – это тернистый путь к себе. Именно так «затерянный мир» превращается из некоей неизвестной точкой на карте, в символ потерянной и обретенной личности. И тогда реальные странствия начинают сопровождаться не менее запутанными…

… метафизическими блужданиями

Западная цивилизация открывает таинственный мир индуизма и буддизма. Со временем интерес европейца устремляется в одном конкретном направлении – это Индостан. Здесь, в «центре мира», соединились представления о затерянных землях, экзотике и восточной мистике.
 
Путешествия усложняются, вырываясь за пределы привычного физического плана, поиск себя выходит на мистико-духовный уровень. Российской аудитории волшебство Индии и тайны потерянной Шамбалы открыли супруги Рерих и Елена Блаватская. Николай Рерих прожил в Индии не один десяток лет. Именно он увидел в этой стране «родную сестру России». Большой почитатель индийской литературы, Рерих был лично знаком с Тагором, Неру и Ганди. На его поэзию огромное влияние оказало творчество Тагора, о чем свидетельствует сборник стихов «Цветы Мории», а произведение «Пламя» вообще отсылает нас к «Бхагават-гите».

Елена Блаватская одной из первых открыла безумный и чарующий Бомбей. «Маяк, бомбейский маяк!» – именно с этого восклицания начинается ее удивительная и, вместе с тем, совершенно реалистическая книга «Письма из пещер и дебрей Индостана». В этом произведении Елена Блаватская, создательница сложных метафизических трудов, предстает перед нами в роли любознательного путешественника. Так же как и для Рерихов, Индия для писательницы – пространство пересечения реального и мистического, центр мира и духовного возрождения. Перед нами терпкая смесь приключений, красочных описаний индийского быта и доктрин буддизма и индуизма. И ведь главная задача Блаватской – вовсе не развлечь скучающего читателя, а привести, буквально за руку, к духовной гармонии.

Своеобразным продолжением темы духовного поиска в дебрях Индостана является работа всемирно известного журналиста и писателя Поля Брантона «Путешествие в тайную Индию». Книга вышла впервые в 1934 году, но до сих пор не утратила актуальности и не исчезает с прилавков, в том числе, и российских магазинов. Жизненная философия Поля Брантона – это философия просветления, которую он очень доступным языком пытается донести до нас. В путешествиях по Индии Брантон знакомит вдумчивого читателя, для которого собственное душевное равновесие – не пустой звук, с великими мудрецами, йогами и духовными гуру.
Традиция метафизического поиска Шамбалы была продолжена и выведена на новый уровень во второй половине ХХ столетия на волне интереса к восточным религиям и, в частности, к дзен-буддизму. Одним из последних ярких примеров духовных открытий человеком Запада метафизики Индостана, является творчество Роберта Свободы – писателя и врача, который прожил пятнадцать лет в этой стране и официально получил право практиковать на территории Индии в медицинской традиции Аюрведы. Его книга «Аргхора. По левую руку Бога» стала бестселлером. Черпая знание в многовековой мудрости «центра Евразии», он открывает нам истинный путь к свободе. Читатель сможет не просто познать себя, но сбросить оковы времени и пространства, опираясь на доступно изложенные тантрические практики, изменить восприятие реальности и раскрыть дремлющий творческий потенциал.
Индия – это не только тайны мироздания. Духовный поиск может завести вас в весьма мрачные уголки этой страны. Во избежание неприятных встреч, имеет смысл познакомиться с иным опытом «блужданий в дебрях Индостана» – обратиться к творчеству тех, кто не понаслышке знает, какими бывают…

…любовь и смерть в центре Земли

И вот перед нами захватывающая история крушения, бегства и обретения себя ¬– литературный прорыв, символически открывающий XXI век – роман австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса «Шантарам». Новая «старая» дорога на Бомбей, будто бы вслед за романтиками и Еленой Блаватской.

Это летопись приключений бывшего преступника и наркомана Линдсея Форда, как следует из фальшивых документов, который сбежал из австралийской тюрьмы и скрывается в Индии. Текст носит почти исповедальный характер – это глубоко личный опыт самого автора. Увлекательное повествование, где вы встретите представителей самых разных миров – героиновые наркоманы, индийские бизнесмены и мафиози, монахи-фанатики и афганские моджахеды – охватывает как безумный, бурлящий Бомбей, так и глухие деревни. На страницах романа много жестокости, грязи и нищеты трущоб, но находится место и для дружбы, и для любви. Роман написан динамично – философские и эзотерические размышлениями разбросаны по тексту весьма умеренно. Прочитав книгу, вы не только хорошо проведете время, но и интеллектуально обогатитесь, ведь «Шантарам» – это настоящий «гид» по Индии.

Куда более жестким и кровавым оказался психологический триллер британской писательницы Лесли Форбс «Лед Бомбея». Роман тесно связан с постмодернистской литературной традицией. Это касается, прежде всего, принципа цитатности – текст постоянно обращается к пьесе Шекспира «Буря», как в прямом цитировании устами героев, так и в перекличке имен: например, шекспировский Просперо превращается в индийского режиссера Проспера Шарму, который желает перенести творение английского драматурга на индийскую почву. Идея бури красной нитью проходит через весь сюжет – это ожидание муссона, добавляющее напряжение повествованию. Все это заставляет критиков указывать на некоторую стилистическую схожесть этого произведения с другим постмодернистским шедевром – романом Петера Хега «Смилла и ее чувство снега». «Лед Бомбея» – текст многоуровневый. Он сделан в лучших традициях массовой литературы – есть здесь и реки крови, и семейные тайны, и убийства транссексуалов, и интриги Болливуда. Одновременно роман информационно перенасыщен – вы узнаете о жизни в Бомбее столько, сколько не сообщит ни одна толстая энциклопедия.
Не только «белый человек» идет в Индию, но и сама Индия врывается в европейский мир литературными открытиями, о чем свидетельствует успех дебютного романа индийского автора Арвинда Адига «Белый тигр». И снова нищета, трущобы, только уже не глазами человека западной культуры, а самого индийца, который не видит в этом никакой экзотики. Это «хроника» становления характера, история человека, прошедшего настоящий ад, чтобы изменить себя. Увы, на пути «на верх» придется перешагнуть через несколько смертей. Странные представления о морали и нравственности. Индия изнутри. И никакой эзотерики.
Если на извилистом пути познания себя вы вдруг устали от суровых испытаний и загадочных убийств, то можно перевести дух и вспомнить самый светлый роман десятилетия – произведение Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить: один год из жизни женщины в путешествии по Италии, Индии и Индонезии в поисках ВСЕГО». Индии в книге отведена одна часть – здесь героиня посвятила четыре месяца духовному обновлению. Нет в тексте ни преступлений, ни наркоманов и религиозных фанатиков. Перед нами та Индия, о которой когда-то писали Рерихи и Блаватская – внутренняя Шамбала, что откроется тем, кто ищет. Кто знает, возможно, совсем и не обязательно опускаться на самое дно, чтобы после подняться к сияющим вершинам просветления?

Какой бы из упомянутых романов вы не открыли – увлекательное путешествие гарантировано. И, возможно, именно вам откроется то, что до сих пор скрыто от взглядов непосвященных – таинственная Шамбала, истина, способная изменить вашу жизнь.


Рецензии