Остров или Материк? Андрей Парыгин. Интервью

ОСТРОВ   ИЛИ  МАТЕРИК?

                Задув неяркий свет полночных фонарей,
                Ты посмотри на дерево желаний.
                Среди хрустальных стен и призрачных дверей
                Ты душу не разбей свою о камень…
                «Сестра», А.Парыгин

       Собираясь на очередное интервью,  практически всегда находишься в неведении,  хрустальны ли, прозрачны ли  «стены оборонительных сооружений»,  воздвигнутые будущим собеседником для защиты своего  жизненного пространства от посягательств извне; сможешь ли разглядеть то ценное, что хранится за этими стенами и рассказать о восхитительных находках читателю. Я догадывалась, что Андрей Парыгин – человек непростой, но  это, скорее всего,  положительное качество, говорящее о многогранности и богатстве внутреннего мира.
 Разговор наш начался издалека:
- Андрей Александрович, расскажите о своих родителях.
- Папа у меня  коренной тавдинец. Мама ещё ребенком была эвакуирована в Тавду из Смоленской области, деревенская, а после Великой отечественной войны вместе с родными переехала сюда окончательно. Оба обычные люди,  всю жизнь трудились на фанерном комбинате: папа – известный лущильщик, мама до пенсии проработала в цехе ДСП.
- Поделитесь воспоминаниями о своем детстве,  мечтах того периода. Думали ли Вы, например, что  когда-нибудь станете режиссёром,  что ваша профессия  будет связана со сферой культуры?
- На сцене я, на самом деле – сколько себя помню. Первый раз я спел в ДК им. Ленина, если не ошибаюсь, в пять лет. Кстати, у меня папа тоже любил петь, играл на мандолине.  В советские времена  проходил конкурс художественной самодеятельности между коллективами различных городских предприятий  (подобный конкурс  и сейчас у нас проводится, но по-другому стал называться – «Тавдинские самоцветы»),  с одного из них у меня до сих пор хранится моя первая артистическая награда, которую мне вручила известная тавдинская исполнительница Тамара Зырянова. Если говорить о мечтах, то они были разные: учеба в училищах – от циркового до суворовского (родители не отпустили), в более сознательном возрасте – театр. Когда учился в школе, участвовал в агитбригаде при ДК им. Ленина (руководитель  Татьяна Файзрахманова). Мы объездили с выступлениями все населённые пункты района и не только, конечно, это нам очень нравилось. Возможно, поэтому я  решил поступать в Свердловский театральный институт, хотя почему-то мне все прочили карьеру хирурга (непонятно, с чем это связано,  - медицина меня никогда не привлекала). Первый раз не поступил  из-за  недостаточных знаний и подготовки.  Второй раз, несмотря на большой конкурс, прошёл все туры и почти поступил, но меня не взяли, потому что у института, совсем ещё недавно бывшего училищем, не было собственного общежития, а я необдуманно написал, что нуждаюсь в общежитии: при одинаково набранных  при поступлении проходных  баллах  зачисляли тех, кто в жилье не нуждался.
        На тот момент у меня уже умер папа, и мне необходимо было как-то определяться. Я решил кардинально изменить направление и поступил в Свердловский радиотехникум им. А.С.Попова. Занимался ЭВМ, программированием, всем тем, чем мы сейчас живём, а тогда это только начиналось. Закончил с отличием, потом  – армия. После армии с  друзьями Андреем Кузьминых, Юрием Лебёдкиным и Борисом Арефьевым решили в Тавде делать телевидение.  Главным инициатором был Андрей Кузьминых, потому что, неся службу в вооруженных силах, он наблюдал за развитием телевидения в части и уже имел о процессе некоторые представления. Андрей  в данное время  уехал, живет в Тюменской области, работает в газовой сфере; Юрий работает в школе №2 системным администратором и ведёт информатику; Борис Арефьев – на телевышке в Азанке. А тогда, в девяностые годы,  нас поддержали многие, в том числе – Владимир Щербаков, Валерий Ермолаев, Вячеслав Кожевников… С 1993 года я работал режиссёром, ведущим, корреспондентом, оператором, выпускающим редактором и шеф-редактором  телекомпании «Студия-Тавда-Видео». Большую часть, более двадцати лет, своей жизни я отдал телевидению (стал заниматься им ещё в радиотехникуме).  В то время происходило  становление «Четвертого канала», который сейчас так известен в Екатеринбурге.  Как раз тогда  я познакомился с Иннокентием Шереметом,  он не был ещё тем Шереметом, которым стал сейчас. Мне тогда вообще везло на встречи, это был один из самых замечательных периодов в моей жизни. Рядом были люди, благодаря которым я попал в так называемую рок-тусовку, у меня появилась возможность пообщаться с Егором Белкиным, Настей Полевой, «дедушкой Уральского рока» Александром Пантыкиным, музыкантами групп  «Чайф», «ДДТ», «Машина времени», «Агата Кристи», «АукцЫон», «Наутилус Пампилиус»… И, конечно,  побывал на огромном количестве концертов: от «Арии» и «Воскресенья» до «Кино» и «Звуков Му».
- А сейчас пересекаетесь?
-Вот, например, с Александром Пантыкиным, Владимиром Шахриным (Чайф) и Сергеем Бобунцом (Смысловые галлюцинации) виделись  в 2011 году. Мой ученик Женя Григорьев снимает фильм, называется «Про рок»  - о следующей волне российского рока на примере уральского, я принимал участие в съёмках «Кинопроб» во Дворце молодёжи в Екатеринбурге, там присутствовали и гранды, и молодые музыканты, с которыми тоже дружим.
-Вы, наверное, в «Одноклассниках» с ними  общаетесь?
- Я  не очень люблю социальные сети, предпочитаю общаться вживую: телефон, максимум – скайп. Соцсети, мне кажется, подменяют живое общение. Использую лишь по работе.
-Мы начали о телевидении говорить…
- Несмотря на то, что более двадцати лет отдал телевидению, мне всегда больше нравилось работать на сцене.  Съёмка что: ты сидишь и перед тобой по большому счету только, как его называл один из директоров гидролизного завода Юрий Косарев, – «дьявольский глаз», смотришь и всё – отдачи нет, не видишь ни лиц, ни глаз людей. Поэтому обожал ездить на интервью, считаю этот жанр самым сложным в журналистике, зато самым интересным,  потому что если у тебя есть возможность пообщаться с человеком, узнать его с какой-то другой стороны – это самое классное, что может быть.
          Так получилось, что мы росли вместе с новым  телевидением,  которое появлялось  в России. И  по мере развития это выливалось  в различные, порой причудливые формы,  потому что никто ничего наверняка не знал. Тогда очень часто мы «изобретали велосипед». Представьте, мы даже старше НТВ на год! Качественный скачок на СТВ произошел после того, как в 2001 году я отучился в «Школе  Би-Би-Си» в Екатеринбурге. Английская телекомпания в то время открывала в разных странах школы,  куда приезжали настоящие тренеры и журналисты из Великобритании. Преподавали на английском языке,  конечно, с помощью переводчиков (впервые в жизни я пожалел, что в общеобразовательной  школе у нас не было иностранного языка). Занятия проходили  около трёх месяцев.  Полное погружение: мы снимали новости, монтировали, выдавали их в эфир, то есть, всё по-настоящему! Это была настолько  хорошая школа, что после я уже мог себе позволить передавать свой опыт другим.
-Расскажите, пожалуйста, об учениках.
- Их много, например, Женя Григорьев – мальчик из деревни Кошуки, которым Тавда может гордиться. Он пришёл к нам и сказал: «Хочу делать ток-шоу». До сих пор Евгений вспоминает с благодарностью, что его не выгнали, что-то в нём нашли…
-Хороший учитель обладает необыкновенным чутьем. Видимо, Вы разглядели в нем  скрытый до поры до времени творческий потенциал?
 - Видимо так. У него было непростое детство, а теперь он один из известнейших режиссеров документального кино и театра, недавно был избран президентом Гильдии неигрового кино и телевидения России. Продолжает снимать фильмы, многие из которых удостоены высоких российских и зарубежных наград (Кинотавр, например).  Пьеса «Павлик – мой Бог» стала обладателем гран-при международного фестиваля «Коляда plays». Евгений работает с известными режиссёрами,  такими, например, как Андрей Кончаловский. Последняя их совместная работа - фильм «Битва за Украину».  Я очень рад, что мы не теряем связь и работали в нескольких совместных проектах:  фильмах «Лёха on-line», «Кузнецы своего счастья» (1 канал), спектакле «Павлик – мой Бог», международном интернет-проекте «Видеогид по беременности. 40 недель» и других.
         Есть  известная и успешная Ирина Арефьева, тоже наша землячка, она училась в девятой школе, сейчас является шеф-редактором и ведущей информационных программ телекомпании «Ермак» в Екатеринбурге. Есть Людмила Чепурных (теперь Ревякина). Людмила работает на телевидении в Тюмени (студия «Ладья»). Много учеников, которыми я горжусь - Юля Ефремова, Людмила Наумова (Малкова), Ольга Шаталова (Косолапова), Елена Лобанова, Настя Апостолова (Гольцова), Михаил Свяжин, Максим Захаренко…  Хотя  не все связали свою жизнь со СМИ, но все, слава богу, помнят, приезжают, встречаемся.
      Так получилось, что с телевидения мне пришлось уйти  практически со всей командой. Но я не жалею ни секунды, хотя когда-то не мог себе представить, что такое может случиться.
-Наверное, это был  лишь какой-то этап в жизни…
- Думаю, - да. Потому что самое плохое – это когда ты останавливаешься. По большому счету, к сожалению, в наших условиях – это потолок, хотелось чего-то нового. Да и обстоятельства так сложились, но говорить об этом не буду. Меня радует другое: наша команда не осталась на обочине жизни, все нашли себе достойную работу! Я  горжусь, что мы реально были и остаёмся командой – вот что очень важно! Телевидение – командная игра, здесь, в культуре, где я сейчас работаю, то же самое.  Есть люди, которых видят, а есть те, которые где-то там, за кадром, за кулисами – если они профессионалы, понимающие друг друга с полуслова – тогда всё получается.
        После телевидения я работал на официальном сайте Тавдинского городского округа. Могу  сказать, что мне практически в одиночку (с системным администратором Евгением Романенко, который мне помогал технически) удалось вывести «заброшенный» сайт в лидеры и по наполнению, и по новостям, и по посещаемости. Сделать  это непросто, потому что, поверьте, официальную информацию не очень любят и не очень принимают. Но нам удалось довести количество посещений до трёх тысяч человек в день, хотя раньше  туда заходило максимум человек пятнадцать.  Все  тавдинские средства массовой информации тогда брали новости на нашем сайте. Это ещё одно реальное дело, которым я горжусь.
       Потом по личным обстоятельствам мне пришлось сменить работу. И я очень благодарен руководителю МБУ «Управление культуры, молодёжной политики и спорта» Анне Михайловне Романенко, Ирине Ивановне Зиньковой, коллективу ЦК «Россия», что меня приняли в большую и дружную семью работников культуры. Круг замкнулся: с чего я собственно начинал, туда и вернулся. Видимо, это должно было произойти. Потому что, даже работая на телевидении, я вел различные концерты,  Дни города, карнавалы,  музыкальные  программы, другие мероприятия,  пел… Даже сделал два сольных концерта «Ночь рождения» (декабрь 2008 г.) и «Настроение» (апрель 2012).  К счастью,  они прошли успешно. В такие моменты  понимаешь, то, что ты делаешь, нравится людям. Это здорово.
        Параллельно, когда я ещё работал на телевидении, мои друзья и коллеги буквально заставили меня поступить в Уральский государственный  университет на факультет журналистики. И я поступил, и даже на бесплатное обучение, хотя  был очень большой конкурс. В тот момент, во время сдачи экзаменов, мы с Женей Григорьевым работали в Екатеринбурге  над фильмом «Кузнецы своего счастья», который снимался  по заказу «Первого канала». Если бы не это обстоятельство, специально поступать, конечно, я бы не поехал. Окончил УрГУ в 2009 году с красным дипломом, несмотря на то, что специально к этому не стремился. Честно говоря, не жалею: что-то систематизировалось в голове, особенно подтянул знания русского языка, но не скажу, что  заочное образование даёт много по профессии, практика эффективнее. 
   Теперь я работаю режиссёром в ЦК «Россия», мне нравится. Обожаю наш коллектив, мне нравятся отношения  между людьми. И хотя задача режиссера – не написание сценария, а организация и постановка на его основе, всё достаточно условно. Нужно понимать, что люди нашей профессии, особенно в маленьких городах, вынуждены заниматься всем. Например, звукорежиссер иногда и снимает на камеру, и выходит на сцену, и участвует в постановке номера;  работник сцены может петь или ставить какой-то номер; я как режиссер могу быть без проблем работником сцены (смеется); художественный руководитель у нас тоже и поёт, и пишет сценарии, и занимается хозяйственными делами; мы можем быть  осветителями и т.д., то есть, мы своеобразные мультиинструменталисты. Полная  взаимозаменяемость. Иначе здесь нельзя. Культура – это тоже командная игра. Что бы мы ни делали – это можно сделать только всем вместе, когда у всех глаза горят, даже если зарплата не слишком  высокая…
-Сейчас, по-моему, зарплату  работникам  сферы культуры  повысили?
- Да. И это замечательно, но так называемые оптимизации, которые происходят (и не только в культуре), настораживают, т.к. зачастую касаются как раз тех, кто работает «на земле» Мне бы хотелось, чтобы подобные  реорганизации проводились  очень осторожно, потому что здесь работают действительно уникальные люди, причем некоторые  уже много лет. У многих складывается представление, что  подготовить концерт или другое досуговое мероприятие, выйти на сцену очень просто…
-Это же хорошо, что у людей такое впечатление!
-Да! Но мало кто знает, как эта видимая лёгкость дается, какими «потом и кровью». Мы собираемся вместе,  долго выдумываем, обсуждаем и репетируем для того, чтобы казалось, что конечный результат достигнут очень легко, просто и быстро. На самом деле, за этим стоит громадная работа. Когда на дворе  двадцать первый век, люди хотят видеть шоу, уже одним талантом ты не вызовешь тех эмоций, которые бы они хотели получить. Люди  смотрят телевизор, они ездят в большие города, ходят на концерты, им хочется видеть хороший свет,  слышать хороший звук, а мы подобного  не можем позволить, потому что у нас этого нет. Мы даже иногда не можем обеспечить гастроли известных артистов, т.к. не в состоянии выполнить их технические требования. И световое, и звуковое оборудование уже пора обновлять, потому что оно выработало свой ресурс. Вот один из последних примеров: мы поставили новогоднюю сказку, которая прошла у нас с громадным успехом, но было очень сложно озвучить всех персонажей, потому что технически мы не можем это реализовать. А если провести какой-то большой концерт с  множеством исполнителей и инструментов, подобный концерту «Совершенно летние»?! То, что на нём сделал наш уникальный звукорежиссёр Михаил Захаренко – это из области фантастики, мы собрали все  оборудование, что можно было найти в городе, но, к сожалению, не смогли реализовать все задумки на том уровне, котором хотели. Государство должно понять – необходимо вкладывать средства в сферу культуры, все они потом обязательно вернутся с процентами!
- Управление культуры помогает своим подразделениям?
- Конечно. А как иначе! Они стараются поддерживать наши идеи. С Анной Михайловной Романенко у творческого коллектива ЦК «Россия» хорошие отношения. Мы работаем в тесном взаимодействии. К счастью, зрители к нам идут. Нас ждут. Сейчас  вместе (все подразделения культуры округа) мы готовим грандиозное представление «Идеальная формула», которое состоится 9 февраля в 13 часов в ДК им. Ленина и посвящено открытию Года культуры. Хотим сделать его необычным, порадовать тавдинцев сюрпризами. Пользуясь случаем, приглашаю читателей «ТН», всех жителей нашего округа на этот праздник. Вход будет бесплатный.
      А вообще я считаю, - обязательно нужно ходить на концерты, слушать стихи, больше читать. У нас огромная проблема с русским языком, мы становимся безграмотными, мы не знаем значения многих слов, у нас уменьшается словарный запас – это очень плохо, от этого зависит наша с вами культура, наша с вами жизнь, зависит, какие мы с вами будем!
-Упомянули про стихи. Вы пишете?
-Я писал. Не могу  их называть стихами, я писал тексты для песен: чаще всего – сначала рождалась мелодия, потом текст.  Но после армии, к сожалению, не появилось практически ни одной строчки.
       У меня есть давняя мечта сделать литературный вечер, где  можно было бы прочесть интересные отрывки из известных произведений как стихотворных, так и прозаических,  я считаю – нужно людей приучать к художественному слову. И пусть не соберется большой зал, но уверен, что придут именно те, которые хотят и могут слушать и услышать, и мы должны выходить на сцену не просто так, а чтобы донести до зрителя что-то важное. Надеюсь, получится это реализовать! Знаете,  какой бы ни был концерт, сколько бы зрителей не пришло в зал, весь наш коллектив (я говорю с уверенностью) работает не «на отвяжись», а на все 100! Наш принцип: если выходишь на сцену, то делай это с полной самоотдачей.
-В 2014 году отмечается 450-летие со дня рождения У. Шекспира. Что-нибудь будет посвящено этой теме?
- Ох, а не взяться ли нам за Уильяма нашего Шекспира? (смеётся) Нет, пока не возьмемся. Единственное, могу сказать, мы с моим коллегой Виталием Стариковым  (он давно уже этим горит, а я пришёл на помощь),  пытаемся создать любительский театр. Пока готовим с молодёжью первую небольшую постановку к 9 февраля, но вообще планируем поставить несколько миниатюр и сделать нечто типа театрального вечера. Нам бы очень хотелось, чтобы в Тавде появился такой любительский театр-студия.
-Кого будете принимать в свою студию?
- Когда я в «Одноклассниках» опубликовал вопрос, нужен ли театр, более четырехсот человек ответили: да, конечно, нужен, придём. Но вся проблема в том, что не приходят. Встать из-за компьютера и куда-то пойти, оказывается, сложно. В результате, пришло два человека. И мы их приняли в труппу. Есть идея открыть школу ведущих. Конечно, будем решать, как это всё организовать, надо воспитывать себе смену.  На самом деле у нас огромное количество задумок.
-Поделитесь, если возможно, конкретными планами на ближайшее время.
- Я теперь стараюсь не строить каких-то далёких планов. Как уже говорил, совместно с Виталием Стариковым будем делать театральный вечер. Работаю над своим сольным концертом, подбираю песни. Состоится он, возможно, осенью или зимой этого года, но не буду загадывать. А начиная с конца зимы, в Тавде планируется множество разных программ, шоу и мероприятий, в которых вся наша дружная команда будет принимать активное участие. Параллельно преподаю в «Гармонии», занимаюсь  сценическим мастерством с вокалистами. Так, что работы хватает. К счастью, востребован.
       Главное, что хочу сказать,  –  я благодарен людям, которые работают и работали рядом со мной. Не Андрей Парыгин такой замечательный, замечательная вся команда!  За тем, чтобы кто-то вышел на сцену и там сделал что-то интересное, стоит огромное количество людей. Я им очень благодарен!  Благодарен нашим зрителям, которые ходят в залы, любят нас, ждут. Это очень  приятно и ответственно.  Искренне благодарен всем, кто при встрече улыбается, советуется на разные темы, делится своими переживаниями. Всех поздравляю с Годом культуры. Это событие не только для тех, кто работает в этой сфере, а касается всех  вообще. Без культуры мы никуда – это самое важное, что есть в нашей жизни! Образование и культура – без них не будет ничего: ни здоровья, ни технического прогресса, ни ЖКХ… Я хочу, чтобы все, где бы они ни работали, не забывали, что такое культура! Давайте прививать культуру детям с самого раннего возраста. Пожелание для юных тавдинцев – читайте больше и вы откроете громадные миры, у вас появится фантазия и куча интересов, а если этого не делать, то жизнь станет скучной и серой… Одноклассники, ВКонтакте и Интернет никогда не заменят живого общения.
         К сожалению, на  этом наша беседа закончилась: Андрей Парыгин – человек занятой. Он востребован в разных сферах общественной жизни – непреложный факт, и данность эта ему не в тягость. Движение вперёд, совершенствование, стремление к позитивному общению – одни из немногих отличительных черт характера, присущие самодостаточной, цельной  личности.  Множество вопросов «повисли в воздухе» - за время нашей динамичной встречи я так и не успела их задать.
Есть у Андрея авторская песня «Материк», а в ней слова «В жизни всё не так-то просто… Вот уже причалил бриг. Неужели это остров, Остров, а не материк?..» С уверенностью констатирую: нет, не остров –  материк –  мир Андрея Парыгина необъятен, многоцветен и загадочен, добр и наполнен солнцем. Образно говоря, впереди его ожидает долгое плавание в водах Мирового океана, то есть Культуры.


Рецензии