Киев2. От сессии до сессии студенты ходят с песням

                От сессии до сессии студенты ходят с песнями.

         О вступительных экзаменах я писал. Первая сессия, по определению моего однокурсника Валеры Дядюшкина, проходила по системе ЧЧВ (человек человеку волк), т.е. каждый бился за место под солнцем, читай заиметь статус "слушателя"  на ближайшие четыре года.

      Далее, после проведённых чисток, сессии сдавали сообща. За экзамен назначался ответственный, как правило, самый умный в этом предмете. Билеты вытягивались из фуражки и на него надо было написать шпору (шпаргалку), оговоренного масштаба в виде гармошки. Ответственный принимал готовые шпоры, проверял содержание и давал "добро" на укладку в общую копилку.

        На экзамен назначался дежурный;  последние два с половиной года,- это я, как самый наглый, ловкий и находчивый, в обязанности которого входил весь контроль за ходом экзамена и оказание помощи тому, кто и со шпорой поплыл к "неуду".

       С увеличением стажа сдачи экзаменов приобретали иные навыки. К примеру, достаточно было ночью с помощью  дежурного по факультету (наш брат, - слушатель) открыть кабинет (ключи у дежурного) аккуратно обшарить стол преподавателя, найти стопку билетов и записать последовательность  их укладки.

         Преподаватель перед экзаменом раскладывает их по столу, дежурный по экзамену смотрит откуда и куда идёт расклад и выносит информацию в коридор. Там вычерчивают схему и каждый отсчитывает в разложенных билетах местоположение того, шпору на который он писал и должен знать.

          В секретных курсах билеты хранились в сейфах, но и это не  было препятствием, т.к. если думать об этом заранее и постоянно всегда возникала возможность снять слепки и сделать дубликат.

       Вспоминается случай с моим однополчанином и большим другом Юрой Яровым. В  нужном кабинете сменили замок входной двери незадолго до экзаменов, дубликата не было,  Юра со товарищи отмычкой, таки,  открыли, зашли и, во избежание неприятностей, закрылись в преподавательской.

      Решили все проблемы с билетами и вознамерились выходить, ан нет, номер не прошёл. По телефону  вызвали дежурного, тот попытался открыть снаружи, безрезультатно.

         Приходят к решению выбить дверь, ну, если "сил невпроворот", как писал мой любимый Высоцкий, легко! Дверь выпала вместе с рамой, дежурный окосел от испуга. До утра проблему решили,  вплоть до того, что помыли от выпавшей  извести полы, намазали мастикой и отдраили немалых размеров коридор, чтобы место вскрытия не выделялось.

       Другой случай, во время экзамена проверяющему стало душно и он открыл окно, сквозняком сдуло билеты, "расклад" нарушился. Собрав билеты, я, запоминая номера, начал раскладывать их на столе заново. Шпиона, как герой фильма "Щит и меч", из меня явно не получилось, я запомнил первых пять, которые и передал в коридор. Остальные билеты, занося мел, моя тряпки, заново переворачивал и выдавал в коридор. Далее мы все окна в классе сдачи экзамена забивали гвоздями от дурного повтора.

       Являясь постоянным дежурным по экзамену, я всегда заходил последним, на этот праздник души регулярно приходил начальник курса полковник Анпилогов. Я всегда бился за балл, даже тогда, когда более, чем на "три" не тянул. Требовал дополнительных вопросов, заявлял, что экзамен элемент обучения и просил преподавателя разъяснить "непонятый" мной вопрос. Анпилогов в итоге меня поддерживал и недостающий балл мне доставался, он же ставил меня в пример всему курсу за жажду знаний.
      


Рецензии