Яшка

             Работала  я  в  строительной  организации,  в  столярном  цехе – делали  мебель  на  заказ.  20  мужиков  и  нас  трое – я  и  две  молодые  женщины.
               Однажды  в  обеденный  перерыв,  ребята  позвали  нас  на  улицу,  чтобы  мы  посмотрели  на  «чудо в перьях».  Чудом  оказалась  птица,  которая  стояла  перед   нами,  пошатываясь,   и  смотрела  на  нас  печальными  глазами… Она  была  какого-то   черно-бурого  цвета,  взъерошенная  и  жалкая   и  даже  не  пыталась  уйти – просто  стояла  и  смотрела.  А  мужики  курили  и  спорили,  что   это  за  птица?  Одни  считали,  что  это  старый  грач  пришел  помирать – другие,  что  это  галка.  Только  наша  птица  была  слишком  крупной  для  них.  Стали  мы  ее  подкармливать – пусть  хоть  перед  смертью  не  голодает...
             Птичка  приходила  каждый  день  к   тому  месту,  где  мы  оставляли  ей  еду.  Откуда  приходила,  куда  потом  пряталась – мы  не  знали.  Я  с  ней  всегда  разговаривала,  спрашивала  что-нибудь,  а   она  что-то   бурчала,  клекотала  в  ответ.  Общались,  одним  словом. Постепенно,  бурые  и  тусклые  перья  у  нашей  птицы  вылезли,  а  на  смену  им  появилось  новое  оперение – иссиня  черное,  блестящее.  И  мы  наконец-то  поняли,  что  птица  наша  не  грач  и  не  галка,  а  самый  настоящий  ВОРОН.  И  он – полетел!!!
                Я  никогда,  до  этого,  не  видела  живого  ворона,  только  в  Краеведческом  музее – чучело.  Думала,  что  они  только  в  сказках  остались.  А тут – вот он,  настоящий!  Да  еще  и  не  боялся  никого –   прилетал  и  чинно  расхаживал  между  нами,  смотрел,  кто,  чем  занят.  Столяра  смеялись – контролер  прилетел.  Дали  ворону  имя – Яшка,  и  стали  с  ним  дружить.
Пока  Яшка  болел  (или  линял),  тихий  был,  незаметный;  а  как  выздоровел – стал  хулиганить. Сразу  дал  понять, кто  здесь  хозяин.
               Собаки,  которые  жили  во  дворе  нашего  предприятия  и  питались  возле  столовой,  при  виде  Яшки  замирали  и  чуть  ли  ни  честь  ему  отдавали.  Еще  бы!  Добрые  тетеньки  из  столовой  вынесут  вкусную  похлебку,  собачки  радостно  бегут  к  своим   мискам,  вертя  хвостами,  как  пропеллерами – а  большая  птица  тихо  пикирует  сверху  и  начинает  за  хвосты  оттаскивать  от  еды.  Собаки,  с  визгом,  разбегались,  а  этот  беспредельщик  еще  и  миски  перевернет.  А  иногда,  можно  было  наблюдать,  как  посреди  двора:  одна  собака  лежит,  другая  сидит  и  Яшка  с  ними – мирная  картина.  Поступки  ворона  зависели  от  его  настроения.
              К  людям  Яков  относился  по-разному:  кого-то  не  замечал  совсем,  кто-то  ему  нравился,  а  кто-то  нет.  Смешно  было  смотреть,  как  через  двор  бежит  человек,  закрывая  голову  руками,  а  сверху,  громко  хлопая  крыльями,  налетает  Яшка  и  норовит  клюнуть  в  темечко.  Мог  ведь  летать   совершенно  бесшумно – крыльями  хлопал  для   устрашения.
  А  у  меня  с  Яшкой  отношения  были  особенные.  Возможно  потому,  что  я  с  ним  разговаривала  и  слушала,  что  он  пытается  мне  рассказать.  А  он  пытался – иначе  не  назовешь.  Движения  головы,  крыльев;  гортанные  звуки  и  клекот.  Мне  он  разрешал   себя  трогать.  Когда  я  гладила  Яшу  по  голове – глаза  у  него  затягивались  пленкой  и  слышался  звук,  похожий  на  кошачье  мурлыканье.  Нравилось!
               Жалко,  конечно,  что  времени  не  хватало  на  общение  с  такой  замечательной  птицей  – производство,  план.  Хорошо,  что  летом  можно  было  работать  на  улице,  под   навесом.  Тогда-то  мы  с  Яшкой  резвились  вволю.  Он,  вразвалочку,  подходил  ко  мне  и  начинал  дергать   за  штанину,  приглашал  поиграть  в  догонялки.  Это  надо  было  видеть!!!
            Удирал  изо  всей  мочи,  иногда  оглядывался  - не   догоняю  ли?  Потом  резко  тормозил,  разворачивался,  вытягивал  голову  и  «страшно кричал»  на  меня – тут  уж  я  «пугалась»  и  убегала  от  него...   Меня  Яшка  всегда  «догонял»  и  хватал  клювом  за  штаны – поймал!  Что  интересно,  правила  не  нарушал – не взлетел  ни  разу,  бегал  пешком.   Я  его  начинала  хвалить – ну,  молодец,  какой  ты  быстрый...  Ох,  любил,  когда  его  хвалят!  Склонял  голову  на  бок,  клекотал  что-то  тихонько – радовался,  что  лучше  всех.  Вот  и  вспомнишь  поговорку:  «доброе  слово  и  кошке  приятно».  Но,  иногда,  работа  была  срочная,  и  играть  с  вороном  было  некогда.  Обижался  страшно! 
            Шлифую  дверь  какому-то  важному  заказчику,  а  этот  безобразник  под  ногами  крутится,  дергает  меня,  ругается  по-своему.  И  объясняла  ему,  и  просила,  и  уговаривала – не  понимает.  В  итоге – взлетел  на  отшлифованную  поверхность  и  стал  ходить,  оставляя  царапины  от  своих  когтей.  Терпение  мое  кончилось!  Беру  ворона  под  мышку  и  отношу  подальше,  чтоб не мешал,  но  не  успеваю  вернуться  к  работе – Яшка  прилетел  раньше  меня  и  опять  расхаживает  по  двери,  да  еще  и  клювом  долбит.  Прямо  вредитель  какой-то...  Это  же  заново  все  переделывать!
            Поссорились  мы  с  ним  всерьез.  Я  на  него  голос  повысила – бессовестный,  как  тебе  не  стыдно,  что  ты  натворил?  А  он  огрызается,  каркает  в  ответ,  крыльями  хлопает – ни стыда,  ни  совести.  Потом  Яшке  надоело  слушать  мои  нравоучения,  и  он    поймал  меня  за  палец,  которым  я  ему  грозила.  Все,  спектакль  окончен!  Клюв  мощный,  хватка  железная,  не  вырвешься.  Чтобы  отпустил,  пришлось   долго  просить  прощения,   рассказывать,  какой  он  хороший,  гладить  перышки.  А  он,  вроде  и  не  слушал,  глазки  наглые  прикрыл,  отпустил   не  сразу.  Вот  так – нахулиганил,  а  у  него  еще  и  прощения  попросили!  Я  понимаю,  что  он  меня  щадил,  видела,  как  перемалывал  кости,  покрупней  моих  пальцев.
             В  перерыв  мы  с  Яшкой  отдыхали:  я  садилась  на  лавку,  ворон  рядом  и  лакомились  семечками.  Верней  Яков  лакомился,  а  я  ему  семечки  щелкала.  Клевал  он  быстрей,  чем  я  успевала  их  нашелушить,  поэтому  Яшка  меня  подгонял – дергал  за  одежду,  часто  промахивался,  и  ходила  я  вся  в  мелких  синяках.  После  каждого  щипка  я  вскрикивала  от  боли,  а  птичка  моя – крылышки  в  сторону,  головой  кивает,  мол,  прости,  не  хотел...  Ну,  что  ты  будешь  делать?  Ладно,  уж!
               Как-то  секретарша  нашего  начальника,  добрейшая женщина,  взяла  отгул  и,  в  ее  отсутствие,  Яшка  залетел  в  форточку,  устроил  полнейший  разгром  в  кабинете – повалил  горшки  с  цветами  и,  кажется,  бумаги  со  стола  разбросал.  Оказывается,  секретарь  каждый  день,  в  одно  и  то  же  время,  угощала  ворона  чем-нибудь  вкусненьким – подавала  ему  в  форточку,  а  в  этот  день  никто  ничего  не  дал.  Безобразие!  Вот  Яшка  и  рассердился.
              Все  знали  о  нашей  дружбе,  и  любая  встреча  начиналась  со  слов:  а  ты  знаешь,  что  ТВОЙ  натворил?  А  ТВОЙ-то  опять!  Я  разводила  руками – ну,  что  ты  будешь  делать.
              К  нам  часто  приезжали  машины – что-то  привозили,  что-то,  наоборот,  увозили. Однажды,  приезжий  шофер  увидел  рядом  со  мной  Яшку,  который,  сидел,  нахохлившись,  и   дремал.  Ворон  к  тому  времени  подрос,  размах  крыльев  у  него  был,  чуть  ли  не   полтора  метра.  Мужик  впервые  видел  такое  чудо – это  что  ж  за  птица-то  такая?  Я  ответила,  что  это   ворон  и  погладила   Яшку  по  голове.  Шофер  даже  растерялся – неужели   ручной?  И  решил  тоже  погладить  «ручную птичку».  Никогда  не  забуду,  что   было   дальше.  Сидит  большая  птица,  дремлет  спокойно,  но  только  мужик  протянул  руку – взрыв!!!  Громкий,  хриплый  крик,  взмах  крыльев  и  резкий  выпад  вперед – все  одновременно  и  устрашающе.  Бедный  мужик,  с  перепуга, упал  на  заднее  место  и  удирал  от  нашего  Яшки  на  четвереньках.  А  тот  крылышки  сложил,  глазки  прикрыл  и  опять  задремал.  Вот  уж,  правда – чудо  в  перьях!
              Я  тут  прочитала  недавно,  как  английские  ученые,  опытным  путем,  определили,  что  у  ворона  есть  интеллект.  Налили  в  узкий  и  высокий  сосуд  воды,  и  наблюдали,  как  бедному  ворону  пришлось  бросать  туда  разные  предметы,  чтоб  поднять  уровень   жидкости  и  напиться.  Представляю, что  думала  гордая  птица  об  интеллекте  этих  ученых!

               А  у  нас  пошли  разговоры,  что  появился  какой-то  энтузиаст-орнитолог,  который  считает,  что  наш  Яшка  может  погибнуть  без  его  помощи,  что  нужно  ворона  поймать  и  держать  в  клетке,  чтоб  с  ним  ничего  не  случилось.  Что  ворона  нужно  приручать  не  просто  так,  а  по  науке.  Мы  посмеялись  над  чудаком,  да  и  забыли  об  этом.

               Яшке  очень  не  нравилось,  когда  я  уходила  в  отпуск.  Увидев,  что  я  появилась  на  работе,  он  садился  рядом  и  демонстративно  воротил  свой  нос  в  сторону.  Если  я  пыталась  его  погладить,  огрызался  и  отступал  на  несколько  шажков.  Наверно,  смешно  было  смотреть,  как  пожилая  тётка  извиняется  перед  большой  чёрной  птицей,  жестикулирует,  руки  к  сердцу  прижимает,  старается  помириться.  А  он  всегда  прощал!  Но,  после  очередного  отпуска,  мне  сказали,  что  Яшка  пропал.  То  ли  поймал-таки  его  этот  «орнитолог»,  то  ли  ещё  что-то  случилось,  никто  не  знал.  Но,  попадись  мне  тогда  этот  энтузиаст  под  руку – я  б  его  прибила!  Да  всем  как-то  не  по  себе  было.  Приезжали  на  работу,  выходили  из  автобуса  и    смотрели  в  пустое  небо – вдруг  Яшка  прилетит?  И  через  две  недели  он  прилетел-таки!

                Никогда  в  жизни  не  забуду  я  эту  встречу.  Был  обеденный  перерыв,  когда  кто-то  из  столяров  прокричал,  что  Яшка  вернулся.  Весь  наш  коллектив  выбежал  на  улицу,  радуясь,  что  наш   пернатый  друг  снова  с  нами.  Яшка  сидел  на  лавке,  а  когда  я  прибежала  и  села  рядом – напал  на  меня!  Он  кричал  и  бил  меня  крыльями,  кричал  и  клевал  меня.  Перья  у  ворона  стояли  дыбом,  как  будто  он  пережил  какой-то  ужас...   Господи,  Яшенька,  что  случилось?  Кто  обидел-то  так?  Я  пыталась  его  пригорнуть  к  себе,  утешить  как-то.  Но  Яшка  никак  не  мог  успокоиться.  Не  сразу  он  позволил  обнять  себя.  И  сидели  мы  рядом – я  обнимала  его  одной  рукой,  а  другой  приглаживала  перышки  на  голове,  а  ворон  что-то  взволнованно  рассказывал,  дергал  меня  за  одежду,  как  будто  звал  куда-то...  А  я  не  понимала,  о  чем  он  говорит – просто  тупо  жалела  и  успокаивала.  А  потом  закончился  перерыв,  и  нужно  было  идти,  выполнять  план,  зарабатывать  деньги  на  жизнь.  И  я  ушла...

                Больше  ворона  Яшку  никто  не  видел.  Я  очень  надеюсь,  что  его  никто  не  поймал,  и  не  держит  в  клетке.  Я  думаю,  что  он  просто  улетел  подальше  от  глупцов,  которые  не смогли  понять,  не  захотели  помочь.  А  мне  приходится  жить  с  мыслью,  что  я – предатель...


Рецензии
Интересный рассказ. Надо же ! Приручился ворон, да еще и как хозяин! Бывает же такое! Жалко если пропал, точнее если в клетку угодил. Интересно, что он рассказывал , может помощи просил?

Галина Дородных   12.12.2014 17:59     Заявить о нарушении