6. Диалектике требуется введение новых Понятий

  Да пусть простят меня "чистые" философы,  за такой, узко специфический, математический термин  «Величина», внесённый мною (не по неосторожности, а вполне осознано)  в описание  Мыслительного Процесса.
.
 На мой взгляд,  термин «Величина»   имеет  прямое отношение  к  термину  «Понятие», которое в Диалектической Логике  является ПЕРЕМЕННОЙ Величиной, а не постоянной «константой», как привыкла себе представлять старая анти-диалектическая  Логика   старой Метафизики, которая, к сожалению, и поныне господствует в головах современных мыслителей. 
Философский термин «Понятие»  является своеобразным   «резервуаром»  содержания Мысли.
.
В  Философии, да и в жизни, устоявшееся и широко употребляемое слово  «Понятие» - есть всего лишь  отдельная Единичная  Форма  Мысли.  (NB! _  КНМ.)
.
Эту Форму  Гегель  Развил и Поднял  в  своей Науке Логики на недосягаемую высоту.
Гегель придал  термину  «Понятие» статус ОСОБОЙ «Величины».
.
«Понятие» у него из Отдельного, Единичного  Понятия (каким оно всем представлялось ранее)  в его Учении превратилось  в «Особое», а затем  «Всеобщее».
.   
Оно (Понятие) было выведено из неподвижного , «каталептического» состояния  «ожило» и начало двигаться,  вбирать в себя привнесенное живой мыслью, аккумулировать,  «полнеть», расти, достигать  иных «размеров»,  изживать свое прежнюю форму, переходить в новую, чтобы там продолжать  движение роста и развития.
.
 Диалектическая Логика, как  Гегелевская наука о   Мышлении, являясь  Сутью  диалектически подвижного  Мышления, продемонстрировала  такие  Превращения.
.
Да и сами Фигуры  Диалектической Логики  у Гегеля,  данные  и описанные  в  Науке  Логики,  есть не что иное,  как  ОФОРМЛЕННОЕ     Движение   диалектической Мысли, «шагающей» по ступенькам этих самых Форм.
.
При таком Способе Мышления  сама смена  порядка следования  Форм  имела  целью  отобразить  изменившееся Содержание  начального Понятия.  При этом, меняя  свой внешний  «наряд»,  само Понятие  внешним  Образом  переходит в  другую, внешне отображаемую,  форму  -  другую фигуру  Логики.
-
 Смотрите сами  как  это  происходит

(1) Е  -- О  -- W.      (2) W -- Е  -- О.      (3)   О  -- W -- Е .
.
В фиг. (1)  «Е»  занимало первую позицию .   
В фиг.  (2) – «Е» уже  занимает вторую позицию.
В  фиг. (3)   «Е»  переместилось на третью позицию.
.
Но это чисто ВНЕШНЕЕ  изображение  Изменения места  Понятия «Единичное» в фигурах Логики.
С точки зрения  СМЫСЛА, происходят  Качественные  Изменения  в Содержании самого Понятия.
.
 Первоначальное  Понятие «Е»  восходит на  «престол»  «Особого», а затем и «Всеобщего»   коренным образом меняясь  «в-себе».  Этим  демонстрируется  Движение и Изменение  одного и того же «Понятия», которое изменяется  и «внутренне» и «внешне». Понятие меняется  Логически  «в-себе» и «для-себя».
.
Следует подчеркнуть, что Понятие (диалектически Изменяясь "в-себе" и "для-себя") всё время сохраняет своё "ядро", как бы своё "я",  точнее говоря - свою Сущность (при всех своих превращениях и переходах из одной формы в другую)
.
 Приведу Пример.

   Возьмем простое слово  «быть».

1) Как Понятие  в «статусе»  «Единичное»  оно имеет часто употребляемое – «Есть».
2) В новом   «статусе»  «Особое» это Понятие  меняется на:  «Было»  и «Будет». («Особое» всегда двойственно в-себе !). 
3) В «статусе»  «Всеобщее» это Понятие становиться , всем известным  термином, «Бытие»!
**
 Подводя ИТОГ,  выше сказанному ,   ПРЕДЛАГАЮ к употреблению    н о в о е   Дополнительное  слово-Понятие  (для  Понимания  Сути Гегелевского всеобъемлющего «Понятия») - это слово «ВЕЛИЧИНА».
.
"Величина"  вообще, и в математике - в частности,  есть то, что имеет свойство   "уВеличивается", т.е. изменяться.
И гегелевское "Понятие" обладает таким же свойством.

 Кроме того, введение термина «Величина» для «Понятия» будет способствовать раскрытию большей глубины  внутреннего  смысла «Понятия», т. е.  его  Сущности.
Я надеюсь на это и продолжу свою  работу в этом направлении.
***
 


Рецензии
Здравствуйте, Николай!
В этой статье Вы говорите, что гениальный Гегель ввел в диалектику основополагающий термин «Понятие» не как нечто застывшее и постоянное, а как развивающееся, растущее и сменяющее свои формы, и это движение идёт согласно формуле Е - О - W. Цитирую Вас: «Гегель придал термину «Понятие» статус ОСОБОЙ «Величины»».
Далее Вы предлагаете гегелевское «Понятие» дополнить (или заменить?) термином «Величина» всё по той же причине изменчивости «Понятия» (сохраняющего, тем не менее, своё «ядро», свою Сущность).
Вы пишете: «Вместо слова «Понятие» в речи можно будет употреблять слово «Величина», которое в описательном повествовании культурно сгладит шероховатости в речи и понимании смысла.
В этом плане «Величина Понятия» не только отразит изменение «статуса» Понятия при изменении Формы (при переходах Е - О - W), но явится внутренней Качественной характеристикой Понятия. <...> Слово «Величина» для «Понятия» вполне уместно, а именно: для раскрытия глубины внутреннего смысла «Понятия», т. е. его Сущности.

Всё-таки мне не ясно, можно ли говорить о «Величине Понятия» или просто поставить знак равенства между «Понятием» и «Величиной». И чем «Величина Понятия» отличается от просто «Величины», которая по смыслу есть качественное изменение «Понятия»?
Далее, Вы утверждаете: «…текущая Мысль в любом рассматриваемом Процессе Мышления наполняет смысловое содержание «Понятия» новой порцией мысли. Живая Мысль приводит к Расширению Понятия. Само «Понятие» увеличивается и потому, его вполне можно называть «Величиной».

Всё-таки мне не понятно, как Понятие может увеличиваться или уменьшаться? А если и не то, и не другое, а например, «лёд-вода-пар» и сущность этого Понятия – вода. Допустим, вода при замерзании увеличивается в объёме, но этот процесс относится к области физики, а не диалектики.

Понятно то, что Вы хотели подчеркнуть отличие термина «Понятия» у Гегеля от старого метафизического представления, рассказать об изменчивости самых разных «Понятий» «от былинки до Космоса» и обратно под воздействием живой Мысли (чьей живой Мысли?).
Ваш вывод: «Если старые Понятия прежней Логики Мышления не нуждались в таких словах-понятиях, как например, «величина»», то Логика «переменных», изменяющихся в себе диалектических Понятий, требует этого».
Пожалуй, и я соглашусь: если требует, значит пусть так и будет.
С неизменным уважением,

Вера Третьякова   19.05.2014 18:24     Заявить о нарушении
Добрый день, Вера Сергеевна!
Спасибо за подробную развернутую Рецензию, которая показывает Ваше активное включение в Процесс Познания Сути Диалектики и её Понятий.
Ваш Вопрос касается как раз самой глубинной Сути гегелевского "Понятия".
И это стремление познание Сути, в вашем познающем Уме, наталкивается на неоднозначное толкование другого Понятия - "Величина", которая претендует на роль "Заместителя" гегелевского "Понятия".
Рассмотрим чуть подробнее.
*
1)Вы говорите:
"Всё-таки мне не ясно, можно ли говорить о «Величине Понятия» или просто поставить знак равенства между «Понятием» и «Величиной». И чем «Величина Понятия» отличается от просто «Величины», которая по смыслу есть качественное изменение «Понятия»?"
-------------------------------------------
Вы верно подметили. что так называемая "Величина", являющаяся "в-себе", то есть в своей Сущности, "уВеличивающийся" и непостоянной "величиной" вдруг сталкивается, как говорят в таких случаях "лоб в лоб"!
И что мы видим? А мы видим, что они, поставленные рядом друг с другом, став как "Величина Понятия", оказались при таком сочетании: и Не "Величиной", и Не "Понятием", а оттого - просто "неизвестно чем"!
Двойственность "в-себе" имеет НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, ввиду ОТСУТСТВИЯ ОДНОЗНАЧНОСТИ! Однозначность любого Понятия - это строгое Правило "правильного" "здравого рассудка". Да. Это так.
Но здесь это Правило не приемлемо!
Мы имеем дело с Диалектикой "Понятия", которое "в-себе" подвижно, НЕ ОДНОЗНАЧНО по своей Природе, т. е. по своей Сути!
Движущее тело не может называться неподвижным! Как и подвижное не есть стоящее на месте!
Ведь так?
Движущееся и меняющееся «в себе» Понятие не может оставаться ВНЕШНЕ и ВНУТРЕННЕ неподвижным! Оно ПОДВИЖНО. Именно в ЭТОМ Суть Диалектики.
**
2) Еще не менее интересен ваш другой Вопрос.
.
«Всё-таки мне не понятно, как Понятие может увеличиваться или уменьшаться?
А если и не то, и не другое, а например, «лёд-вода-пар» и сущность этого Понятия – вода. Допустим, вода при замерзании увеличивается в объёме, но этот процесс относится к области ФИЗИКИ, а НЕ ДИАЛЕКТИКИ».
.
А КТО Вам сказал, что Диалектика НЕ Является СУЩНОСТЬЮ Природных Явлений?
Диалектика, её Законы, являются ВСЕОБЩИМИ!
Её Законы ВСЕОБЪЕМЛЮЩИ.
Они включают в себя все другие законы Движения: в Природе, Обществк, Мышлении.
Законы Природы, Общества, Мышления являются лишь частными, Особыми, Отдельными по Отношению к законам Диалектики.
Но чтобы сравнивать и говорить об этих Законах, надо сначала разобраться в самой Сути Диалектики, как ЦЕЛОГО.
Для этого здесь мы и ведем свой разговор.
Не так ли?
*
Думаю, что наш разговор продолжится по Диалектике Понятий.
Всего Вам Доброго!
-
С уважением -

Николай Катаржнов   20.05.2014 05:15   Заявить о нарушении