Деревенские дураки. Люся - собашница

Как пишется слово собачница – я знаю, но в правильном звучании по написанию, оно не передает  звуковой поддержки  персонажа рассказа. Считаю, в написании и прочтении – «собашница»  будет правильнее и честнее по отношению к антуражу событий в рассказе.

Объяснить новому человеку, где находится улица Гомелевская, Порт-Артурская или Липецкая, местному жителю бывает затруднительно, т.к. только почтальоны способны точно соотнести требуемый адрес к расположению на местности в границах сельского населенного пункта.  Обывателю удобней оперировать понятиями народных названий районов:  осмысливая вопрос, - «Где находится улица Гомелевская, Порт-Артурская, Липецкая…?», - он неизменно начнет с внутреннего логического размышления, - «Гомелевская, Порт-Артурская, Липецкая…», и ему нужна подсказка, типа, - «эта улица находится на «Зеленом Клину», в «Речном», «Нахаловке»…. и т.д.». Или, например, - «ну там, недалеко от Люси – «собашницы». И все будет понятно, и Вы будите, направлены по верному направлению.
Проживала Люся – «собашница» на самом краю поселка, ее дом был последним на улице, через которую проходила дорога, которая где-то километра через полтора упиралась в лес и далее исчезала, рассасываясь на тропы и тропинки. По этой дороге, утром и вечером в летнюю пору гоняли местное стадо коров на пастбище и обратно, в полдень проходили группки женщин с подойниками (владелицы буренок) на обеденную дойку (кто не знает, в личном подсобном хозяйстве коров доят утром, в обед и вечером) и …. разного рода  и в любое время грибники и ягодники (люди, направляющиеся в лес за грибами, ягодами). Зимой дороги не было, была натоптанная вдоль домов тропа, иногда расширенная под размер саней впряженной коняги, а далее следы местных лыжников, любителей зимней природы леса.
Первоначально как такового дома (избы) у Люси – «собашницы» не было. Была землянка (в России многие переселенцы, в т.ч.  в Сибири, в т.ч. мои предки начинали обжитие нового местопроживания именно с землянок. Землянка представляла собой жилое сооружение, наполовину вкопанное в землю, наполовину выложенные из дерна (срез верхней части поверхности травяного луга) стены, далее, перекрытие – невысокая крыша из древесины. Маленькие оконца на уровне земли, маленькая входная дверца с продолжением в несколько ступеней вниз, глинобитный пол, по наружному периметру строения водоотводящая канавка). Такое вот жилье размером 3 х 5 метров.
Затем, у нее появилась тесовушка-засыпушка. Это строение следующего уровня: дом собирался из деревянного тесово-плахового каркаса, на земляном же фундаменте с внутренним утеплением стен шлаком. По слухам, это была так сказать, спонсорская помощь местных властей в лице промышленного предприятия поселка. Т.е. жизнь налаживалась в стране, благосостояние росло, и люди должны были жить не полуподземлей, а хотя бы в домике из двух комнаток (кухня и еще что - то типа спальня-зал) с нормальными окнами со стеклами вмазанным пластилином в рамы.
Люся как таковая – маленькая сгорбленная женщина в возрасте, сухонькая и подвижная. Неизменно подвязана платочком, длиннополая куртка- доха, из под которой выглядывала темная юбка и темный же передник –фартук (наверное обязательный атрибут всех женщин ведущих домашнее хозяйство), ноги обуты в резиновые калоши и шерстяные носки-гетры.
Люся проживала одна и особенностью ее проживания, а скорее всего смыслом жизни, было большое количество собак и кошек. Они были везде, около дома, в доме и даже на крыше. Отсюда и Люся-«собашница». Она не был сумасшедшей, животные  не были ее фетишем-страстью т.е. она не вычесывала и не пестовала какую то одну породу или вид, она просто заботилась о них. Т.е. это был человек, к которому люди несли бездомных собак и кошек, она принимала всех! И скорей всего, ее жизнь была как служение – долг (бытовала легенда, что Люся - ленинградка и в блокаду собака спасла ей жизнь). Быт ее был однообразен: с утра и до вечера  в сопровождении трех – четырех собаченек эскорта, таща за собой тележку (основа – колесная база детской коляски плюс корыто сверху) она курсировала по поселку и ближайшей округи в поисках еды для собак.
Животные любили ее, понимали с полуслова и не кидались никогда на прохожих. Удивительное дело в одном месте уживалось множество собак и кошек! Вспоминая  то время, я отмечаю, что проходя мимо жилища  «собашницы» у меня не было страха, и не было претензий, что собаки не на привязи.
Мне довелось один раз поучаствовать в разговоре с Люсей-«собашницей», верней сказать она сама подошла ко мне с разговором….
Предыстория.   У каждого пацана в детстве должна быть собака! Когда мне было лет шесть, мне предложили щенка, верней, щенка предложили моему товарищу, а я пошел за компанию. Выбора особого не было, было всего два песика: красивый черненький с белой грудкой и носочками был выбран моим товарищем, а мне, достался неказистый непонятного окраса пушистый комочек, который сразу же получил имя – Шарик! Мне повезло в жизни: Шарик был со мной все годы учебы в школе, проводил и встретил меня из армии,…  он прожил долгую и преданную жизнь, Благодаря ему я знаю и понимаю кое-что о жизни.
… Собственно и разговора-то не было. Увидев меня с Шариком (я думаю до этого видела много раз, т. к. в лес за грибами и просто так, я ходил часто), она окликнула, меня, подошла и сказала: -«Хорошая у тебя собака.».
Вот и все. Светлая память о Люси-«собашнице».
 Давно это было.


Рецензии
Доброта делает человека бессмертным, просто потрясен русской женщиной...

Алексей Малышев Сказитель   17.01.2016 18:01     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо Вам. Обязательно загляну к Вам на страничку!

Александр Голик 2   21.01.2016 18:17   Заявить о нарушении