Инженер

Я прошёл все стадии значимости профессии инженера. Когда ещё учился в школе и не все имели среднее образование, достаточно было окончить семилетку, что бы поступить в техникум, звание «инженер» считалось очень почётным. И я, конечно, мечтал выучиться на инженера, притом – строителя. В те времена эта учёба считалось роскошью, не каждая семья могла себе позволить пять лет кормить студента, да ещё в другом городе, где имелся ВУЗ. Стипендию платили при успешной учёбе 20 – 30 рублей, а съёмный угол стоил 10 – 15 рублей (общежитием обеспечивали не всех приезжих). Вот и приходилось родителям из последних сил содержать студента, а самому студенту, как правило, подрабатывать, как пелось в переделанной ими песне «Я люблю тебя жизнь»: «погрустишь и пойдёшь на вокзалы, баржи и причалы», грузчиком в свободное от учёбы время. Зато, когда выучился на инженера, считалось, что ты на коне. Даже бабы на скамейках судачили: «Она вышла замуж за инженера»! Это считалось очень удачным, хорошая жизнь ей обеспечена.

Надо заметить, что звание «инженер» уступало только званию «военный». Жёны военных, как правило, не работали, все поголовно носили платья из ткани «пан бархат», ходили с высоко поднятой головой, очень гордились званием «жена офицера». Мой сосед, лет на десять – двенадцать старше меня, окончил военное училище в звании лейтенанта и его направили служить в г. Воркута. Он приехал в отпуск в новенькой военной форме и только в ней везде появлялся. При знакомстве представлялся: «Лейтенант Яхнин», его все так и называли, женщину в пан бархатном платье представлял: «Моя жена Елена».

Старший брат моего друга окончил ленинградскую мореходку и получил назначение служить на флоте, на Дальнем востоке. Он тоже приехал в отпуск на родину в чёрной очень красивой морской форме, сбоку висел золотистый маленький кортик. Он давал нам, пацанам, подержать его. Мы ему жутко завидовали. Вскоре и он женился на своей соседке, позже я её видел в платье из пан бархата.

Сбылась и моя мечта, я выучился на инженера – строителя. Не сразу удалось устроиться работать инженером, два года проработал каменщиком на стройке в три смены в любую погоду. Потом поработал мастером, и, наконец, перешёл на работу инженером в проектный институт. Дальше был карьерный рост. Помню, я ещё успел погордиться званием «инженер». Как-то в поликлинике в регистратуре заполняли мою больничную карточку и спросили мою специальность. Я с гордостью, что бы вся очередь слышала, заявил: «инженер - строитель». Какой же я был наивный? В те времена инженеры уже получали мизерные оклады, плюс копеечные премии за выполнение плана, досрочность выпуска проекта и его качество. С каким нетерпением и радостью ждали их?! Мужчины делали «заначки» на курево, выпивку, хобби, у жён потом не выпросишь эти копейки, очень они не хотели давать мужьям деньги, считали это пустой тратой.  А вот почётных грамот, переходных вымпелов, звания: «ударник труда» и так далее – всё это сыпалось, как из «рога изобилия», но материально не подкреплялось. Инженеры пытались подработать на «левой» работе, но это запрещалось, и оформление её было очень затруднено. Небольшой доход в виде суточных давали командировки. Надо отметить, что квалифицированный рабочий получал значительно больше квалифицированного инженера. Звание инженера стало нарицательным. Даже появилось выражение: «Что бы ты всю жизнь работал инженером на голом окладе»!

Однажды я поехал в командировку в станицу Кочубеевская Ставропольского края на приёмку в эксплуатацию, запроектированного нашим институтом автодорожного путепровода через железную дорогу. Участников приёмки было много. Приёмная комиссия осмотрела путепровод сверху, под путепровод для осмотра конструкций ответственного сооружения спустился только я. Осмотрел конструкции по принципу «стоять будет», на недоделки не стал заострять внимание, кто бы меня стал слушать? Ведь всё шло по сценарию, составленному заранее. Потом по путепроводу пропустили расчётную нагрузку под овации присутствующих, его освятил батюшка. С красивой речью выступил первый секретарь райкома, затем начальник мостостроительного управления, мне, как автору проекта, слова не дали. Обо мне вспомнили только тогда, когда надо было подписать акт приёмки путепровода в эксплуатацию. Затем начались награждения строителей. Подарки: столовые сервизы, пылесосы, денежные вознаграждения и так далее вручались рабочим под духовой оркестр, игравший «туш» и аплодисменты присутствующих.

После окончания торжественной части, тут же перекопали бульдозером переезд и движение автотранспорта пошло по новому путепроводу. За торжественной частью последовал шикарный банкет. Во дворе управления заказчика, под деревьями был накрыт  большой ряд столов. Чего там только не было? Столы ломились от дефицитной еды, и моря всевозможной выпивки. Соблюдая субординацию, произносились тосты: за сотрудничество, дружбу народов, строителей и построенный ими путепровод. Проектировщиков не упомянули. Я ещё подумал: «Обесценилась профессия инженера». Вспомнил пьесу Николая Погодина «Кремлёвские куранты», в которой Владимир Ленин приглашает старого инженера – энергетика Забелина, который оказался не удел после революции и, чтобы прокормиться, продавал спички, принять участие в составлении плана электрификации страны (ГОЭЛРО). По моему мнению, это был пик востребованности профессии инженера. Мне стало обидно, за неуважительное отношение к этой профессии. Я улучил момент и покинул  это пиршество. В тот же вечер уехал домой.

Хочу добавить, что это был исключительный случай. В основном в командировках нас, проектировщиков, встречали первые лица заказчиков, подрядчиков, главы городов и районов. Первым делом устраивали в дефицитные в то время номера гостиниц, вели доброжелательные, технические разговоры. За мою творческую жизнь не было ни одного случая, что бы я приехал из командировки с нерёшенными вопросами.

Хочу заметить, что в настоящее время снова стала, востребована профессия ИНЖЕНЕРА. Это очень отрадно и говорит о том, что моя страна на правильном пути!         


Рецензии
Прекрасно, но - увы! - не все специальности инженеров сейчас востребованы. Пишу, как инженер-двигателист (в прошлом).

Владислав Свещинский   07.08.2014 19:59     Заявить о нарушении
Так всегда было. Время диктует потребность в тех или иных кадрах.

Миша Сапожников   07.08.2014 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.