Гонщик Глава третья

      Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2014/05/16/1959



Интервью с гонщиком. Продолжение ответа на вопрос «Зачем Вам автоспорт?»

Постепенно приоритеты меняются и если ты остался в автоспорте, то с каждой гонкой, с каждым новым сезоном начинаешь понимать больше. И самое главное - понимать ДРУГОЕ. Сейчас для меня езда - единственная естественная биологическая среда, в которой может существовать такой вид как "Я, временами sapiens" Это особое состояние души и тела, и реальное место в жизни, когда я чувствую себя по-настоящему комфортно, как рыба в воде. Здесь я дома. И больше мне ничего не надо...



А потом был перерыв в, почти, полгода. Как будто ничего не было. Ни недельной пахоты возле спортивной машины, ни второй недели, когда её разбирали и возвращали на линию. Ничего. При встречах в парке они раскланивались друг с другом и всё. Валерка не хотел его нагружать. Ему казалось это не этичным, а Толкунов не спешил, что-либо объяснять или обещать.

Парни подкалывали Валерку, называя гонщиком х*вым. Но он только отшучивался, т.к. всегда знал, если что-то  очень хочешь и делаешь для этого всё - непременно получишь. Ранней весной, через диспетчерскую, его вдруг отыскал Вовка. Оказалось возле таксопарка, совсем рядом, по соседству, есть спортивный клуб ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия, Армии Авиации и Флоту) киевской области, который проводит соревнования по фигурному вождению автомобиля. Нужно прийти в субботу и побыть судьёй на фигуре. Подробности объяснят, и добавил, если ты хочешь попасть в автоспорт, то это первый шаг. Там он обещал познакомить с нужными людьми.

Валерка пришёл в восемь утра, и ходил «кругами» до девяти, а в девять собралась толпа, пятьдесят три человека, не считая судейскую бригаду. Называлась это официально "Первенство Киевской Области по фигурному вождению". Что бы придать вес соревнованиям в число участников были включены братья Игнатовы, оба мастера спорта по гонкам на грузовиках, и Вовка. Он, оказывается, был кандидатом в мастера.

Включили и Валерку. Простым участником. В его не хитрые обязанности, как судьи на фигуре, входило следить за тем, что бы участник не задел флаг ограничения и не наехал на черту. Скучно и не сложно. Ехали все на одной машине Жигули шестёрке, принадлежащей клубу. Где-то к двум часам дня все откатали, остались только судейские. Валерка никогда на Жигулях не ездил. Это был его первый опыт. Каково же было изумление, когда оказалось, что он серебряный призёр, этой дворовой гонки. Вовке, который её выиграл, он уступил менее секунды. Пришлось пожалеть, что фигурку проводили не на Волге, которую Валерка чувствовал, как свой пиджак.

Организатор этих соревнований, а за одно тренер по автоспорту, Борис Семёнович Ямпольский, был удивлён результатом и попросил его зайти к нему в понедельник. Позже, когда они уже сидели дома у Валерки за столом и отмечали сие эпохальное событие, один из братьев Игнатовых предложил тост за "серебряного призёра всей киевской области, со всеми её дачами участками и постройками", чем очень рассмешил компанию.

В понедельник Боря попросил принести фотографию, как на паспорт, и через неделю выдал зачётную книжку, где было написано, что Копачевский Валерий Иосифович спортсмен ДОСААФ и имеет первый разряд по автоспорту. С таким разрядом он имел право участвовать в соревнованиях союзного масштаба. О республиканских и говорить нечего. Вот так неожиданно для самого себя Валерка получил право выходить на старт гонок. Т. е. стал официально гонщиком. Здорово, да? Как ничего не знал, так и не знает и уже гонщик. Правда, на чём? Верхом на палочке? С кем? Задавал он себе эти вопросы, разглядывая книжку. И что, в конце концов, изменилось?
 
Через некоторое время Толкунов начал прозрачно намекать, мол он должен скоро получить спортивную машину, это раз. Штурмана у него нет, это два. Раиса на эту роль не годится, это три. Что из всего вышеперечисленного следует? У него появился шанс. Напрямую Вовка ничего не обещал, но крутить гайки нужно было уже не по-детски и не только гайки. В экипаже финансовая часть делится пополам. И это тоже нужно учитывать. Автоспорт штука не из дешёвых.

Машина должна быть чисто спортивной, а это много чего значит. Я думаю не стоит «грузить» читателя техническими подробностями на тему, чем отличается спортивный автомобиль от стандартного. Их слишком много и к сему повествованию, это не имеет отношения, а если Вам интересно, то есть отдельно глава "Технические подробности". Загляните туда.

На тот момент Валерка знал не больше, чем обычный, просто интересующийся человек, а это больше, чем ничего. Для начала Вовка снабдил его литературой, книгой Эдуарда Сингуринди «Автоспорт», где были описаны тех. прибамбасы с Москвичом 412. Им это не годилось, но кое-что, всё-таки там было полезного для человека интересующегося.

В те времена Интернет ещё не изобрели. Потом были правила и регламенты ФАУ (Федерации Автомобильного Спорта Украины) и многое другое, что нужно было знать, как «отче наш», если он хотел быть штурманом. До начала первой гонки оставалось почти три месяца. Вовка пригнал новенькую Волгу ГАЗ-24, поставил её перед спортбоксом и исчез.

Валерка усиленно штудировал литературу, но ему этого было мало. Ведь, столько работы по машине! Жена говорила: «Остынь! Уже в заднице фитиль подожгли! Не терпится». Наконец, за две недели перед выездом на соревнования, нарисовался озабоченный Толкунов. Притащил откуда-то дуги безопасности. Сказал, что одолжил на гонку, а себе мы позже сделаем. Запихать и установить дуги в автомобиль, та ещё работа. Потом их опять вытаскивать. Но Валерка, пока, права голоса не имел, а просто придержал своё мнение при себе.

Распорядок жизни круто изменился. Через день нужно работать по четырнадцать часов официально. Остаток суток не официально, что бы что-то заработать на жизнь для семьи и автоспорт. Разные детали и прибамбасы требуют денежных вложений и не малых. Следующий день – с утра спорт бокс и гайки до вечера, а следующим утром см. выше.

Жена была очень «рада» его новому увлечению, но виду не подавала и даже интересовалась, как идут дела в боксе. И не только интересовалась, а и помогала практически. На уже «чисто» спортивный автомобиль требовались ремни безопасности с четырёх точечным креплением, а где их взять? Если покупать фирменные, то они стоили столько, что в ту сторону даже смотреть страшно. Она предложила сшить их из стандартных. И сшила, исколов себе все пальцы.

Потом стала привозить обеды в бокс на двоих, а это почти через половину не маленького города. Честно говоря, Валерка ей был очень признателен, понимая, что она фактически осталась без мужа. Женщины! Если Вы хотите рядом с собой видеть Мужчину, не «ломайте» его! Дайте наиграться в свои мужские игрушки. Сломленный Человек никогда не будет Мужчиной.

Забегая вперёд, скажу, позже она стала заядлой болельщицей и, не умея водить автомобиль, очень хорошо разбиралась в не простой механике гонок, знала кучу разных мелочей, постоянно удивляя своего мужа. Их сыну было десять лет и, пару раз Валерка его брал с собой. Чем можно занять маленького человека, когда сам лежишь под машиной? Или из-под капота, торчит часами, только задница?

Но работа и ему нашлась. Перемывать детали двигателя, раскладывать инструмент, подавать нужные ключи. После такой работы отмыть его было, практически, невозможно, а стиральными машинами, тогда могли похвастаться не многие. Бензиновый запах не выветривался вообще. Один раз, придя домой в полвторого ночи, и получив, всё, что заслужили от жены, походы ребёнка в бокс, со слезами, но прекратились.

Оставим проблемы семейные и вернёмся к автоспорту. Забыл сказать, что при подготовке автомобиля попросился крутить гайки ещё один парень. Паша Шехали. Это был не высокий, широкоплечий, тихий и исполнительный человек. От него никогда не слышали громкого слова и вообще, говорил он мало, был пунктуален, исполнителен и расторопен. Большего и не требовалось.

Своё «боевое крещение» Валерка получил в середине июня на Чемпионате Украины по авторалли в Ворошиловграде. Нынешний Луганск. С работой это «устаканивалась», как командировка. От таксопарка получали талоны на бензин и командировочные. Приехали туда, как и положено, в понедельник утром, что бы за неделю прописать трассу. Старт первого автомобиля в восемь утра субботы – финиш первого автомобиля в воскресенье, тоже в восемь утра. Остальные, как приедут. В одиннадцать - двенадцать часов вывешивается простынь (жаргонное название таблицы результатов), два часа на подачу протестов и в четырнадцать – пятнадцать награждение победителей. Далее банкет (каждая команда проводит самостоятельно, объединение не запрещается), читай, грандиозная пьянка и в понедельник утром разъезд по домам.

Вот такая программа, как по дороге объяснил Вовка. Понедельник ушёл на расселение, получение и изучение легенды и регламента соревнований, а так же отдых. Ворошиловград находится, всё-таки в восьмистах километрах от Киева. И все эти километры они проехали своим ходом. Во вторник выехали на трассу.

Первый опыт. Блудили, ругались, чуть не до драки. К концу дня устали, немного успокоились и дело пошло быстрее. Если Вы думаете, что трасса ралли пролегает по относительной прямой из точки А в точку Б, то могу Вас разочаровать. Все шестьсот или семьсот километров она проходила по ворошиловградской области.

Трасса идёт петлями, возвращаясь, то восьмёркой, то вообще не понятно каким кандибобером, если смотреть по карте. Т.е. когда едешь по легенде – логики никакой. Нужно слепо следовать указаниям. Находить ориентиры и только один Бог и Организаторы ведают, где проходит трасса. Вы никогда не уверены, что правильно едете. Только с годами, проехав с десяток соревнований, Валерка научился доверять приборам, а где и нюхом её находить. Не важно, кем он ехал. Водителем или штурманом. Но тогда... На то он и первый раз. В среду Паша, устав слоняться вокруг гостиницы, попросил взять его с собой.

            - Ребята, я хочу посмотреть как Вы пишете стенограмму и ориентируетесь.

 Они долго отнекивались, т.к. в спортивном автомобиле нет заднего сиденья. Где Паша будет сидеть? Это же не поездка на полчаса. Выезжали обычно утром, а возвращались, поздно вечером. Но Паша уговорил. Взяли из гостиницы матрац. Подстелили вместо заднего сиденья. Он «обнял» внутреннюю диагональную распорку дуг безопасности и выехали.

Поиск дороги, запись стенограмм, требуют полной сосредоточенности и экипаж забыл о нём. Он сидел тихо и не подавал признаков жизни. Обычно, записав стенограмму они возвращались и проверяли записанное. Как? Проездом на  скорости, примерно восемьдесят процентов от реальной гоночной, что бы, если где-нибудь возникла ошибка исправить, а не улететь с трассы.

Валерке очень нравилось, когда машина отрываясь от земли на трамплинах и мягко приземляясь, буквально летела, дальше. Было полное ощущение слитности с автомобилем в одно целое. Казалось, что летишь ты, а не автомобиль. Большое впечатление произвели на него проходы поворотов в полном заносе. Это когда машина скользя всеми четырьмя колёсами, несётся боком, но по строго заданной траектории.

Штурманской работы было столько, что не до любопытства, каким образом Вовка это вытворяет. Дай Бог всё успеть сделать правильно, а главное вовремя. Во время одной из проверок, они обратили внимание на грохот сзади. Остановились и открыли багажник. Там лежала пустая канистра из-под бензина, которая сорвалась со своего крепления. Она ИЗНУТРИ сделала такую вмятину в крышке багажника, что разошелся метал и в этой вмятине виднелась дырка. И тут вдруг Вовка начинает на глазах бледнеть

          - Что случилось? - не понял Валерка
          - Паша!
          - Что, Паша?

Тут и до него начинает доходить. Они действительно забыли о нём. Если канистра изнутри смогла тупым углом пробить, почти насквозь, крышку багажника, что должно случиться с человеком, просто сидящим сзади на матраце?

Вовка закрывает багажник и они через стекло с ужасом смотрят в салон, ожидая увидеть жуткую картину убитого, по их вине, человека. Паша, вцепившись как клещ в дугу безопасности... Спит!!! Они окаменели. Это сначала, а потом...  Напечатать можно только междометия.
 
Откатали эту гонку, на удивление, хорошо. Вовка был доволен. Нигде не блудили. Ну разве, что немного, но это, как оказалось, нормально. Машина выдержала. Этап проехали в ноль. Значит Валерка, со своими штурманскими обязанностями, не смотря на первый раз, справился. Место заняли десятое. Это не так плохо, как звучит. Означает, что на второй этап гонки, которая должна была проходить осенью в городе Калуш, Ивано-Фраковской области, они попадают.

По условиям соревнований первые десять экипажей попадают на второй этап. Банкеты и празднования упоминать бесполезно. Они, я думаю, подразумеваются сами собой. В понедельник утром, проснувшись в гостинице, Вовка, первым делом, достал из-под кровати заначенную бутылку с остатками вина и основательно к ней приложился, тем самым сняв вопрос, кто едет за рулём домой, не дав Валерке и рта раскрыть. По дороге он ему отомстил, проезжая все забегаловки мимо на предельной скорости. Правда позже пришлось пожалеть человека. Уж очень он, бедненький «болел».

Продолжение http://www.proza.ru/2014/10/01/1244 


Рецензии
Валерий, читается с интересом. Можно было бы усилить художественную часть повествования. Последнее время кроме работы на даче и над рассказом "Размышления у живописного..." читал сказку Василия Лыкова, а для меня фэнтази - мука смертная. Я за версту обхожу любую фантастику. Терпеть её не могу, однако у Василия она на исторической основе византийского времени и времени Киевской Руси во времена правления Ольги - а это время я серьёзно изучал всвязи с написанием рассказа "Тетради Натана" и я даже зачитался. Он, Василий - художественная натура, несмотря на все его хозяйственные хлопоты. Теперь потихоньку взялся за твоего гонщика. Удачи тебе, Вадим.

Вадим Гарин   14.06.2014 05:08     Заявить о нарушении
Здравствуй Вадим. Спасибо, что находишь время для того, что б ещё и мои вирши читать. Я что-то размахнулся с "Гонщиком" и не знаю смогу ли проглотить этот кусок. Написано уже семь частей, а по задумке, это даже не половина. Фигура тренера Бори вылазит, сама собой больше на передний план, хотя этого не планировалось и пока не знаю, что с этим делать. И делать ли вообще. Короче, выставляется полностью сырой материал, который по завершению надо будет конкретно править и сокращать. Я выставляю это потому, что хочу увидеть какую-то реакцию со стороны читающей публики и понять в каком направлении это потом рихтовать, если вообще будет что рихтовать. Сейчас как-то застопорилось, но я возьму себя в руки и заставлю продолжать. Я себя знаю, если не сейчас, то это повиснет мёртвым грузом на неопределённый срок. Как "Институтская история", хотя там другая причина. Василия "Сказку" прочитал ещё в прошлом году на одном дыхании. В отличии от тебя, я обожаю фантастику. Я, практически, с неё и начал своё знакомство с ним. Вот чего нам с тобой не хватает. Художественности, образности, описательности. Но это уж как Бог распорядился. У каждого свои таланты. Сегодня, если выберу время засяду за твои Рразмышления у живописного", хотя заглянул на секунду и понял, так просто это не осилить. Надо внимательно и вдумчиво. Скорее это не художественная литература, а больше познавательная. Но это первое впечатление от первых строк. Позже напишу впечатление. Удачи и настроения летнего.

Валерий Слободской   14.06.2014 14:07   Заявить о нарушении
Ну,тут ты прав на все 100. Я учюсь, но , наверное, надо родится заново. И вот, что удивительно: ведь люблю литературу, понимаю её, люблю живопись, музыку(настоящую) Интересуюсь читаю, смотрю, слушаю своих редакторов и опять те же грабли с художественностью, а Василий без натуги пишет как стихи роняет, часто с ошибками и огрехами, но очень, очень. Я их с Алом записал в уме в одну кагорту, несмотря на различия. Они просто разные. Василий высоко морален, во многом альтруист и видит мир как ребёнок. Но оба самобытны!
С тобой та же история. Ты меня знаешь уже, старого и упрямого дурака и не обидешся на мнение в замечаниях, а не в рецензиях, которые читаются в три раза больше: Гонщик твой имеет место быть и там есть закрутка и развитие, однако затянуто до невозможности. Сокращать надо раз в пять по первой, а там смотреть. Художественности нет совсем, как в письмах, но письма - другой жанр и там это уместно и желательно. Я считаю твои письма очень талантливо написанными. Не зря к ним такой интерес и отзывы.
Ты мотаешся по всей Германии, встречаешься со многими - пиши об этом. У тебя это блестяще получается. Типа путевые заметки или ещё что. Я тебе по дружески советую создать серию рассказов под эгидой или названием, уж как ты сам захочешь, например "Германия глазами эмигранта", или беженца, репатрианта и тому подобное. Уверяю, будет читательский бум! Я в своё время Алу советовал писать серию: "Дороги Алтая" или " Дальнобойщик о горных дорогах Алтая" или "Перевалами Алтая" , а потом буквально заставил написать "Перевал", который считаю его лучшим рассказом. Правда убедил его переделать, так как рассказ Ал первоначально построил как диалог со мной, воображаемым. Правили много. Он сопротивлялся изо всех сил, но в конце послушался добрых советов.
Вот и ты, послушайся дружеского совета, создай серию, а твоя проба выставить не считанного и сырого "Гонщика" - это то же самое, что я делал с "Размышлениями у живописного полотна". Выставил сырой материал и ждал, как отреагирует читатель, а он никак, потому, что публикация довольно элитарна. А прочитали опять те же: Теняев, Валсамаки, Ал, Столярова, Ковалёва, Москалёва, Врубель, ты и.т.д То есть друзья и что я достиг этой пробой пера? Ничнего! И сам чуял, что надо не так. Результат - работаю больше года, а выход только начался и сократил ровно в три раза.
И это действительно размышления - куда они меня приведут - не знаю. Но размышлять буду несмотря ни на что.
Но облекать в литературную форму постараюсь кратко и уж пробыват не буду.

Вадим Гарин   14.06.2014 15:32   Заявить о нарушении
Я по этому и говорил как кому Бог дал. Сравнивать Ала с Василием мне как-то не приходило в голову. Они настолько разные. По поводу "Гонщика", скорее всего ты прав, но я продолжу. И то, что реакции, практически ноль, подтверждает твою правоту. Конечно можно писать в стол и там править, но если есть Инет и можно попасть на толкового редактора и то, что желающий, в данном конкретном случае ты, может прочитать и дать полезный совет и ещё много плюсов я вижу в этом. Короче продолжаю. "Ты мотаешся по всей Германии, встречаешься со многими - пиши об этом." Вадим, для меня сейчас, это рутина. Когда я писал об этом или подобном в письмах, это было откровение и с этми были связаны эмоции, которые я и пытался передать. Сейчас я смотрю, но не вижу. Что может описать слепой человек? Я не представляю, что может интересовать читателя. Какого цвета ботинки у шефа? Как ругаются в автомастерской или не погрузке-разгрузке? Начинать сравнивать там-здесь? Обвинят в приукрашетельстве, да и не помню я уже там. Сколько лет прошло. Изменилось всё там, а как, могу только догадыватся. А догадки написанные как истина, не в чести. Тем ни менее подумаю над этим. Чем закончатся эти думы не знаю. Спасибо за продуманный и взвешенный подход. Иногда очень помогает мнение постороннего, но доброжелательно настроенного человека.

Валерий Слободской   14.06.2014 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.