ТЁТЯ ТАСЯ

               «Смерть злым, а добрым вечная память!» (Русск. пог.)
          Как-то я приехала навестить её, подругу моей матери, тётю Тасю Костюкову, и угадала прямо в день рождения – ей исполнялось девяносто семь лет! 
        Привезла  бутылку кагора – старушки его любят, бутылку хорошего шампуня для её чудесных волос, да пол-кило изюма для сердца... Улыбчивая и ласковая, она, как всегда, наговорила мне столько  приятных слов, сколько я и от родной матери не слышала. Добром помянула и моих родителей, и бывших соседей, которые давным-давно «успокоились».
         Привезла ей свежие публикации моих заметок про общих знакомых, которых тётя Тася  хорошо знала в своё время. И она их обязательно прочитает! В отличие от моих подруг, которые ничем таким не интересуются.
             Мы беседовали, она живо расспрашивала про судьбы  знакомых.  Потом вспомнила, как  раскулачили в деревне её семью – отобрали единственную корову. Как тяжело жилось, как распалась родительская семья с её деревенским укладом, как от голода все подались в город…
          У  самой  тёти Таси  родилось  шесть детей уже в здесь, в Петропавловске. Как она их выкормила, вырастила? Не знаю. Помню, что и меня, единственную, было вырастить непросто моим родителям.  Мне всё время хотелось есть, и в шесть лет я объелась лесной ягоды. С тех пор у меня к ней жестокая аллергия. А ели мы тогда всё подряд – и «калачики», и корни рогоза, и цветки акации, и лебеду, и сурепку, а жмых, которым теперь кормят животных,  и подвяленная в печи мелко нарезанная морковь были лакомством…
        Что ела сама тётя  Тася в голодные годы, во время войны и после, имея шестерых детей? Тогда и  овощными   очистками, и мороженой картошкой не пренебрегали. За бардой с коромыслом ходили на спиртзавод –поить домашнюю скотинку, когда удавалось завести. Налоги-то были непомерные! Это я помню.
         Вчера была передача по ЦТ – учили, как правильно питаться, чтобы прожить долгую жизнь… Смешные люди! Будто, им это известно... Вон знаменитая  целительница из Новосибирска, Травинка,  учила всех, учила, столько последователей имела, столько книг выпустила! А сама прожила едва больше шестидесяти.
          Я люблю людей, которые живут долго. А жить долго в нашей стране, где во все времена изводят народ с методической ненавистью – особая заслуга! Мало кто выдерживает. По кладбищу и сейчас страшно идти: лежат молодые мужчины  сплошь и рядом… Слабаки!  Уходят от этой жизни раным-рано,  малодушно оставляя всё на женских плечах…  И только фанатическая материнская любовь не даёт жизни погаснуть. Только она!
           Как чувствует себя на Земле человек, намного переживший своих ровесников? Как пришелец из прошлого, засланный в будущее? Интересно долго жить!  Родиться при Ленине, пережить всех наших монстров одного за другим – словно кукиш им показать:  «А на-ка, выкуси! Тебя уже нет, а я ещё жива, как ты ни старался!»
           Вчера Вера Васильева, артистка, отмечала юбилей – 85 лет. Она ещё «в форме», и даже выходит на сцену. Часто показывают и фильмы с её участием, где она совсем молоденькая. С каким чувством смотрит их она, пережившая всех товарищей по сцене? Никого не осталось… Редкие «могикане», вроде Этуша и Зельдина, вышли её поздравить.
          Мне-то «всего» шестьдесят восемь лет, а по городу даже в праздник иду – словно на другой планете – ни одного знакомого лица!  Куда все делись?..
           Может, секрет долгой жизни в хорошем характере? Вот тётя  Тася  прожила на виду у всех, достойно, всю свою жизнь. И детей она, почти неграмотная, вырастила достойных, не трепля языком, а на собственном примере. Никого не обидела, не злобствовала и не завистничала, врагов прощала.
         Я не обладаю таким качеством. Злопамятная. Не прощаю никого. Зато и сижу дома одна, как сыч – никто не стучит в мою дверь, не звонит по телефону…
      
         А в этом тёплом доме,  в нашем Рабочем посёлке, меня всегда ждал тёплый приём…
         Приняли и сегодня. Я приехала проводить тётю Тасю  в последний путь…
 Только… я её сегодня не узнаю. В чём дело?
         Да ведь я тёть Тасю без улыбки-то  ни-ког-да не видела! Потому она и кажется незнакомой…
          
          Много соседей, родных, детей, внуков и правнуков утирают искренние слёзы. Не такая уж это грустная картина, когда пожилые уже дети провожают старую мать! Она их одарила хорошими генами, и у них значительные перспективы стать долгожителями!
        До последних дней Анастасия  Силантьевна  Костюкова сохраняла оптимизм и желание жить. Она даже и обещала нам дожить до ста лет, но не исполнила слова.
               Видно, не от неё это зависело.
              И мы на тётю Тасю за это обижаться не будем, а пожелаем, чтобы следующая её жизнь была полегче!..


Рецензии