Мысли по поводу...

     События  на  Украине  не  оставляют  меня. Очень  тревожит  ситуация  и
  в  Киеве,  и  на  востоке  страны. Я  забросила  многие  важные  дела: 
  смотрю,  слушаю, ищу сайты в  интернете –  и всё об  Украине…
  И  вот  к  каким  мыслям  меня  привели  мои  переживания  и  стремление 
  разобраться  в  событиях…

     Эмигрант…  Он  переживает  за  свою  родину, но это совсем иное 
  переживание. Я это  знаю. Я работала  несколько лет за  границей, помню 
  свои ощущения и наблюдала за  соотечественниками, постоянно  проживающими
  за  границей. Это  совсем  другие  переживания.


      Я думаю, что если  бы  я  была  здесь  во  время  первых  выборов  в 
  Верховный  Совет  СССР в 90-м году, я бы не голосовала за  Ельцина, хотя 
  он  был  тогда  всеобщим  кумиром  и  борцом  с  привилегиями. Не  избежала
  и я этого обожания. По возвращении из  командировки я с восторгом читала и
  обсуждала его "Исповедь".  Мы  много  говорили  об  этом  с  папой,
  выражали  надежды, что наконец-то  появился  достойный лидер… Но в 93-м эти
  надежды рухнули с  рухнувшим  Советским  Союзом. Мой папа был умный человек
  и  достаточно грамотный политик. Он почти дословно  предсказал наше
  будущее. Только ушёл раньше Ельцина и не увидел  его  «наследника».  А  мне
  потом очень не хватало  папиного  общества, его  мудрых  суждений, анализа
  событий… А «кумир» Ельцин и месяца  не  выдержал народной демократии! Уже
  19 августа 1991  года во время путча я это понимала и очень  настороженно 
  отнеслась  к его  личности и действиям…


     Но я не о Ельцине  хочу сейчас говорить. Я – об эмигрантах. О  их любви
  и понимании Родины.

     Я многое поняла в той командировке и о Советском Союзе, и об отношении
   к СССР  за  границей, и,  как  это  ни  парадоксально, почти  нашла 
  ответы  на  многолетние вопросы своего и моих  друзей  недовольства
  правителями моей  страны. Но  и  на    эмиграцию  из  послереволюционной 
  России  и  Советского  Союза  я  тоже  стала  смотреть  иначе.
  Избирательнее. Я  помню  времена,  когда мы  ловили  волны "Голоса
  Америки"  или  "Свободного  голоса  России", потом  обсуждали, спорили и
  искали  подтверждения  некоторым  фактам… Но  очень  скоро  я  поняла, что
  моё  недовольство и моя  критика  моих  правителей – это  одно, а  критика
  людей, живущих  постоянно  за  границей – совсем  другое. Разное и
  отношение  моё к этой критике.  Я  имею  право  жёстко  критиковать 
  действия  своих  правителей. Потому  что  я  готова  нести  и  несу  крест
  неудобств  вместе  со  страной  и  людьми,  которым  некуда  бежать…


      Совсем иначе  воспринимается, например, мной,  критика моей  страны  со
    стороны иностранцев.


       Марина  Цветаева  любила  Россию  и  писала  стихи  о  своей  любви  к
  Родине. Но  любила  она  вымышленную  ею  Родину,  любила  издалека.  Её 
  никто  не  выгонял  из  страны, она  уехала,  потому  что  здесь  ей  было
  плохо, она  многое  потеряла и  не  верила  в  возрождение  новой  России.
  Ей  было  плохо  и  там,  в  эмиграции… Неизвестно,  о  чём  бы  она 
  писала  и  как,  если  бы  ТАМ  ей  было  хорошо,  комфортно…

        А  когда  она  вернулась, то  не  смогла  выдержать «реалий», 
   встретивших  её  в Советской  России. Её  не  понимали  и  не признавали
  за  ней  никаких  прав  на  привилегии.  А  она  считала,  что  имеет 
  права  на  эти  привилегии и  невнимание  к  себе  или  отношение  к  себе,
  как  к  прочим,     оскорбляло  её,  она  не  понимала  этого  равнодушия…

   Чего  она  ждала  на  Родине?

     Трудно  предположить.  Но,  наверное, вовсе  не  обезличивания,  не 
   возможности  отнести  её  к  разряду  обычных  членов  нового  общества
   России.
 
 - Она  же  очень  талантлива! 
   - Она  талантлива. И  это  бесспорно.
   - Её  поэтическая  манера  притягательна  и  необычна! 
   - Да, необычна.
   - Она  очень  тосковала  по  России!
   - Тосковала.

   И  поэтому  писала  пронзительные  стихи  о  Родине. Но  она  тосковала  о
  той  России, в  которой  выросла, в которой  ей  было  так  хорошо  и   
  комфортно!  Это  ЕЁ  Родина.

          Облака – вокруг,
          Купола – вокруг.
          Надо  всей  Москвой –
          Сколько  хватит  рук! –
          Возношу  тебя, бремя  лучшее,
          Деревцо  моё
          Невесомое!   
           (том1 стр.52)

       Или:

          Всей  бессонницей я  тебя  люблю,
          Всей  бессонницей я  тебя  внемлю –
          О  ту  пору, как  по  всему  Кремлю
          Просыпаются  звонари.
              (М.Цветаева, соч. в 2-х т., т.1 стр.69 Минск, 
              "НАРОДНАЯ АСВЕДА" 1988г.)
 
        Или:

              О, неподатливый  язык!
              Чего  бы попросту – мужик,
              Пойми,  певал  и  до  меня:
              - Россия,  родина  моя!
              Но  и  с  калужского  холма 
              Мне  открывалася  она -
              Даль, - тридевятая  земля!   
              Чужбина,  родина  моя!
                12 мая 1932г
               (Сочинения в 2-х томах, т.1 стр.294)

               
      А  вернулась  она  в  другую  Россию… И  тосковала  она  по  родине 
  издалека. Она  реально не  участвовала в изменениях, происходящих в 
  России, она  наблюдала  за  этими  изменениями  со  стороны, и они не
  всегда казались ей достойными России. Её Россией не была Советская Россия.
   А  её  Родиной  оказалась  территория  современной  Советской России, и об
  изменениях  в  ней  она  знала  и  судила  из  газетных  публикаций  и 
  информации  приезжающих  из  России (исключение  составляют  те  годы – с
  1917 по 1922 -, которые  она находилась  в  России, но это  было  время  её
  почти  полной  добровольной  изоляции  от  происходящего).  А  отношение  к
  происходящему  тогда  в  России  чисто  индивидуально, его  нельзя 
  спрограммировать,  заложить  в  сознание,   это  нужно  пережить.

  Её  судьба  трагична,  как  и  судьбы  многих  уехавших  тогда  из  России.
  И  не  многие  смогли  понять,  в  чём  трагичность  их судеб.
  Возвращались.
  Надеялись, но  мало понимали   происходящее  в  России. Пожалуй, только
  Бунин понимал всю трагедию эмиграции. И не вернулся. Остался русским
  писателем  за  рубежом. Великим  русским  писателем.

  Но  я  не  об  этом. Я  о  любви  к  Родине. О  разности  любви  писателя
  иммигрировавшего  из  страны  и  оставшегося. Я – о трагедии Марины 
  Цветаевой.

  И о многоголосье  сегодняшних  иммигрантов.  Об  их  праве  судить, 
  несудимыми  будучи…

  Цветаева  уехала,  осталась  за  границей  и много  лет  блуждала  по 
  Европе,  тоскуя  по  Родине  и  сочиняя  душераздирающие  стихи  о  России…
 

   А  Ахматова  осталась. Осталась  в  разорённой,  разграбленной России,
  потому  что  любила  эту землю, потому  что  это  её  Родина.

   "Мы  с  Аней  всегда  любили Россию. Я – через  няню и отчасти  через
  Пушкина и Блока. Аня, конечно, через  Пушкина, а  также  через  Слепнёво.*
               И  те  неяркие  просторы,
               Где  даже  голос  ветра  слаб,
               И  осуждающие  взоры
               Спокойных, загорелых  баб."

     (В.С.Срезневская. Воспоминания  об  Анне  Ахматовой, М. "Советский
      писатель", 1991г.,стр.16.)


    Ахматова – не менее  салонный  поэт, привыкший уже  к  признанию  и  не
    представляющий  своей  жизни вне  России.

          Не  с  теми я,  кто  бросил  землю
          На  растерзание  врагам.
          Их  грубой  лести  я  не  внемлю,
          Им  песен  я  своих  не  дам.

   Не  думаю, что  у  неё  не  было  причин  покинуть  Советскую  Россию.  Но
   она  осталась.

             А  здесь, в  глухом  чаду  пожара
            Остаток  юности  губя,
            Мы  не  единого  удара
            Не  отклонили  от  себя.

     (Сочинения в 2-х томах, т.1,М., издательство"Правда"1990, стр.147)

    Судьба  Ахматовой  не  менее  трагична.  Ни  достатка, ни  по-настоящему
  своего  угла  ей  Советская  Россия  не  дала.  Вечно  жила  у  кого-то… Да
  и  с  признанием  не  всё  благополучно. И  пролетарская  кувалда  по 
  судьбе  прошлась  напористо  и  беспощадно… Но она, ПОЭТ, была  «со  своим
  народом»  и  сполна  хлебнула  горестей  во  время  становления  советской
 государственности  и   новой  литературы.

  - Имела  она  право  писать  об  этом?
 
  -  Имела. И  писала.  Не  всё  печаталось. Но  писала!

  Она  была  уверена: в  этом  её  служение  Родине,  её  назначение  ПОЭТА
  своей  страны,  потому  что  Родина – это не только  определённая
  географическое  пространство. Это что-то  большее.

     И  ведь  не  согнули  её  ни  аресты  близких  людей,  ни  обвинения  в
  антипатриотичности  её  поэзии  и  запрет  на  издание  книг. Могла  ли
  она  обижаться  на  непонимание,  на   непризнание  своего  труда
  правителями,  на  родину,  не  сумевшую  по достоинству  оценить  её  вклад
  в  советскую  русскую  литературу?

    Да, могла!  Ещё  как  могла! Но  она  не  связывала  своё  отношение  к
  России-родине  со  своей  литературной  известностью. Она  была  королева
  ПОЭЗИИ  и  держала  себя  как  королева. Но  писать  о  своём  отношении  к
  происходящему, о своих  чувствах  и  эмоциях  она  могла. И  она  писала.
  Писала  так,  чтобы  мы  поняли,  как  ей  больно  за  Родину,  за  Россию.
  Ибо  она  прекрасно  понимала,  что  Россия,  её  Россия,  это  не
  правители,  это  народ,  творивший  ИСТОРИЮ, и  её  творчество  тоже
  создаёт  представление  об  истории  страны  этого  непростого  периода.


             Нет, и  не  под  чуждым  небосводом,
             И  не  под  защитой  чуждых  крыл, -
             Я  была  тогда с  моим  народом,
             Там,  где  мой  народ,  к  несчастью,  был.
                (1961г.)

    Много  лет  невыездная,  она  отказалась  от  заграничного  приюта  и
   благополучия,  обещанного  ей,  если  она  останется, когда в 1965 году
  приехала  в  Лондон на  церемонию  награждения её почётной  степенью
  доктора Оксфордского университета.

  Ахматова – королева поэзии  по  духу, по эмоциям,  по отношению  к
  обыденности, и  такой она была всегда, глубоко пряча  свою боль  и
  страдания.

     Она  держала  себя  независимо  и  достойно, а  свои  чувства  и  эмоции
  излагала  в  стихах,  и  это  летопись  времени,  рассказ  о человеке  и
  эпохе.

              И  вовсе  я  не  пророчица,
              Жизнь  светла, как  горный  ручей,
              А  просто  мне  петь  не  хочется
              Под  звон  тюремных  ключей.
                (1930-е, 1958)

   Не  слабо?
 
   Да, мощно.

   Это  её  эпоха, её отношение  к  происходящему, отзвук  в  её  сердце  на
   мир, в  котором  живёт.
 
   Или:


                Я  всем  прощение  дарую
                И  в  Воскресение  Христа
                Меня  предавших   в  лоб  целую,
                А  не  предавшего  -  в  уста.
                1948г. На Пасху. Москва


     Время  изменилось, но  Россия,  её  православная, грешная и  страдающая
  Россия  осталась,  и  эта  Россия  -  её  Родина. А  Родину  предавать 
  нельзя.  Можно  с  нею  пройти  все  испытания,  можно  горевать  по
  поводу  утраченного  и  негодовать,  если  не  согласен… Можно  честно
  высказывать  своё  отношение  в  стихах,  иметь  позицию – и быть ПОЭТОМ
  своей  страны,  своего  народа…

                Это  было,  когда  улыбался
                Только  мёртвый, спокойствию   рад.
                И   ненужным  привеском  болтался
                Возле  тюрем  своих  Ленинград.
                И  когда,  обезумев  от  муки,
                Шли  уже  осуждённых  полки,
                И  короткую  песню  разлуки
                Паровозные  пели  гудки,
                Звёзды  смерти  стояли  над  нами,
                И  безвинная  корчилась  Русь
                Под  кровавыми  сапогами
                И  под  шинами  чёрных  марусь.

                ("Реквием", т.1стр.197)



     Но ведь  и  Цветаева  - не  золушка. Она  также  занимает  в  русской
   литературе  достойное  место.
 
   Я  не  думаю,   что  стоит  делить  поэтов  и  писателей  одной  эпохи  на
  советских  и  русских,  уехавших  и  основавших  русский  мир  за   
  границей.  У  каждого из  них  свой  путь,  своя  судьба  и   своя   
  душевно-духовная  традиция.

   Необходимо  только  брать  во  внимание,  рассуждая  о  их  творческой 
  биографии,  тот  факт,  что  они  писали  о  Родине  и  происходящем  на
  Родине,  основываясь  не  на  реальных  событиях,  прочувствованных 
  изнутри,  а  по  ощущениям,  за  основу  беря  свои  эмоции,  свои   
  переживания  и  судили  историю  с   позиции  иностранца. А  ожесточение  и
  любовь  к  Родине  у  участников  и  наблюдателей  разные.










   *Слепнёво – усадьба Анны  Ивановны  Гумилёвой  в   Бежецком  уезде   
   Тверской  губ., где  Анна  Андреевна  проводила  с  1911-го  по  1917 г.
   каждое  лето.         

 


Рецензии