Мысли по поводу...
в Киеве, и на востоке страны. Я забросила многие важные дела:
смотрю, слушаю, ищу сайты в интернете – и всё об Украине…
И вот к каким мыслям меня привели мои переживания и стремление
разобраться в событиях…
Эмигрант… Он переживает за свою родину, но это совсем иное
переживание. Я это знаю. Я работала несколько лет за границей, помню
свои ощущения и наблюдала за соотечественниками, постоянно проживающими
за границей. Это совсем другие переживания.
Я думаю, что если бы я была здесь во время первых выборов в
Верховный Совет СССР в 90-м году, я бы не голосовала за Ельцина, хотя
он был тогда всеобщим кумиром и борцом с привилегиями. Не избежала
и я этого обожания. По возвращении из командировки я с восторгом читала и
обсуждала его "Исповедь". Мы много говорили об этом с папой,
выражали надежды, что наконец-то появился достойный лидер… Но в 93-м эти
надежды рухнули с рухнувшим Советским Союзом. Мой папа был умный человек
и достаточно грамотный политик. Он почти дословно предсказал наше
будущее. Только ушёл раньше Ельцина и не увидел его «наследника». А мне
потом очень не хватало папиного общества, его мудрых суждений, анализа
событий… А «кумир» Ельцин и месяца не выдержал народной демократии! Уже
19 августа 1991 года во время путча я это понимала и очень настороженно
отнеслась к его личности и действиям…
Но я не о Ельцине хочу сейчас говорить. Я – об эмигрантах. О их любви
и понимании Родины.
Я многое поняла в той командировке и о Советском Союзе, и об отношении
к СССР за границей, и, как это ни парадоксально, почти нашла
ответы на многолетние вопросы своего и моих друзей недовольства
правителями моей страны. Но и на эмиграцию из послереволюционной
России и Советского Союза я тоже стала смотреть иначе.
Избирательнее. Я помню времена, когда мы ловили волны "Голоса
Америки" или "Свободного голоса России", потом обсуждали, спорили и
искали подтверждения некоторым фактам… Но очень скоро я поняла, что
моё недовольство и моя критика моих правителей – это одно, а критика
людей, живущих постоянно за границей – совсем другое. Разное и
отношение моё к этой критике. Я имею право жёстко критиковать
действия своих правителей. Потому что я готова нести и несу крест
неудобств вместе со страной и людьми, которым некуда бежать…
Совсем иначе воспринимается, например, мной, критика моей страны со
стороны иностранцев.
Марина Цветаева любила Россию и писала стихи о своей любви к
Родине. Но любила она вымышленную ею Родину, любила издалека. Её
никто не выгонял из страны, она уехала, потому что здесь ей было
плохо, она многое потеряла и не верила в возрождение новой России.
Ей было плохо и там, в эмиграции… Неизвестно, о чём бы она
писала и как, если бы ТАМ ей было хорошо, комфортно…
А когда она вернулась, то не смогла выдержать «реалий»,
встретивших её в Советской России. Её не понимали и не признавали
за ней никаких прав на привилегии. А она считала, что имеет
права на эти привилегии и невнимание к себе или отношение к себе,
как к прочим, оскорбляло её, она не понимала этого равнодушия…
Чего она ждала на Родине?
Трудно предположить. Но, наверное, вовсе не обезличивания, не
возможности отнести её к разряду обычных членов нового общества
России.
- Она же очень талантлива!
- Она талантлива. И это бесспорно.
- Её поэтическая манера притягательна и необычна!
- Да, необычна.
- Она очень тосковала по России!
- Тосковала.
И поэтому писала пронзительные стихи о Родине. Но она тосковала о
той России, в которой выросла, в которой ей было так хорошо и
комфортно! Это ЕЁ Родина.
Облака – вокруг,
Купола – вокруг.
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо моё
Невесомое!
(том1 стр.52)
Или:
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебя внемлю –
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари.
(М.Цветаева, соч. в 2-х т., т.1 стр.69 Минск,
"НАРОДНАЯ АСВЕДА" 1988г.)
Или:
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту – мужик,
Пойми, певал и до меня:
- Россия, родина моя!
Но и с калужского холма
Мне открывалася она -
Даль, - тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
12 мая 1932г
(Сочинения в 2-х томах, т.1 стр.294)
А вернулась она в другую Россию… И тосковала она по родине
издалека. Она реально не участвовала в изменениях, происходящих в
России, она наблюдала за этими изменениями со стороны, и они не
всегда казались ей достойными России. Её Россией не была Советская Россия.
А её Родиной оказалась территория современной Советской России, и об
изменениях в ней она знала и судила из газетных публикаций и
информации приезжающих из России (исключение составляют те годы – с
1917 по 1922 -, которые она находилась в России, но это было время её
почти полной добровольной изоляции от происходящего). А отношение к
происходящему тогда в России чисто индивидуально, его нельзя
спрограммировать, заложить в сознание, это нужно пережить.
Её судьба трагична, как и судьбы многих уехавших тогда из России.
И не многие смогли понять, в чём трагичность их судеб.
Возвращались.
Надеялись, но мало понимали происходящее в России. Пожалуй, только
Бунин понимал всю трагедию эмиграции. И не вернулся. Остался русским
писателем за рубежом. Великим русским писателем.
Но я не об этом. Я о любви к Родине. О разности любви писателя
иммигрировавшего из страны и оставшегося. Я – о трагедии Марины
Цветаевой.
И о многоголосье сегодняшних иммигрантов. Об их праве судить,
несудимыми будучи…
Цветаева уехала, осталась за границей и много лет блуждала по
Европе, тоскуя по Родине и сочиняя душераздирающие стихи о России…
А Ахматова осталась. Осталась в разорённой, разграбленной России,
потому что любила эту землю, потому что это её Родина.
"Мы с Аней всегда любили Россию. Я – через няню и отчасти через
Пушкина и Блока. Аня, конечно, через Пушкина, а также через Слепнёво.*
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных, загорелых баб."
(В.С.Срезневская. Воспоминания об Анне Ахматовой, М. "Советский
писатель", 1991г.,стр.16.)
Ахматова – не менее салонный поэт, привыкший уже к признанию и не
представляющий своей жизни вне России.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Не думаю, что у неё не было причин покинуть Советскую Россию. Но
она осталась.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.
(Сочинения в 2-х томах, т.1,М., издательство"Правда"1990, стр.147)
Судьба Ахматовой не менее трагична. Ни достатка, ни по-настоящему
своего угла ей Советская Россия не дала. Вечно жила у кого-то… Да
и с признанием не всё благополучно. И пролетарская кувалда по
судьбе прошлась напористо и беспощадно… Но она, ПОЭТ, была «со своим
народом» и сполна хлебнула горестей во время становления советской
государственности и новой литературы.
- Имела она право писать об этом?
- Имела. И писала. Не всё печаталось. Но писала!
Она была уверена: в этом её служение Родине, её назначение ПОЭТА
своей страны, потому что Родина – это не только определённая
географическое пространство. Это что-то большее.
И ведь не согнули её ни аресты близких людей, ни обвинения в
антипатриотичности её поэзии и запрет на издание книг. Могла ли
она обижаться на непонимание, на непризнание своего труда
правителями, на родину, не сумевшую по достоинству оценить её вклад
в советскую русскую литературу?
Да, могла! Ещё как могла! Но она не связывала своё отношение к
России-родине со своей литературной известностью. Она была королева
ПОЭЗИИ и держала себя как королева. Но писать о своём отношении к
происходящему, о своих чувствах и эмоциях она могла. И она писала.
Писала так, чтобы мы поняли, как ей больно за Родину, за Россию.
Ибо она прекрасно понимала, что Россия, её Россия, это не
правители, это народ, творивший ИСТОРИЮ, и её творчество тоже
создаёт представление об истории страны этого непростого периода.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
(1961г.)
Много лет невыездная, она отказалась от заграничного приюта и
благополучия, обещанного ей, если она останется, когда в 1965 году
приехала в Лондон на церемонию награждения её почётной степенью
доктора Оксфордского университета.
Ахматова – королева поэзии по духу, по эмоциям, по отношению к
обыденности, и такой она была всегда, глубоко пряча свою боль и
страдания.
Она держала себя независимо и достойно, а свои чувства и эмоции
излагала в стихах, и это летопись времени, рассказ о человеке и
эпохе.
И вовсе я не пророчица,
Жизнь светла, как горный ручей,
А просто мне петь не хочется
Под звон тюремных ключей.
(1930-е, 1958)
Не слабо?
Да, мощно.
Это её эпоха, её отношение к происходящему, отзвук в её сердце на
мир, в котором живёт.
Или:
Я всем прощение дарую
И в Воскресение Христа
Меня предавших в лоб целую,
А не предавшего - в уста.
1948г. На Пасху. Москва
Время изменилось, но Россия, её православная, грешная и страдающая
Россия осталась, и эта Россия - её Родина. А Родину предавать
нельзя. Можно с нею пройти все испытания, можно горевать по
поводу утраченного и негодовать, если не согласен… Можно честно
высказывать своё отношение в стихах, иметь позицию – и быть ПОЭТОМ
своей страны, своего народа…
Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осуждённых полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь.
("Реквием", т.1стр.197)
Но ведь и Цветаева - не золушка. Она также занимает в русской
литературе достойное место.
Я не думаю, что стоит делить поэтов и писателей одной эпохи на
советских и русских, уехавших и основавших русский мир за
границей. У каждого из них свой путь, своя судьба и своя
душевно-духовная традиция.
Необходимо только брать во внимание, рассуждая о их творческой
биографии, тот факт, что они писали о Родине и происходящем на
Родине, основываясь не на реальных событиях, прочувствованных
изнутри, а по ощущениям, за основу беря свои эмоции, свои
переживания и судили историю с позиции иностранца. А ожесточение и
любовь к Родине у участников и наблюдателей разные.
*Слепнёво – усадьба Анны Ивановны Гумилёвой в Бежецком уезде
Тверской губ., где Анна Андреевна проводила с 1911-го по 1917 г.
каждое лето.
Свидетельство о публикации №214051800910