9. Эволюция труда

Историческое становление человека неразрывно связано с трудовой деятельностью. Труд способствовал формированию и развитию материальной культуры. О роли труда, философы рассуждали со времен античности. Его значение, как предначертанного «свыше» пути содержалось в традициях и мифологии многих народов. Через труд, люди, проявляли себя, добывали пропитание, благоустраивали жилище. Во многом понятие эволюции человека рассматривается через призму трудовой деятельности. Созидательное качество труда сохранилось вплоть до наших дней. И вероятно, так будет и впредь.

Впервые труд, как решающий фактор развития, был рассмотрен Ф. Энгельсом. По его словам – «труд – первое и основное условие всей человеческой жизни». Данные современной антропологии полностью  подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. Роль труда в становлении человечества также были рассмотрены в трудах О. Конта и Г. Спенсера. Современная наука достаточно широко исследует трудовую деятельность, как исторический, так и современный этапы. К слову, современная трудовая деятельность изучается такими дисциплинами, как экономика труда, физиология труда, психология труда, управление персоналом, социология труда, эргономика, трудовое право, безопасность труда и др. Труд составляет необходимое и естественное условие нашего существования. Он является тем качественно новым признаком, который отличает человеческое общество от животных.

Палеонтологическая летопись человеческого рода богата артефактами. Раскопки стоянок древнего человека помогли воссоздать хронологию его физиологического и социокультурного развития. Хотя еще остаются не отвеченными вопросы о первичности развития материальной культуры, физиологических особенностей, разумной деятельности древних людей. Факт остается фактом, разные временны периоды били по-разному организованы. Развитие этих трех аспектов прослеживается в постепенном усложнении и совершенствовании. Скорее всего, говорить о первичности или главенстве одного из них, несколько некорректно. Можно предположить, что они со-зависимы и их эволюция стала возможной при взаимном дополнении друг друга. 

В свою очередь процесс труда претерпел длительную и сложную эволюцию. Постепенно формировались новые навыки, человек овладел искусством использования огня и организации жилищ. Огонь согревал, оберегал от крупных хищников, способствовал улучшению качества пищи. Огонь вошел в повседневную жизнь человека, значительно улучшив качество его быта. Особенно велико значение огня было при расселении первобытного человека: огонь позволял сохранять и поддерживать жизнь общины в ранее недоступных районах с холодным климатом. Вместе с этим усложнялись и социальные отношения. Взаимодействие людей во время совместной охоты, изготовления орудий труда, организации быта, привело к возникновению членораздельной речи. К этому времени, совершенствуются физическая природа человека, усложняется нервная система, преображаются умственные способности.  Представления об окружающем мире обобщаются в абстрактные понятия и передаются между собой. В итоге, совокупность многих факторов выразилась в усложнении трудовой деятельности. Воздействуя на внешнюю среду, человек изменял ее в соответствии с личными потребностями и целями. Началось познание законов природы. Власть человека над окружающей средой увеличивалась, человек за счет своих навыков и способностей научился адаптироваться к условиям внешней среды. Тысячелетия непрерывных стараний изменили не только облик, но и суть человека. Человек вышел за пределы естественной эволюции и начал разумную жизнедеятельность. «Природа, – писал К. Маркс, – не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д. Все это – продукты человеческой деятельности; природный материал, превращенный в органы власти человеческой воли над природой или в органы исполнения этой воли в природе. Все это – созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания».

С тех пор как люди освоили сельское хозяйство и животноводство, труд вошел в новую эволюционную стадию. Изменения затронули не только характер добычи пропитания, изменился образ жизни. Охота и собирательство постепенно замещались разведением животных и культивированием растений. Высвободилось дополнительное время, которое раньше использовалось на поиски дичи и съедобной растительности. Высвобождение времени, и оседлый образ жизни, способствовали трансформации социальных отношений в сторону активных коммуникаций. В результате это выразилось в совокупность многосторонних связей и отношений между людьми. К тому же, совершенные органы чувств, развитая физиология, разум, позволили не только воспринимать информацию из окружающего мира, но привносить в него «недостающие» – с точки зрения человека – элементы. Привнесение новых предметов и вещей в природу оказало на нее характерное влияние. Искусственные условия «разбавляют» естественные, и постепенно вымещают их. Антропогенная среда по уровню и качеству жизни во многом превосходит биологическую среду. Искусственный мир обеспечивает больше защиты и стабильности.

В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое орудие, а следовательно, и на собственную деятельность. Деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, поэтому деятельность человека направляется на удовлетворение общественных потребностей. В создавшихся условиях проявляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится сознательной и разумной. В качестве характерных свойств разумной деятельности можно выделить поиск и устранение несовершенств. «Несовершенство» - весьма субъективный показатель. Однако множество субъективных взглядов первых людей на несовершенство быта переросли в системное преобразование антропогенной среды, которая планомерно укоренялась в естественных условиях биосферы земли. Совершенствовался быт, развивалась материальная культура, более сложными становились социальные внутри- и межобщинные коммуникации. Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок привели человека к большей независимости от непосредственного влияния окружающей среды. Искусственно выращенные источники питания вносят свою параллель в фундамент продовольственной безопасности человека. Частичное перепроизводство в сфере животноводства и сельского хозяйства создавало избытки продовольствия в некоторых социальных группах. Это способствовало возникновению бартера и торговли между людьми и общинами. Наряду с этим, развивались и другие отрасли народного хозяйства: производство орудий труда, предметов быта и обихода, переработка и сохранение пищи, изготовление одежды и аксессуаров, атрибуты культа; появлялись новые ремесла. Если раньше человек противостоял миру случайных событий, то с усложнением трудовой деятельности и развитием материальной культуры, он создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт, образ жизни и мировоззрение другому. Формируется сложная наследственно-преемственная традиция передачи информации из поколения в поколение. 

Благоприятная климатическая среда Ближнего Востока, Северной Африки и Азии создала все необходимые условия для планомерного производства. Наиболее прогрессивные племена осваивали новые территории, засеивали новые поля, стада их животных многократно превосходили потребность в пропитании. Прослеживается динамика увеличения числа членов общин и их продолжительности жизни. Общины приобретают новую форму – сообществ. Оно отличается более организованной системой социальных и экономических отношений. Появляется необходимость в управлении динамикой развития сообщества, контроле, соблюдении прав и обязанностей людей, их защите от других племен. Для управления территориями, поддержания хозяйства и обрабатывания земли семьи и группы людей отделяются с сохранением экономических, оборонных, культурных и политических связей. Формируется понятие этноса – группы людей, объединенных общими признаками: объективными либо субъективными. К таким признакам относятся: происхождение, язык, культура, территория проживания, самосознание. На базе этносов формируются первые локальные цивилизации – древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская и китайская. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем. Если прежде объединение в семью и общину основывалось на врожденных инстинктах совместного добывания пищи, совместного выращивания потомства, защиты от хищников и т. п., то теперь основой связи людей все более становится труд и совместная деятельность.

В период ранних цивилизаций, эволюция труда достигает стадии становления трудовых отношений. Труд приобрел свойство добровольного (наем), вынужденного (служба) и принудительного (рабство). Тенденции развития трудовой деятельности определялись адаптацией к внешним факторам. Но если ранее требовалось адаптироваться к естественным условиям природы, то развитие общества требовало от человека нового умения – социальной адаптации. В добровольном найме учитывались потребности всех сторон производства. Служба монарху, купцу или помещику носила символический характер оплаты труда. Рабство делало раба предметом собственности его хозяина, как лошадь или перчатки. Все результаты труда рабов присваивались рабовладельцами. 

Исторические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда. В свою очередь, средства труда – это мерило развития человека, его знаний и умений, развития рабочей силы. Труд формирует  личность. Человек развивается в процессе труда даже в условиях рабства и эксплуатации. Общественная формация, создающая наиболее полные условия для развития личности в процессе труда, получает и более высокий уровень производительности. Труд – это самый простой способ удовлетворения потребностей и самый доступный. В любых условиях, он способствует развитию личных качеств человека. Характер условий труда определяет тот набор качеств, которым овладеет человек. Творение нового, полезного, эффективного, значимого, вызывает чувство достоинства, гордости, вдохновения. Эти состояния побуждают человека к новым делам и достижениям. В свою очередь рутинный, механичный и «сизифов» труд понижают самооценку и удовлетворенность человека от своей деятельности. Ведь труд – это не только производство, его вторая, не менее важная функция – совершенствование человека. В ходе трудовой деятельности изменяются взгляды, обогащается личный опыт, изменяются поступки и поведение человека.

Помимо труда, предназначенного для обслуживания человеком себя и своей семьи, существует и общественный труд. Это совокупность действий человека направленных на благо общества. Специализируясь на производстве материальных, социальных или интеллектуальных благ, люди производят их в первую очередь для других, а не для себя. Но они также нуждаются в результатах труда других людей, чтобы удовлетворить свои потребности. Так, работая на себя, на других или на общество, люди одновременно удовлетворяют свои и общественные потребности.

И, наконец, вершина эволюции труда – Творение, которое позволяет достичь подлинной свободы отдельной личности, раскрыть индивидуальность. Личное развитие каждого отдельного человека способствует развитию коллектива и общества в целом. Оно выражается в овладении профессией, приумножении знаний, умений и навыков, повышении производительности труда. За счет самосовершенствования каждый человек расширяет границы своего познания, а знание обеспечивает возможность управления всем вышеперечисленным. Так человек достигает личной свободы. Одновременно с этим, расширяются границы свободы общества по отношению к силам природы, у людей появляется возможность прогнозировать свое развитие на будущее.


Рецензии
Здравствуйте, Андрей.
Скажите, Ваша работа была опубликована в каком-либо журнале? Может, есть отдельное издание?
Я пишу научную работу о труде и хотела бы сослаться на некоторые Ваши выкладки. У нас в университете не очень приветствуют интернет-источники.

Буду благодарна, если Вы мне ответите.
Ольга.

Ольга Самсонова-Гуня   07.04.2019 05:33     Заявить о нарушении