Евгений Бачурин. К 80-летию со дня рождения

(Вторая редакция)


"Бачурин - талантливый композитор, музыкант, стремящийся в каждой песне, романсе по-своему отразить внутреннее содержание заложенных в них чувств, настроений. Тонкому чувству мелодического построения, гармонического языка, таланту Бачурина могли бы позавидовать многие признанные профессионалы".
 
Максим Шостакович


Евгений Владимирович Бачурин родился в Ленинграде 25 мая 1934, — поэт, бард, художник Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004).
Окончив  среднюю школу в Сочи, поступает в Московский Полиграфический институт, откуда через 3 года переходит в  Ленинградский институт изобразительного искусства им. И.Репина на факультет живописи.

«1957 исключен с третьего курса института в связи с дисциплинарными взысканиями и за то, что "косил глазом на Ван-Гога".
 
Евгений Бачурин появился на эстраде в середине 70-х, когда были известны классики бардовской песни. Тогда сложились определённые традиции в исполнении песен. То, что выходило за рамки традиций, отторгалось.

Поэтому и остались многие почитатели авторской песни в неведении, какой радости они лишились, какую мелодию утратили, не попытавшись понять замыслы песен Бачурина и оправданность присущей ему манеры их исполнения. Тот, кто воспринял этот дар, бережет его на протяжении многих лет как бесценное сокровище, с тех давних пор знаменитых вечеров в Уланском переулке.

Евгений Бачурин – автор стихов,  бард, художник. Три музы одарили его – он композитор и исполнитель, член Союза художников и писателей, член Пен-центра.
Все грани его дарования  слиты в единое целое. 

«Некоторые из этих стихов примыкают к кругу бачуринской песенной лирики, близки ей по духу и образному строю. Но есть и другие, изначально чуждые мелодическому распеву. В основном это верлибры, тяготеющие к прозе и написанные в форме диалогов автора с самим собой или с воображаемым собеседником. В них с особой остротой проступают черты нашего бытия, его абсурдности, фатальной предопределенности, и лишь иногда за горькой иронией вдруг явственно слышится взыскующий голос - голос надежды, без которой нет подлинного искусства.»

Н.Бриль.  Из предисловие к сборнику стихов "Я ваша тень".


Первую песню он написал в 1967 году. «Бежит ручей, и он ничей». Большую популярность получили песни «Дерева», прозвучавшие в телефильме «Лика» в исполнении Евгении Симоновой.

 Евгений Бачурин существовал  особняком. Взгляд художника отмечал особые черты нашего существования: «осторожность превыше всего»,  «мы не вольны собой распоряжаться»,  «нам нужны драконы, которым мы верны», «нет прошедшему возврата»,  «мы теряем друзей своих поутру вдруг, не умея за них заступиться», «в объятьях замирают ссоры», «от страха сгорбилась душа».
Кто он,  Евгений Бачурин?  «Я ваша тень, я-человек». Пророчества некоторый его произведений были отмечены В. Мессингом.

 Живописные и графические работы находятся в музеях: в  Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в музеях городов: Саратова, Владивостока, Петропавловска-Камчатского и др., а также в Музее современного искусства, собрании г-на Людвига (Кёльн, Германия), собрании г-на Клемке (США), галерее «Солидарность» (Польша), Национальной Галерее Балтимора (США), в музеях Финляндии, Швеции, Японии.

Стихи и песни:

ДЕРЕВА

Дерева, вы мои, дерева,
Что вам головы гнуть-горевать.
До беды, до поры
Шумны ваши шатры,
Терема, терема, терема.
До беды, до поры
Шумны ваши шатры,
Терема, терема, терема.

Я волнуем и вечно томим
Колыханьем - дыханьем твоим,
Что ни день, то весна,
Что ни ночь, то без сна,
Зелено, зелено, зеленым!
Мне бы броситься в ваши леса,
Убежать от судьбы колеса,
Где внутри ваших крон
Все малиновый звон,
Голоса, голоса, голоса.

Говорят, как под ветром трава,
Не поникнет моя голова,
Я и верить бы рад
В то, о чем говорят,
Да слова, всё слова, всё слова.
За резным, за дубовым столом
Помянут нас недобрым вином,
А как станут качать
Да начнут величать
Топором, топором, топором!

Ах вы, рощи мои, дерева,
Не рубили бы вас на дрова.
Не чернели бы пни,
Как прошедшие дни,
Дерева вы мои, дерева!

1971


Я СПРОШУ У ГОСПОДА...
               
Я спрошу у Господа
Спросу неразумного,
Отчего мы, Господи,
Стали как безумные.
Отчего мы носимся
Словно угорелые,
Друг на друга косимся,
Будто дело делаем.

Я спрошу у Господа
Слова покаянного,
Отчего мы попросту
Стали окаянными.
От житья кабального
Нету часа лишнего,
Для расчета дальнего
Не жалеем ближнего.

Что железа разного,
Лома понаделали;
Вместо лета красного
Одни зимы белые.
Вместо сада буйного
Поросли случайные.
Было в нас смирение -
Стало в нас отчаянье.

По какому поводу,
По чьему велению -
Были люди добрые,
Стало население.
Так помилуй, Боже мой,
Души наши грешные!
За деньки острожные,
За дела кромешные.

1973

КРУПИЦА

Ты крупица, я крупица,
Нас с тобою двое.
Из таких крупиц водица
Бережок намоет,
Бережок намоет.

Зыбь песочком поиграет,
Пока не наскучит,
Господин хороший случай
Врозь не разбросает.
И погонит прочь из дому,
К берегу иному.

Тебя влево, меня вправо,
Вот и вся забава.
Разметет по белу свету,
Отыщи попробуй,
Ни ответа, ни привета
Не дождаться чтобы.

Как принять такую участь,
Что все это значит.
Вместе маются друг с другом,
А в разлуке плачут.
Ты крупица, я крупица,
Нас с тобою двое.
Из таких крупиц водица
Бережок намоет...

1973


НАДЕЖДА

Ни уютом, ни карманом, мы живем самообманом,
Ни посевом, ни жнивьем, а надеждою живем.
А надежда, а надежда - верой и любовью между,
Между небом и землей, вроде капли дождевой.

Согласитесь, ведь никак не обойтись без этой капли,
Что на помощь нам спешит в пору засухи души.
На жестокосердной почве не растут - уж это точно -
Милосердия цветы и деревья красоты.

Сердце бьется от рыданий, неисполненных желаний,
А дождинки этой роль - поубавить эту боль.
Ну а то, что мне, бродяге, не хватает этой влаги,
Так всегда - чем больше пьешь, тем острее жажды нож.

Сколько б тучи и печали нашу жизнь ни омрачали,
Как бы ни старался век сотворить из нас калек.
Что ж - на этот самый случай дан нам веры хлеб горючий,
Соль любви, что так сладка, и надежды два глотка...
 

Книги

2000 Книга стихов и песен «Я ваша тень». Издательство Юрия Кувалдина "Книжный сад", М., 1999. Музыкальный редактор — В. Т. Жуков.

2000 Книга стихов и песен «Дерева»

2004 Книга стихов «Дерева, вы мои дерева"
 
Выставки

1969 Выставка живописи и графики, Острава, Чехословакия.
1970 Выставка графики (Ю. Соостер, И. Кабаков, В. Янкилевский, Ю. Куперман, Е. Бачурин), Цюрих, Швейцария.
1971 Выставка графики, Лозанна, Швейцария.
1973 Персональная выставка в Институте физических проблем, Москва; международная выставка книги, Швеция.
1978 Выставка в Манеже, Москва.
1979 Выставка «Голубые дороги» в Манеже, Москва.
1980 Персональная выставка, Новосибирск; выставка графики, Австрия.
1981 Персональная выставка, Москва.
1982 Выставка «Человек и космос», Париж; собрание г-на Людвига, музей современного искусства, Кёльн, Германия; Биеннале в Триесте; выставка живописи «Объединение № 1» на Кузнецком мосту, Москва.
1988 Выставка живописи «Объединение № 1» на Кузнецком мосту, Москва; выставка «Ars sovjetico», Хельсинки, Финляндия; Биеннале в Венеции.
1989 Выставка «Ars sovjetico», Хельсинки, Финляндия; Биеннале в Венеции.
1991 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва.
1992 Персональная выставка в Кембриджской художественной галерее, Бостон, США.
1994 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва; выставка в художественном музее Сочи.
1995 Выставка в галерее «XX век», Ульяновск.
1996 Выставка в галерее «М’АРС», Москва.
1997 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва.
1998 Персональная выставка в Центральном Доме Художника, Москва.
1999 Выставка в Государственном Русском музее, собрание Бар-Гера.
2000 Выставка собрания Бар-Гера, Верона, Италия.
2000 Персональная выставка в галерее Алана Блонделя, Париж, Франция.
2002 Персональная выставка Государственном музее А. С. Пушкина, Москва.
2004 Персональная выставка в галерее «Новый Эрмитаж», Москва.

Песни и стихи.

Алеют птицы на заре... - Утренняя песня
Ах, какое дерево стоит в саду затеряно... - Насекомые
Бежит ручей, и он ничей... - Ручей
Берег моря каменистый... - Элегический романс
Богу неведомо, людям незнамо... - Баллада о Прекрасной Даме
Бросив дела и оставив заботы о хлебе... - В начале лета
Будь благодарен жизни за мгновенья... - Благодарность
Была молодцу дана... - Скоморох
В гулком солнечном пространстве... - Девочка Настя
В двери постучал молоток... - Гвоздь и молоток
В родном краю и на чужбине... - Гусарские стансы
В шахматы играют на балконе... - Шахматы на балконе
В этом лучшем из миров... - Хор коров
Во избежанье катастрофы... - Передовица
Возьми платок, возьми платок... - Платок
Вот пальто... - Пальто
Вроде весна, но здоровый, ядреный... - Весенние куплеты
Все вернется на круги своя... - Психея
Все выходит из строя... - Взгляд со стороны
Все от Бога, все от Бога... - Все от Бога
Все про любовь, только все, что про нее, не про нас... - Все про любовь
Все уладится, устроится... - Все уладится, устроится
Выслугой лет или волею случая... - Выслуга лет
Где вы брали арбузы?.. - Частушки
День к закату клонится...
 Дерева вы мои, дерева... - Дерева
Держитесь ближе к корпусам... - Марш строителей
До свиданья, до свиданья... - Песня расставания
Дом стоит, из-за деревьев светится квадрат окна... - Поэт
Если б дали мне в златой короне власть... - Про царя
Если падают листья и жмутся к земле... - В ожидании вишен
Живёт в квартире нашей мышка... - Мышка
Жил поэт у нас когда-то... - Баллада о поэтах
Жила бездетная старушка... - Баллада о скульпторше и парковых пионерах
За горой, за тучей... - Сказка-быль
За окном шуршат деревья... - Колыбельная
Забрось дела, забудь нужду... - Романс № 3
Затянувшиеся зимы сковывают сердце... - Весенние тезисы
Золотые светят горы... - А ты не верь
Каждый день, а может быть, и вечер... - Весна-2000
Как-то раз засмеялся один поэт... - Несмешная песня
Как время жизнь перелистало... - Романс № 5
Как на станции славной Тарасовке... - Тарасовка
Как радостно бродить среди деревьев... - Рожденный жить
Как с великой постели вставал великан... - Великанский вальс
Как хорошо, когда всё вовремя, всё кстати... - Как хорошо
Камешком по бережку... - Баллада об утраченной любви
Когда осенняя пора находит путь к садам... - Остров веры
 Кроит сапожник сапоги... - Мечтатель
Кто как живет — кто тлеет, кто горит... - Лесная песня
Кто ты есть, откуда и зачем ты... - Трубадур
Куда, куда ты уносишь меня... - Поток
Милое лето... - Мячик
Мы гуляли по берегу моря живого с тобой... - Баллада о надкусанном яблоке
Мы идем в сплошной колонне... - Впередсмотрящий
Мы не вольны собой распоряжаться... - Романс номер 4
На краю ночного сада... - Нездешний сад
На равнине верстовой... - Ястреб с высоты
Над городом летним склонился жасмин... - Жасмин
Над миром - небо... - Ты ходи, волна, гуляй
Наша хрупкая планета... - Шарик
Не уютом, ни карманом, мы живем самообманом... - Надежда
Незаметно, незаметно, незаметно... - Ожидание
Непокорные дети покоренных отцов... - Вальс протеста
Ничто не угрожает мне... - Второе посвящение Беранже (Посвящение себе)
Ну где ж набраться оптимизма...
Огнеопасным стало зарево зари... - Пожарный рок
Огюст, Орест и Оноре... - Огюст, Орест и Оноре
Однажды в субботу с Козловой Полиной... - Полина Козлова и Серега Волков
Ой, мама, ой, мама... - Пьяный корабль
Окно мое распахнуто, и приоткрыта дверь... - Окно
Олень, ветвистые рога... - Олень
Осторожность превыше всего... - Осторожность
От дороженьки прямой до заблуждения...
От Профсоюзной до Черемушек... - Черемушки-блюз
Отстучали колеса, отпели твои поезда... - Памяти Рубцова
Переполненная счастьем чаша... - Чаша
Под нежный плеск волны и шелест "Ауди" и "Порше"... - Танго
Под тентом Родины... - Судный день
Покуда свет не гаснет... - Пегасик
Пускай звезда горит ночная... - Романс № 7
Пусть мир дошел до точки... - Колыбельная для взрослых
Путь далек, идешь себе, идешь... - Путь далек
Разве нет такой беседки... - Беседка
Разлюбившие уста... - Я хочу любить
Рождественский Нью-Вавилон... - Ночной (Рождественский) Нью-Йорк
С ветки падающий лист... - Падающий лист
Сидели под деревом девки да солдаты... - Дерево добра и зла
Сизый лети голубок...
Скажи мне, гордый рыцарь... - Баллада о гордом рыцаре
Скажи, скажи, мой брат, зачем сто лет подряд... - Первый менестрель
Солнце по небу гуляло... - Летний день
Старый добрый дядя Билль... - Дядя Билль
Ты - женщина, а я ? Я - человек... - Женщина и человек
Ты зачем, Иван Петрович, с топором на дуб полез?.. - Эксклюзивное интервью
Ты крупица, я крупица, нас с тобою двое... - Крупица
Ты кто? - Я чайка с волнореза... - Чайка Джонатан
Ты негаданный, нежданный...
Старик
Ходит писатель по берегу моря... - Прогулка
Этот потерянный рай... - Потерянный рай
Я - степь, я - курган, я - из трав златотканый ковер... - Полынь
Я живу в пустом стеклянном доме... - Зимний сон
Я знал одного человека... - Баллада на четверых
Я констатирую факт...
Я куплю себе последние ботинки... - Посвящение Беранже
Я почитаю за честь... - Я ваша тень
Я предлагаю спеть о том...
 Я спрошу у Господа...


Послушать Евгения Бачурина можно, используя ссылки:
http://www.youtube.com/watch?v=PIsiK3A4q3U   «Дерева»
http://www.youtube.com/watch?v=WYRUGbBscng  «Евгений Бачурин в «Гнезде глухаря»
http://www.youtube.com/watch?v=oZyxtxJQJFc   Евгений Бачурин Юбилейный концерт. Фрагмент. Полная версия  video yndex.ru
http://ololo.fm/search/+
http://www.stihi.ru/2009/12/15/2097


 
Сегодня 1-го января 2015 года в 22:19 в Москве умер бард, поэт и художник Евгений Бачурин.




© Copyright: Майя Уздина, 2013
Свидетельство о публикации №213010501687


Рецензии
Спасибо Вам за поминание чистого, доброго, печального, и всё-таки - весёлого имени Евгения Владимировича Бачурина, как весело было - и остается имя Пушкина...
1 января 2015 года закончилась земная глава жизни этого удивительного художника, композитора и поэта.
Вечная память - и Пресветлый Рай.

Николай Забелкин   04.02.2015 21:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай. Я знала о его кончине. Проверю, писала ли?
Здоровья Вам и удач!

Майя Уздина   04.02.2015 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.