Золотой телёнок

        "Возьмите меня! – вопил Паниковский из последних сил, держась рядом с машиной. – Я хороший". (И. Ильф, Е. Петров)
               
 Когда Моисей возвращался с божьей горы, то ему повстречался человек в белых одеждах.
Человек попросил у Моисея скрижали, посмотрел на них с обеих сторон, а потом спросил:
- Знаешь, какая из этих заповедей самая главная?
- По-моему, здесь все главные, – сказал Моисей.
- Да, но самая-самая это шестая: "не убивай".
- А остальные можно забыть? – спросил Моисей.
- Любая заповедь может быть забыта, а о шестой не забудешь никогда, – сказал человек.
- Я думаю, – сказал Моисей, – что тот, кто нарушил хотя бы одну из предыдущих пяти, заслуживает смерти.
- Ты в этом уверен? – спросил человек.
- Уверен, – ответил Моисей, – поэтому у этой заповеди такой и номер.
- Я так не думаю, – сказал человек.
- Получается, – Моисей посмотрел на скрижали, – что я не должен убивать того, кто хочет убить меня.
- Если ты убьёшь убийцу, то сам станешь убийцей, – сказал человек.
- А как же может быть по-другому?
Человек вернул скрижали Моисею и сказал:
- Твои душа и руки должны быть крепче, чем у любого убийцы.
- Что значит крепость души? – спросил Моисей.
- Крепость души много, что значит, – ответил человек, – вот самая высокая крепость: не желай убийцу и его не будет.
- Я тебя не понимаю.
- Это потому, что у тебя грязные руки.
Человек ушёл. Моисей положил на землю скрижали, посмотрел на свои руки, и сказал: "Чистые".
Когда Моисей пришёл к своему стану, то увидел золотого тельца. Потом он призвал к себе таких же как он – сынов Левиных, и сказал:
- "Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего".*
Они так и сделали. И ушла кровь в землю, на которой стоял золотой телец, и ушли все те, кто его делал и не делал. Остались только такие, как Моисей. Столько жертвоприношений за один раз знала только война.
В земле, на которой сейчас живут евреи, должно быть много золота. Но, золота там нет. Камни есть, а золота нет. Много камней, но они не золотые, поэтому ими и бросаются.

Моисей стоял у забора, его ладони смотрели в землю. Напротив него стояли двое мальчишек и одна девочка. Им всем было по 10 лет. Петька поднял с земли камень и сказал:
- Возьмите камни и бросайте в него.
- За что? – спросила Маша.
- За то, что он еврей, – сказал Петька.
- Я не буду, – сказала Маша.
- Тогда становись рядом с ним, – сказал Петька.
Маша встала рядом со Моисеем.
- Мне надо домой, уроки учить, – сказал Пашка.
Петька выбросил камень.
- Ладно, потом разберёмся.

- Не могу я его есть, – Моисей отложил кусок хлеба, – он в руках крошится.
- Другого нет, – сказала мать.
- Ешь, – отец начал жевать кусок хлеба.
- А при советской власти тоже такой хлеб был? – спросил Моисей, посмотрев на отца.
- Я-то тут причём?
- Ты же член партии был.
- Почему был? – отец взял кусок хлеба.
- А зачем меня так назвали? – спросил Моисей.
- Потому что ты еврей, – сказала мать.
- Назвали бы по-другому, мне бы было легче жить.
- Как назвали, так и назвали. Ешь, – отец взял ложку.
- Конечно, – сказал Моисей, – самого-то по-другому зовут. Илья, а фамилия бабушкина: Иванова.
- Ну и что?
- Ничего, поэтому и хлеб крошится.
- Я в нашем городе советскую власть ставил, – сказал отец.
- Куда ставил, к стенке?
- Не ставил, а поднимал, – сказала мать.
- А кто её уронил?
- Не придирайся к словам, и вообще отца нельзя волновать. У него сердце.
- Не к стенке, а наоборот, – сказал отец, – а потом добавил:
- Сейчас советской власти нет.
- А какая есть?
Этот вопрос остался без ответа.
- Я пойду, – Моисей встал, – мне на тренировку надо, да и компьютеры в институте есть.
- Конечно, с компьютером интереснее, – отец перестал жевать кусок хлеба, – игрушки всякие.
- Игрушкам не нужен хлеб, – сказал Моисей.
- А есть когда будешь? – спросила мать.
- Потом.

- Не возьму я его, – Пётр Фомич посмотрел на бумаги, лежавшие на столе, – хочет работать слесарем. Во даёт! Институт заканчивал, да ещё Моисей Ильич. Нет, не возьму.
- Это точно, – добавил Павел, – нас не поймут, – хотя, фамилия у него Иванов.
- Настоящий еврей всегда Иванов, – Пётр Фомич поправил бумаги.
- А вы знаете, что означает его имя? – спросила Маша.
- Чтобы не означало, – сказал Пётр Фомич, – не возьму и всё.
- Ты секретарь, что с тебя взять, – Павел посмотрел на Машу.
- Моисей означает "взятый из воды", – сказала Маша.
- Ещё скажи, что он Водяной, – сказал Пётр Фомич, а потом добавил, – мы утопающими не занимаемся.
- А может его сразу в управдомы? – спросил Павел.
Пётр Фомич задумался, а потом сказал:
- А что – это интересная идея.

- Ты так говоришь, Рог, – Жертва нащупал в правом кармане брюк нож, – будто мы идём грабить графа Монтекристо.
- Граф Монтекристо будет. Но, потом. А пока мы идём к Моисею, – Рог достал из внутреннего кармана куртки чёрную шапочку и переложил её в карман брюк.
- А что у него есть, у этого Моисея?
- У него много, что может быть, – сказал Рог.
- Он же обыкновенный управдом, – сказал Жертва.
- Ты что об этом раньше не знал?
- Знал, конечно. Просто теперь сомневаюсь.
- А ты не сомневайся. Ты знаешь управдомов, у которых ничего нет?
- Не знаю.
- Вот и я тоже.
- Ты говорил, что он живёт один, – сказал Жертва, – а вдруг к нему баба придёт?
- Не придёт. А если и придёт, то ближе к ночи. А сейчас, – Рог посмотрел на часы, – сейчас рано. Он должен скоро прийти, подождём. 
Рог и Жертва притаились в ванной комнате, которая находилась рядом с входной дверью квартиры Моисея. Когда пришёл Моисей, они вышли в чёрных шапочках с дырками для глаз и рта, Жертва достал нож.
- Давай, сука, – сказал Жертва.
- Что? – спросил Моисей.
- А всё, – сказал Рог, – всё, что есть. Деньги, драгоценности.
Моисей повернулся и провёл "хук" в голову Жертвы.
Надо же, – лёжа на полу, подумал Жертва, – еврей, а так бьёт.
Моисей забрал у Жертвы нож, и сказал Рогу:
- Руки за голову и ложись рядом с ним.
Рог остался стоять
- Может, ты хочешь, чтоб я тебе помог? – спросил Моисей.
Рог лёг рядом с Жертвой.
- У меня ничего нет, – сказал Моисей, – а если бы даже и было, то всё равно бы не дал. А знаете почему? Не хочу ничего отдавать сукам. Сказали бы – мы голодные, вот тогда бы и дал. А сейчас нет, ничего не дам. Я еврей, а они жадные.
- А ещё с длинными носами, – сказал Рог.
- И волосатые, – добавил Жертва.
- Хороший еврей это мёртвый еврей, – Рог пошевелил правой ногой.
Моисей наступил на ногу Рога и сказал:
- Давайте тогда убивать грузин.

Моисей, Рог и Жертва сидели в небольшом кафе, и пили кофе с пирожными.
- А водка тут есть? – спросил Жертва.
Моисей позвал официанта.
- Принесите нам, пожалуйста, бутылку водки.
- И картошки с мясом, – добавил Жертва.
- Ещё какие-нибудь салаты и минеральной воды, – сказал Рог.
Официант посмотрел на Моисея.
- Да, – улыбнулся Моисей, и сказал, когда официант ушёл, – я не пью, но с вами выпью.


*
 Исход (32, 27)


Рецензии