Человек труда. Т. С. Фоминых. Интервью

ЧЕЛОВЕК  ТРУДА
            Первое звание Героя Социалистического Труда было по Указу от 20 декабря 1939 года присвоено  И.В.Сталину. Всего звания Героя Социалистического Труда удостоены 20 605 человек.  В 1991 году это звание было упразднено вместе с наградной системой СССР.(С)
           В один из первых рабочих дней нового года редактору «Тавдинской Недели» позвонил   Алексей Валентинович Холин, директор ТПНИ, и сообщил, что 15 января исполняется  сорок лет со дня  присвоения Тамаре Степановне Фоминых звания Героя Социалистического Груда и вручения ей золотой медали (Звезды) «Серп и Молот» и  ордена Ленина. Разумеется, такую дату нельзя было обойти молчанием, наш корреспондент встретился с Тамарой Степановной, чтобы узнать подробности  из первых уст.
О  ТАВДЕ
Первая часть нашей беседы касалась непосредственно  награждения, но, чтобы читатель имел более ясное представление, с чего всё начиналось,  мы напишем  изложение в обратном порядке.
- Тамара Степановна, вы с родителями приехали в Тавду, по-моему, в 1931 году? Помните, каким тогда был город?
- Песок. Песок голимый.  Как дождик пройдёт, многие босиком ходили, кто-то –  в лаптях. От лаптей клеточки отпечатались, я увидела, маме говорю: «Мама, я хочу такие носить», она – «Почему?», я –  «Смотри, какие клеточки красивые»… Шёл мне тогда шестой год. Отец работал на заводе 7/9, снимал квартиру. Да какую там квартиру! – угол в  частном доме по улице Ленина. В то время двухэтажными  были только деревянные дома жилкооперации, а вокруг – одноэтажный частный сектор. Ходила в первый класс начальной школы на Еловке (бывший профилакторий). На Еловке, по улице Ленина появились первые деревянные тротуары – мы были такие счастливые! Потом мы жили на Лесопильщиков (ул.Сталина), тогда  в школе №15  обучались обычные дети. Затем наш второй класс перевели туда, где сейчас находится  «Гармония».
- Можете рассказать о школьных годах что-то особенное, оставшееся в памяти навсегда?
- Мы учились в пятом классе. Приехала к нам учительница биологии Зинаида Матвеевна, фамилию уже не помню. Рассказывает: «Когда мне дали направление в Тавду, спрашиваю – где это? Мне отвечают: «Тавда – вторая Москва. Поезжайте». Однажды она нам говорит: «Дети, давайте будем сажать деревья – тополя! Они быстро растут» (а в городе насаждения были только в палисадниках). Мы как в школу приходили  - или до, или после занятий –  с  удовольствием отправлялись на посадки: мальчишки копали ямки, девочки сажали и поливали, – это превратилось в ежедневный ритуал. Так что  первые тополя посажены в городе школьниками перед войной, но я теперь не скажу точно в каком году. Через много лет, уже в мою бытность народным депутатом, сажали деревья в своём округе. Потом наша Тавда часто занимала первое место в области по озеленению, премии давали…
Ненадолго задумавшись, Тамара Степановна добавляет:
-  На том месте, где сейчас центр культуры «Россия», всё перебывало. Например,  магазин, а во время войны – столовая. Помню, щи капустные варили и по талончикам продавали – одна вода, а вкусно-то как было… Где Сельхозтехника сейчас, за забором и проходной жили немцы  Поволжья – трудармейцы.  Всё пережили…
О  ГИДРОЛИЗНОМ  ЗАВОДЕ
        Отдельно несколько слов о гидролизном заводе, наверное, всё-таки надо сказать, поскольку героиня нашего  очерка стала Героем Социалистического Труда, работая  именно на этом предприятии.
- Работала телефонисткой, а в 1943 году пришла на Тавдинский гидролизный кислотчицей. Недавно в газете прочитала статью о заводе, в которой одна из респонденток рассказала немало небылиц. Например, - «Мы ходили в резиновых сапогах, потому что боялись, что на ноги попадёт кислота», - я всё время в тапочках ходила, никакой кислоты на полу не было! Не существовал во время войны и дрожжевой цех, - запустили его 11 февраля 1951 года. Это я говорю не для того, чтобы кого-то обидеть, а  ради установления истины.
В 1951 году руководству поступило распоряжение из вышестоящих инстанций – набрать желающих на пуск гидролизного завода  в Бирюсу. Изъявили желание шесть человек, поехала я одна. С 1951 по 1957 работала на Бирюсинском и Хакасском гидролизных заводах. С 1958 – оператор дрожжевого цеха ТГЗ. Да, у меня была ведущая профессия – оператор выращивания дрожжей, но я зависела от всего коллектива. Завод вообще прекрасно работал! …Когда я увидела по местному телевидению пляски с гитарами на камнях -  испытала настоящий шок. Это что такое!?
ДЕПУТАТСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Если говорить об общественной деятельности, мне проще  перечислить, чем я не занималась. Вот этот альбом мне делали на  двадцатилетие депутатской работы. – Тамара Степановна  листает страницы  немаленького по размерам,  профессионально оформленного  альбома, - здесь передовицы писавших о ней газет, грамоты, копии наградных документов, фотографии. – Это я на рабочем месте: видите – ёлочка стоит? – ещё в начале декабря  мы выполнили годовой план. А вот эту фотографию в 1978 году поместили на Всесоюзную  Доску почёта: я была на ВДНХ, высота той самой Доски почёта, наверное, с пятиэтажный дом, на ней огромное число фотографий, и кто их там видит! Но – занесена.
- Расскажите, пожалуйста, о своей общественной работе: чем приходилось заниматься?  Народный депутат  просто голосовал как все или действительно мог что-то решить? Если возможно, приведите пример.
- С 1967 по 1989 годы меня избирали народным депутатом горсовета. Я беспартийная.  В народные депутаты избирались и коммунисты, и комсомольцы, беспартийные, рабочие и служащие, колхозники. Это теперь у власти элита. Если говорить про мою депутатскую деятельность – я почти всё время работала в комиссии соцзаконности, занималась проверками соблюдения трудового законодательства на предприятиях, часто бывала на фанерном комбинате,  механическом заводе,  лесокомбинате,  моторном, хлебозаводе и др.   Ну, допустим, один из примеров – соблюдение условий труда беременной женщины: сколько ей полагается работать часов. Если кормящая мать, -  отпускают ли её на кормление ребёнка; работает она только в день, или её отправляют работать в ночь.  Всем этим занимались в свободное от работы время. Единственная привилегия – бесплатный проезд  на автобусе по депутатскому удостоверению (проездной билет в то время стоил 5 копеек). Жизнь у меня была насыщенная. Как мама говорила: «И поспать некогда тебе, и поесть некогда.» Кого-то с очереди на квартиру сняли, - помогала восстановиться, кому-то дрова   не везут… Что могла – делала. Обо мне говорить нечего, я просто жила. Не обижусь, - ко мне тоже хорошо относились. В 1982 году присвоили звание «Почётный гражданин города». Но как бывший мер А.Соловьёв уехал, так нас – Почётных граждан – никто никуда не приглашает. Теперь никому мы не нужны.
НАГРАДЫ
И вот мы вплотную подошли к теме,  ставшей первопричиной визита к уважаемому,  заслуженному человеку, и просто  - замечательной, добросердечной женщине  Тамаре Степановне Фоминых. Первая награда –  знак «Отличник микробиологической промышленности». 1970 год – медаль к 100-летию со Дня рождения В.И.Ленина. 1971 –  орден Трудового Красного Знамени, знак «Ударник 9 пятилетки». В 1974 году ей присвоено звание Герой Социалистического Труда, вручена золотая медаль (Звезда) «Серп и Молот» и орден Ленина. И это далеко не полный перечень правительственных наград, полученных  Тамарой Степановной за долгие годы  добросовестной работы на гидролизном производстве.
- Расскажите, пожалуйста, о себе, своей трудовой деятельности. За что вам присвоено звание Героя Социалистического Труда?
- Обо мне говорить нечего: родилась, росла, немного училась. Если говорить о наградах, надо говорить не обо мне, а о коллективе, в котором я работала.  Гидролизное  производство непрерывное, и мы все зависели друг от друга. Не знаю, может, я заблуждаюсь, но мне кажется, что герой в прямом смысле этого слова – это человек, совершивший подвиг на войне или в какой-то экстремальной ситуации. Он – герой. Он – один. Но любое производство (или сельское хозяйство) на одном человеке не держится, там в одиночку никто ничего не сделает. Да, я работала в дрожжевом цехе, хорошо делала  свою работу, но я зависела от всех: сырьевой давал сырьё, гидролизный цех – сахар…
- Однако же именно вам присвоили высокое звание?
- У меня была ведущая профессия – оператор выращивания дрожжей, работали в три смены. В нашей смене в разное время трудились от десяти до пятнадцати человек (сепараторщицы, фильтровальщики, моторист-воздуходувщик, сушильщики и  др.), и вместе мы добивались самых лучших показателей, хотя весь завод вообще прекрасно работал. Стоит отметить, что другие операторы выращивания дрожжей тоже имели правительственные награды: Колодова Валентина Андреевна, Еремеева Галина Гавриловна – она в своё время была депутатом Верховного Совета РСФСР, Краснопольская Нина Николаевна. Тогда чтили человека труда. Заводом руководил грамотный инженерно-технический персонал, коллектив был очень ответственный: от технички до директора. Да,  меня наградили, но я считаю, что  это не только моя, снова повторю – это заслуга всего  коллектива завода.
- Тамара Степановна, как вы узнали, что вам присвоено звание Героя Социалистического Труда?
- Я была на смене. Вижу, ко мне на площадку поднимаются начальник цеха, замначальника смены, технолог. Подошли. Прасковья Георгиевна Павлос говорит: «Тамара Степановна, вы только не пугайтесь…» Я всё сразу перекрыла, чтобы мне не сварить дрожжи. Думаю, что случилось? «Вы сегодня радио слушали в шесть часов?», «Нет, не слушала», «Передали сообщение, Указ о награждении тебя». Новость сногсшибательная – это было нечто! Как у меня побежали слёзы. «Почему меня?!» - у нас если не пятого, то каждого десятого можно было награждать. В двенадцать часов – обеденный перерыв у ИТР, во вспомогательных цехах (электроцех, механический, КИП и т.д.), собирают нас на митинг в красный уголок. Полдень 15 января 1974 год. Шла как на эшафот, боялась поднять глаза. Почему я? – ничем себя никогда не выделяла, старалась хорошо делать своё дело, занималась общественной работой, никогда не думала куда-то там подняться…
Митинг состоялся. Меня, конечно, как всегда – в президиум. Потом дали слово.  Я стояла на трибуне перед полным залом (человек сто) и только сказала, что благодарна правительству, руководству города, завода – всем, что отметили меня, - но это не только моя заслуга, это заслуга всего нашего коллектива. Когда закончился митинг, спускаюсь в зал и думаю, как я пойду? Меня окружили, поздравляли: не скажу, что все до единого, такого не бывает. Но от людей шло такое душевное тепло и искренняя радость, что у меня  немного отлегло от сердца. Всё происходящее было настолько волнительно, что передать на словах совершенно невозможно. Указ вышел в центральной газете «Правда», его напечатали «Уральский рабочий», районная газета «Тавдинская правда»
- Где вам вручали награды?
-В Москву не пришлось ехать. Вручали в Свердловске в обкоме партии: золотую медаль (Звезду) «Серп и  Молот» и орден Ленина, точно не помню, по-моему, в феврале. Прошло  сорок лет, действительно – юбилей.
- После столь важного события что-то изменилось в вашей жизни?
- Пожалуй, нет. Единственное, стало хлопот больше, чаще приходилось ездить. Сначала  было сложно, потому что производство непрерывное, и если я уезжала по делам, то моим девочкам сменщицам приходилось за меня работать. Тогда я обучила своих подручных Ольгу Жданову и Людмилу Агафонову, и они заменяли меня безболезненно. Теперь, к сожалению, не только о том времени, но и о Тавдинском гидролизном заводе осталось только вспоминать. Недавно смотрела по  телевидению опрос: что ждут тавдинцы  в новом 2014 году, - хоть бы один сказал о производстве. А я считаю:  пока в Тавде не будет производства – хорошего ждать нечего!
ДА  ЗДРАВСТВУЕТ  ЧЕЛОВЕК  ТРУДА!
Я шла от Тамары Степановны и думала – конечно, меняются времена,  руководители, рушатся старые  и возникают  новые империи… Но любое государство будет существовать, пока существует рабочая сила, производящая  необходимый для жизни продукт. Выходит, человек труда должен быть главным героем в любом государстве, при любой власти, при любом политическом раскладе. «Да здравствует  ЧЕЛОВЕК ТРУДА!» - должно  стать  не лозунгом на очередном городском баннере, а  серьёзной, продуманной  программой на ближайшую перспективу.


Рецензии