Русская История 5. История русского народа
ПОПОВ Флегонт Петрович
г. Кишинев, 1986 г.
ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА.
Первые сведения о наших предках – славянах мы находим в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», которую летописец Нестор начал словами: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».
История русского народа восходит к далекому историческому прошлому, к первым поселениям славян на территории Восточной Европы, позднее – древней Руси 9 – 12 веков, на территории которой вырос и окреп прогрессивный для того времени феодальный строй. Киевская Русь явилась основой государственности и культуры трех братских народов – русского, украинского и белорусского.
От Карпатских гор и Западной Двины, от верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Черного моря и Дуная, на необозримых пространствах Восточной Европы, среди лесов и болот, в пущах и по берегам рек, у самой кромки лесов, на границе со степью и на далеком Севере, жили русские племена накануне образования Киевского государства. Карпатские хорваты, придунайские уличи и тиверцы, побужские дулебы или волыняне, обитатели болотистых лесов Припяти – дрезовичи, Ильменские словене, жители дремучих Окских лесов – вятичи, многочисленные кривечи верховьев Днепра, Западной Двины и Волги, заднепровские северяне и другие восточно-славянские племена составили некое этническое единство «Словенск язык на Руси» (язык – народ). Это была восточная русская ветвь славянских племен. Этническая близость их способствовала образованию единого государства, а единое государство сплачивало в этнический массив славянские племена.
В состав восточного славянства вошли не только праславянские и раннеславянские племена, но и другие народы. В течение длительного процесса формирования славянства в него включались разные племена народы, со своими нравами, культурой языка, причем не они поглощали славян, а славяне их растворяли в своей среде.
Первое выступление могущественной Руси на сцене мировой истории было нападение руссов на Сурож*. Это было в конце 8-го или начале 9-го века. В 813 году русские нападают на остров Счину*. В первой трети 9-го века россы совершают поход на город Алеастриду (на южном берегу Черного моря, у Синопа). Впечатление, произведенное этими походами русских дружин, было огромным.
О Руси узнали, о ней заговорили, ее оружие стали уважать, с ней вынуждены были считаться. О Руси заговорили не только в Византии, её хорошо узнали на Востоке. В это же время о Руси узнали и на Западе. И это произошло потому, что Русь не только «дикий и грубый» народ, как характеризуют его испуганные «ромеи» (византийцы), которые были готовы наградить воинствующую Русь каким угодно чудовищными чертами, но и народ, создающий своё, пусть ещё варварское, примитивное, но всё же своё государство, прибегающее к дипломатическим переговорам и соглашениям.
Арабские писатели 9-го века говорят о трех центрах Руси. Перед нами предлетописная Русь выступает как страна с тремя политическими объединениями: Северо-западной Славией, южной Приднепровской «Куявой»* и южной или юго-восточной Артанией*. Каждое из этих предгосударственных политических образований, согласно сведениям, сообщенным арабскими и персидскими источниками, имеет своего «царя» и ведет самостоятельную политику.
Летопись также упоминает о делении восточного славянства по его политическим судьбам на две группы: северо-западную и юго-восточную.
Славяне, кривичи, чудь, меря и весь составляют одно политическое объединение – северо-западное. В нём первенствующее значение имеют ильменские словене.
Второе политическое образование составляют поляне, вместе с северянами, родимичами и вятичами входившие в хаварскую* группу славян. Это – юго-восточное объединение славянских племен.
На северо-западе «насилие деяху» варяги, на юго-востоке хазары. Но когда накопили силы Русь Ильменская и Русь Днепровская, они сбросили с себя владычество «находников» с низовья Волги (хазар) и из сумрачной Скандинавии (варягов). Так возникли «сначала два государства» Киев и Новгород (К.Маркс) и лишь позднее их история тесно переплелась, лишь позднее они слились в Киевское государство.
В первой половине 9-го века на северо-западе Руси появились норманны; они попытались сделать своим опорным пунктом Ладогу. Это были воины и грабители, купцы-разбойники, охотники за пушниной и живым товаром, арабскими гиргемами, восточными драгоценностями, за богатствами легендарной Биармы. Грабя, убивая, порабощая, торгуя, облагая данью, они бурей проносились по землям славянских и финских племён. Это были скорее разбойники, чем купцы, скорее враги, нежели правители.
Но славянское и финское население не собирались терпеть насилия варягов и их разбойничанье в родной земле.
К этому времени существование отдельных волостей отходило в область предания. Складывается могучий племенной союз. Входившие в его состав племена взялись за оружие и «въсташа Словене и Кривичи и Меря и Чудь на Варягы, и изгнаша я за море, и начаша владети сами собе и грады ставити».
С этого момента меняется сама роль норманна на Руси. Это уже не разбойники, ищущие славы и добычи, воины-насильники, купцы-грабители, норманны на Руси выступают в качестве «варягов» - купцов, торгующих с Востоком, Западом и Византией. Большая же часть норманнов выступала в роли наемных воинов, варягов, дружинников русских племенных князей. С середины 9-го века варяжская вольница бесповоротно поступает на службу к русской полуфеодальной знати – «великим» и «светлым» князьям.
О борьбе между племенами и городами северо-западного объединения славянских и финских племен сообщают летописи. Положив конец грабительским вторжениям варягов, «почаша сами в себе володети», князья и старейшины словен и кривичей, чуда и мери начали междуусобную борьбу «и въста род на род», «сташа сами на ся воевать, и бысть межи ими велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в них правды».
При таком положении вполне понятно приглашение славянами, чудью, весью, кривичей и других племен варяжской наемной дружины. Это приглашение дружины норманнского Конунга и нашло отражение в знаменитом летописном рассказе о приглашении варягов.
РЮРИК – по преданию первый русский князь (830 – 879), пришедший в 862 году в Новгород вместе с братьями Синеусом и Трувором.
СИНЕУС – русский князь, брат Рюрика, вместе с которым прибыл в русскую землю в 862 году; поселился в Белозерске; умер в 864 году; после его смерти владения его перешли к Рюрику.
ТРУВОР – по преданию, с братьями Рюриком и Синеусом призван княжить на Руси; принял во владение область кривичей, основал столицу в Изборске. Умер в 864 году; владения его перешли к Рюрику.
Последующих за Рюриком киевских князей условно стали называть Рюриковичами.
Летопись рассказывает о том, что якобы посланцы словен, чуди, кривичей и веси отправились «за море к Варягам», к племени Руси, и обратились к ним со словами, указав, что земля их велика и обильна, а порядка в ней нет, и попросили прийти княжить и володеть ими. И на зов посланцев явились три брата – варягов из племени Русь – Рюрик, Синеус и Трувор, которые положили начало русской государственности и самому названию Русь, и русские, «прежде беша Словени».
Эти строки послужили поводом к созданию бесчисленных норманистских и паннорманистских теорий о варягах, их приглашении или завоевании ими, о происхождении термина «Русь», всех тех проблем, которые волновали исследователей от 18-го века и до наших дней.
Предания, сохранившиеся в Новгороде и попавшие в летописи, говорят о новгородском «старейшине» ГОСТОМЫСЛЕ. Народное сказание в этой форме сохранило до времен летописи воспоминание о тех временах, когда Новгород управлялся «старейшинами».
Один из таких владык пригласил на помощь в борьбе с другими «старейшинами» какого-то варяжского Конунга, которого летописное предание назвало Рюриком. «И придоша к Словеням первее и срубиша город Ладогу и седе старейшей Ладоге Рюрик».
Но варяжскому викингу показалась заманчивой перспектива овладеть самим Новгородом, и он, с дружиной, явившись туда, совершает переворот, устраняет или убивает новгородских «старейшин», что нашло отражение в летописном рассказе о смерти Гостомысла и захватывает власть в свои руки. Узурпатор встретился с длительным и сильным сопротивлением со стороны новгородских «мужей», лучших мужей из «Словенской тысячи» - древней новгородской военной организации.
Вскоре после переворота в 864 году «уби Рюрик Вадими Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его». Борьба с варяжским узурпатором длилась долго. Прошло три года и «…избижашь от Рюрика из Новгорода в Киев много новгородских мужей».
Поскольку вокняжение Рюрика в Новгород произошло в результате переворота, помимо воли и желания новгородских мужей и даже вопреки им, это, естественно, породило борьбу между узурпаторами-варягами и новгородцами, стремившимися сбросить навязанную им оружием власть варяжского викинга.
История древней Руси свидетельствует о том, что варяги ещё не раз пытались совершить нечто подобное тому, что произошло в Новгороде. Так было при Владимире, когда они захватили Киев. Подобное явление было при Ярославе Мудром в Новгороде, когда варяжские дружинники грабили и насильничали над новгородцами, чем и вызвали выступление против себя и резню варягов.
Синеус после прихода на русскую землю в 862 году поселился в Белозерске, а брат его Трувор основал столицу в Изборске. Оба князя умерли в 864 году. Владения их перешли к Рюрику.
Приднепровский юг, Киев, жил в это время своей особой жизнью и был ещё слабо связан с Новгородом. Продолжались сношения с Византией.
Взаимоотношения между русскими и греками определялись соглашениями, договорами. Но очевидно незадолго до 860 года греки нарушили соглашения и перебили русских послов и «гостей» (купцов). Ответом на нарушения Византией договора с Русью был поход русских на Византию. 18 июня 860 года 200 русских кораблей неожиданно напали на Константинополь, горели предместья столицы. Недельная осада города, после переговоров, была снята. Русские победили и увезли с собой договор «мира и любви» с побежденной империей.
Русь вынудила империю считаться с собой и вписать свое имя в список грозных и могущественных народов.
К 866 -867 годам относится новый договор Руси с Византией. Раздачей богатых даров русским удалось склонить их к «дружбе и соглашению» и даже принять христианство и епископа «пастыря» из Константинополя.
Наши летописцы связывают этот договор с именем АСКОЛЬДА и ДИРА.
Византийские источники говорят о том, что в 866 – 867 годах принял христианство и вождь руссов (или, как называют византийцы, «россов»).
Наша же летопись сообщает, что на могиле Аскольда стояла церковь святого Николая, подчеркивая этим, что Аскольд был христианином.
Дира, «первого из славянских царей», знает и арабский историк того времени Масуди (ум.956). Сообщение Масуди о «многих обитаемых странах», подвластных Диру, и свидетельство константинопольского патриарха Фотия о том, что Русь ещё перед походом 860 года «подчинила своих соседей», подтверждают известия поздних русских летописей о войне Аскольда и Дира с соседними народами и племенами (древлянами, уличами и др.).
Ко времени Дира относятся первые походы руссов в Закавказье. Об Аскольде и Дире еще помнили в летописные времена. В Киеве показывали их могилы.
Русь Аскольда и Дира охватывает лишь область полян, Киевскую землю. Остальные племена выступают скорее в роли союзников, чем подданных. Но Русь уже властно выходит на международную арену. За влияние на Русь борются Запад и Восток. Византийский император и константинопольский патриарх вступают в борьбу с германским императором и римским папой, пытавшимся распространить христианство (католического толка) на Руси ещё в 854 году.
Но она идет своим путем, самостоятельно решает стоящие перед ней задачи. Это Русь ещё разделена на две части: Новгород и Киев. Мы у порога Киевского государства. Но оно ещё не сложилось. Его возникновение - от слияния обоих русских центров на великом водном пути «из варяг в греки» - Киева и Новгорода.
Образованием Киевского государства следует считать момент полного слияния Киева и Новгорода, это произошло во времена Олега в 891 году.
_______________________________________
* здесь и далее значком обозначены возможные неточности в названиях из-за сложности при разборе рукописного варианта книги Ф.П.Попова - В.Г.
(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/05/19/970)
Свидетельство о публикации №214051900409
Хотя у Нестора он есть! Так что "Повесть временных лет" нужно читать не только внимательно, но и концептуально.
Рюрик, приглашенный на вече, дабы княжить и навести порядок в Новогородской Руси, есть варяг-русич.
А именно: различение между русичами и славянами, затем их диалектическое объединение в Новгородской Руси, и в Новгородско-Киевской, и позднее в Московской Руси
Дмитриев 21.07.2024 23:12 Заявить о нарушении