Подарок судьбы

Тот весенний день перевернул всю жизнь тётки Анны. Она, как обычно, торговала «петушками» у магазина «Малыш». К вече¬ру похолодало. Тётка Анна выложила из сумки последние леденцы и тут приметила маленькую девчушку. Стоит в сторонке давненько, видно, замёрзла уж вся. Одета бедненько, не по сезону: в резиновых сапожках и куртке из болоньи. На голове – видавшая виды старенькая вязаная шапочка, из-под которой выглядывает смоль волос. Стоит девчушка, с любопытством поглядывая на прохожих своими чёрненькими глазёнками. Вот из магазина вышла женщина, держа за руку дочку лет пяти. А дочка вся светится от счастья, прижимая к груди новую куклу…
Подбежала стайка девчонок в школьных платьицах, побренчали монетками, купили по «петушку» и, ёжась на мартовском ветерке и звонко смеясь, побежали снова на уроки. А девчушка всё стоит. Тётка Анна взяла остав¬шиеся три «петушка» и подошла к ней:
– На-ко вот, – ласково пропела она, протягивая девчушке яркие сладости.
На мгновенье глаза девчушки засветились, и она уже было, протянула грязную ручонку, но вдруг смутилась и торопливо спрятала руку за спину:
– У меня денежек нету, – еле слышно проговорила малышка.
– Бери, бери. Я тебя угощаю, – улыбнулась тётка Анна.
– Спасибо, - робко беря угощение, улыбнулась она, сверкнув своими глазёнками-черничинками.
– На здоровьице. А чего это ты здесь стоишь? – полюбопытствовала тётка Анна, – Мамку, что ли ждёшь?
– Просто гуляю. А моя мамка умерла, – вздохнув, ответила девчушка.
– Ох ты, господи! – всплеснула руками тётка Анна, - – А с кем же ты живёшь?
– С папкой.
– А что ж домой-то не идёшь? Замёрзла ведь уж вся. И папка уж, поди, ищет тебя. Живёшь-то далеко?
– Рядышком, вон в том доме, – махнув рукой в сторону соседнего дома, ответила девчушка, – Только папки дома нет.
– А где же он?
– Не знаю. Гуляет опять где-то.
– Может, уже пришёл. Пойдем-ка, я тебя провожу. Тебя как зовут-то?
– Лена.
– А меня тётей Аней. Что же ты «петушки»-то не ешь?
– Они красивые…
– Ешь, я тебя завтра ещё угощу. Ну, пойдём, а то, поди, папка ругаться будет, что так поздно гуляешь. Темнеет ведь уж…
Тётка Анна с Леночкой вошли в подъезд, поднялись на второй этаж и Леночка толкнула дверь слева. Дверь не поддалась и она грустно посмотрела на тётку Анну, как бы говоря: «Вот видишь?» Тётка Анна, окинув дверь взглядом, остановилась, справляясь с одышкой. Переве¬дя дыхание, громко постучала в дверь, прислушалась, но за дверью было тихо. Она посмотрела на Леночку. Та обреченно стояла, потупив голову и стараясь унять дрожь.
– Что же мне с тобой делать? Ведь простынешь же, - вздохнула тётка Анна и постучала в соседнюю дверь, но и там никто не отозвался.
– Тётя Люба на работе сегодня, – тихо пояснила Леночка.
– А мы вот что с тобой сделаем, – тётка Анна ободряюще улыбнулась Леночке – Мы пойдём ко мне в гости, попьём чайку с вареньицем… Ты любишь малиновое варенье?
– Люблю! – глазёнки девочки заблестели.
– Ну, вот и хорошо! Пока погреемся, может, и папа придёт. Пойдём, – и тётка Анна стала спускаться по лестнице, на площадке между этажами оглянулась на Леночку, – Ты чего?
– Папка ругаться будет, всхлипнула Леночка.
– Я же тебя провожу. Объясню ему всё. Что ж теперь, мёрзнуть здесь будешь? Пошли, давай, пошли! В резиновых сапожках по снегу… Папка-то давно ушёл?
– Два дня назад.
– Как два дня? – тётка Анна даже замерла, – Может, с ним что случилось? Заболел, может, в больницу попал? А где же ты ночевала?
– У тёти Любы. А сегодня она на работе
– И где же ты будешь сегодня ночевать? Давай-ка пошли.
Тётка Анна жила в тесной однокомнатной квартирке на пятом этаже. Подойдя к дому, она по привычке, взглянула на свои окна. Нет, её никто не ждал, кроме старого рыжего кота. Думала она лишь о том, что уж больно высоко подыматься.
– Ну, вот и пришли, – улыбнулась она Леночке, – теперь бы крылья нам!
– Зачем? – удивилась девчушка.
– Да что бы до дома долететь! Высоко подниматься-то, доченька, – пояснила тётка Анна, – Ну да ладно, и без крыльев доползём потихоньку.
– У вас ножки устали?
– Устали, – согласилась женщина, – Потаскай-ка такую тушу!
Дома было тепло и уютно. Навстречу хозяйке выбежал, звонко мурлыча, огромный рыжий кот и стал тереться мордочкой о валенки.
– Ну что, Рыжик, заждался? А у нас гости сегодня! Это Леночка. Сейчас, сейчас ужинать будем! Раздевайся, Леночка, раздевайся, – снимая с себя пальто и, борясь с одышкой, говорила тётка Анна.
Она прошла на кухню, включила плитку и поставила подогревать оставшуюся с обеда жареную картошку.
– Проходи, Леночка, не стесняйся! Сейчас картошечкой перекусим, чаёк вскипятим. Продрогла, бедняжка. Ну да ты садись, смелей. Яичко тебе поджарить? И что же с твоим папкой случилось-то? – помешивая аппетитно шкварчащую картошку, приговаривала тётка Анна.
– Да что с ним сделается! – явно подражая кому-то, не по-детски вздохнула Леночка, – Наверное, опять у тётки с красными волосами.
– С какими? – переспросила тётка Анна, удивлённо обернувшись от плиты.
– С красными. Они жениться хотят, вот она и выкрасила волосы в красный цвет, чтобы папке понравиться, – пояснила Леночка.
– Понятно, – сказала тётка Анна, – Руки помой. Можешь здесь…
Леночка послушно встала из-за стола и направилась к раковине. Кот недовольно фыркнул, бросившись к своей миске.
– Леночка, налей ему водички, а то все чашки пустые. А зелёненькую дай мне, я ему картошечки положу. Ну, вот и славненько! Теперь кушай садись. А я пока ванну приготовлю тебе. Намёрзлась…
Вернувшись из ванной, тётка Анна застала Леночку спящей за столом.
– Ох ты, господи! И не поела толком-то! Ну да что ж я стою-то? – и она поспешила приготовить постель.
Потом аккуратно взяла девочку на руки и отнесла в комнату. «Лёгонькая-то какая!» – подивилась тётка Анна, укладывая ребёнка на свою постель и укрывая стёганым одеялом. Леночка улыбнулась во сне.
– Ах ты, пичуга! – расплылась в улыбке и тётка Анна, – Уморилась за день-то! Уйди, Рыжик, ещё разбудишь. Пойдём со мной теперь ужинать.
Она вернулась на кухню и устало опустилась на табурет. Рыжик последовал за ней, уселся рядом с табуретом и удивлённо уставился на хозяйку. Тётка Анна сидела какое-то время неподвижно, обдумывая всё, что узнала от Леночки. А вдруг девочка что-то напридумывала, а вдруг её отец давно ищет её, волнуется. Нет, надо ещё раз сходить туда. Хоть адрес оставить, кого-то из соседей предупредить… Что-то надо делать… – и она направилась в прихожую одеваться.
Тетка Анна спешила. Она хотела верить девочке, но мало ли что бывает в жизни… Она сама должна во всём убедиться. В чём? Тётка Анна и сама не знала, в чём она должна была убедиться. Она и не заметила, как оказалась у дверей Леночкиной квартиры, подошла вплотную, прислушалась – тишина. Постучала, но никто не отозвался. И тут с ней что-то случилось, – не помня себя, она стала бить кулаками в эту глухую, непроницаемую дверь… Щёлкнул замок и открылась дверь напротив. Тётка Анна обернулась и увидела молодую, в ярком цветастом халате, женщину.
– Бабка, чего расшумелась? А ну давай, шуруй отсюда! Ну, чего вылупилась? Или милицию вызвать? Шляются тут… – дверь захлопнулась.
– Господи! Что же это я? – тихо прошептала тётка Анна и шагнула к захлопнувшейся двери, – Извините… Я… – заговорила она, чувствуя, что женщина стоит за дверью, – Я тётя Аня… Понимаете… Леночка…
Слова путались, тётка Анна торопилась объяснить, но всё никак не могла найти нужных слов. Поправив сбившуюся шаль и подойдя к двери, она перевела дыхание и тихонько постучала. Не надеясь, что откроют, она стала негромко рассказывать о том, как она познакомилась сегодня с Леночкой, как взялась проводить её домой… Снова щёлкнул замок и дверь приоткрылась. Женщина внимательно разглядывала тётку Анну, потом строго приказала:
– А ну-ка дыхни!
– За пьяную меня приняла? Давай, милая, дыхну! Понимаю я вас… Только я не пью совсем… Вот сама не знаю, что со мной приключилось… Зло откуда-то взялось… Лена же здесь живёт? Маленькая такая… Шорочка…
– Ну, живёт. С ней что-то случилось?
– Да нет, с ней ничего не случилось. Она у меня дома спит. Мы пришли погреться, чаю попить, а она уснула прямо за столом…
– Вы меня извините за грубость… Накричала на вас… – открывая дверь пошире, смущённо проговорила женщина, – Вы заходите, что ж так-то разговаривать…
– Это вы меня извините… Подняла тут шум… Но у меня ребёнок спит. Я и фамилию спросить забыла… Может, она что напутала… – тётка Анна заплакала.
– Успокойтесь… Там действительно живёт маленькая Лена, шорочка. Вы заходите, поговорим спокойно. Раздевайтесь, я вас чаем угощу. Меня Галей зовут. Вас – тётей Аней. Я всё слышала. Вы проходите в зал, а я пока чай поставлю.
Женщина направилась на кухню. Тётка Анна смущённо потопталась в прихожей и пошла вслед за хозяйкой.
– Да вы не беспокойтесь. Я просто хотела узнать. У меня в голове не укладывается… Леночка говорит, что мама у неё умерла…
– Да. Уже второй год как… Они второго ребёнка ждали. При родах и умерла Валентина. И ребёночек мёртвым родился. Жили они дружно, а как Валентины не стало, Санька совсем одурел… Пить стал запоями. Жаль девчонку. Неделями, порой, как собачонка, в подъезде его дожидается. А он и не вспомнит о ней. Мы уж с ним сколько разговоры вели… Всё ему трын-трава! А Лена, хоть и маленькая, но гордая. За стол не усадишь… Да и он харахорится, ругает её, если узнает, что Лена у соседей… Мы документы собрались подавать на лишение его родительских прав. Девчонке осенью в школу… В детдоме хоть сыта будет да в тепле…
– Я сама в детдоме росла… – глухо проговорила тётка Анна, – Конечно, тогда время другое было… Отец на фронте, мать во время бомбежки потерялась. Мне тогда шестой год шёл, когда в детдом-то попала… А помню ведь… – она замолчала.
Галина тоже молчала. В наступившей тишине гулко тикали настенные часы.
– Ой! Что ж это я расселась! Вдруг Леночка проснётся, – спохватилась тётка Анна, – Бежать ведь надо! Вы, на всякий случай адрес мой запишите, а Леночка пусть пока у меня поживёт. И мне веселей будет…
Леночка до утра так и не проснулась, а тётка Анна глаз не сомкнула. Ложилась на диван, ворочалась, вставала, шла на кухню пить чай, подходила к Леночке, поправляла сбившееся одеяло и всё вспоминала, вспоминала… Вся её жизнь прошла перед глазами в эту ночь. Нет, она ни о чём не жалела, да и не о чем было жалеть. По комсомольской путёвке приехала на строительство нового города, молодая, счастливая… Замуж вышла за красавца, да недолгим счастье было: через два года уехал куда-то её суженный и как в воду канул. Она до сих пор ждёт его, не мог же человек вот так без вести пропасть, не война же… Ну, а уж если б другую нашёл, так развод бы запросил… Об одном только жалела, что ребеночка не родила. Ну да с судьбой не поспоришь.
– Да, с судьбой не поспоришь! – тётка Анна поднялась с дивана и подошла к спящей Леночке, - С судьбой не поспоришь! Поди, ещё хватит сил… Не отдам! Никому не отдам! Судьбой ты мне подарена! Девочка ты моя! Спи спокойно! Никому тебя не отдам! Шорка? Какая разница! – она нежно гладила чёрные волосы девчушки.
Леночка снова улыбалась и нежно зашлёпала своими маленькими пухлыми губками. Тётке Анне показалось, что она прошептала «мама». Она склонилась ниже над девочкой, но Леночка крепко спала, мирно посапывая.
– Спи моя голубка! Спи, мой подарочек дорогой! Набирайся сил. Никому я тебя не отдам! Ишь чего удумали! Детдом! Казёнщина, она и есть казёнщина, на своей шкуре пока не испытаешь… Спи, мой самый дорогой подарок судьбы!


Рецензии
Добрый день, Галина! До чего же рассказ хороший - растрогал до слез! Вот оно как в жизни бывает. Так хочется, чтобы эта добрая женщина, Аннушка, удочерила девочку и чтобы жили они счастливо.
Здоровья, счастья, вдохновения!


Людмила Каштанова   06.06.2022 09:07     Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила! Спасибо Вам за прочтение и отклик. Не многие пишут мне. А в жизни моих героинь так и случилось... но... Впрочем когда-нибудь я напишу ещё один рассказ.

Лариса Галкина 2   25.06.2022 12:09   Заявить о нарушении