Мыльница

Какие, как бы сейчас сказали, девайсы были вожделенны у молодежи в 60-х годах. Их было раз, два и обчелся. Самым крутым считалось обладание катушечным магнитофоном. Трудно его даже сейчас сравнить с каким нибудь из современных средств коммуникации. Это был предел мечтаний, которых невозможно было осуществить. Магнитофон был только у редких счастливых обладателей этого сокровища. Следующим по шкале достойных вещей шли транзисторные переносные радиоприемники – Спидола, Банга, производства Латвии. Их, по моде тех лет, надо было небрежно нести на левой руке, с далеко выдвинутой телескопической антенной и слушать, как можно громче разные западные музыкальные станции. Еще имели место быть и самодельные приемники. Но их могли произвести только самые продвинутые кулибины от радиотехникеи, да и то не все. В магазинах нельзя было купить не только транзисторные приемники, но и детали к ним продавались в ограниченном количестве. Но некоторые умудрялись все же собирать такие поделки, которые были вставлены в пластмассовые мыльницы. Звук из них шел скрипучий и довольно гадкий, но они порой успешно ловили станции на длинных волнах, о которых сегодня уже мало кто помнит. Имея такое непрезентабельное на вид радиоизделие на руках, ты становился автритетом в своей дворовой команде. Сейчас трудно представить, что дети могут часами играть у себя во дворе, не сидеть по домам, уткнувшись в свои копьютеры, и общаться с друзьями в лучшем случае по мобильной связи. Тогда улица и двор были средствами общения, где жизнь была, если не совсем отлакирована и стерильна, зато давала много жизненного опыта, который был бесценен. Драки, спортивные игры, походы в дальние края города и за город, совместное изготовление разных стрелялок, порой совсем не безобидных, делалаи из мальчиков юношей, готовых к перепитиям взрослой жизни. Но многие все же мечтали именно о своем радио. Тогда уже на слуху были такие слова, как рок энд ролл, Битлз, Элвис Пресли. Большой удачей было поймать по радио эту незнакомую, но такую завораживающую музыку, которая резко отличалась от того, что лилось из советских радиостанций. Подспудно чувствовалось, что в ней была свобода и радость новой, другой жизни, которая происходила где–то там, за железным занавесом, который никто, никогда не видел.
Этот парень появился в нашем дворе тем летом. У него был странный выговор, так не похожий на наш, европейский. Он оказался из Украины. Приехал на лето в гости к своей тетке. Его мало интересовали наши дворовые затеи. Сидел он, как правило, один на скамейке и читал тоненькие технические книжки, на обложках, которых были странные детали. Ни с кем он дружбы водить не хотел. Просто сидел и читал. Однажды попросил проводить его до магазина, где продавались радиодетали и приемники. По дороге разговорились и он нехотя рассказал, что давно мечтает собрать транзистор. Но денег на детали нет и не предвидится. Зайдя в магазин он остолбенел от такого богатства разных радиодеталей, которых у них, в магазине никогда и не было. Он стоял у прилавка словно завороженный, как перед сокровищами Алладина. Потом его долго не было во дворе, и все уже стали забывать про это странного чужеземца.
В то утро в квартире раздался звонок, открыв дверь я увидел своего нового знакомца. Вид у него был печальный, а глаза смотрели грустно, почти по-собачьи. Говорил он невнятно и просил помочь ему. Наконец он взял себя в руки и стало ясно, что просит опять сходить в тот радио магазин. Странно все это было. Город наш был совсем небольшой, и тот магазин находился в двух шагах от нашего дома. Пошел его снова провожать. Уже в магазине он преобразился. Глаза загорелись, походка стала уверенной и пружинистой. Сходу подошел к отделу радиодеталей и попросил купить какую-то копеечную вещицу. Мы вышли из магазина, и тут он меня огорошил, сказав, что если я хочу иметь свой транзистор, то он мне его соберет. Я с удивлением смотрел на него, словно он вдруг предложил все богатства мира. Да кто же не мечтал обладать таким сокровищем. Только нехорошая мысль промелкнула о том, что за такую вещь он потребует очень высокую плату ввиде разных услуг, может и не совсем законных. Так оно и произошло.
План его был прост и гениален. Он приходил в радиомагазин, подходил к отделу радиодеталей и долго распрашивал продавца о товаре, а я в это время должен был незаметно стащить нужные ему детали. От такой операции дрожь проходила по телу, но получить заветный  транзистор хотелось неимоверно. Таких операций мы проделывали несколько раз, но потом они вдруг закончились. Мой подельник пропал и надолго. Никто его больше не видел. Лето катилось к сентябрю и пошли уже долгие дожди. Но однажды он снова появился во дворе, и сел на нашу скамейку. Небрежно вытащил из кармана желтый предмет и нажал кнопку. Полилась музыка. В руках у него был вожделенный транзистор, собственного изобретения. Все с восхищением смотрели на обладателя радиоприемника и распрашивали, кто это сделал. Тот гордо отвечал, что все сделал сам, поэтому так долго мы его не видели. Когда все налюбовались поделкой и разошлись, он один сидел и слушал музыку.
- Когда же будет и у меня приемник, как ты обещал.
- Вот тебе подарок от меня.
  Он встал, и пошел к себе домой. На скамейке осталась лежать тоненькая книжка, на которой было написано – Как самому сделать транзисторный приемник.

18.05.14


Рецензии