Альпика-сервис - имя розы. Предисловие автора

Предисловие автора

   Предолимпийская Красная Поляна. Сплошной поток автомашин по основной магистрали – улице Защитников Кавказа, дороги-дублеры еще только строятся. В бесчисленном калейдоскопе строительных машин мелькают белым цветом широкие низкосидящие  автобусы – 105-й и 135-й городские маршруты. Они начинаются на вокзалах Сочи и Адлера, основные пассажиры – рабочие строительных специальностей, кто-то едет на побывку домой, а кто-то возвращается. Я вот тоже только прилетел и еду в Поляну, как для краткости  называют свой поселок местные жители. Автобус ныряет в череду тоннелей, пассажиры дремлют, жмурясь от яркого зимнего солнца. Приезжие разглядывают справа ажурные конструкции будущей железной дороги, металлическим браслетом сковывающей бурную горную реку Мзымту.
    Интересно, откуда это у меня такие арестантские ассоциации: браслеты, сковывать. Ловлю себя на мысли, что отсюда, сверху, из автобуса, эта стремительная река, заслужившая своим бурным нравом и ледяной водой уважительное отношение всех соприкасавшихся с ней близко, действительно кажется диким зверем, упрятанным в клетку из металлических ферм железнодорожных пролетов. Еще совсем недавно проезжавшие здесь по Скальному участку с трепетом смотрели вниз, где на стометровой глубине ущелья бешено бурлила эта водная стихия.  Сегодня, когда автострада проходит внутри горы по почти трехкилометровому тоннелю, – никаких эмоций, только ровный гул мотора, плавное покачивание и мелькание встречных машин с зажженными фарами.      Пришел комфорт, но исчезло нечто важное, то чувство радостного преодоления, состоявшее из смеси страха и восторга, которое непременно охватывало каждого  после проезда по Скальному. В общем, романтическое путешествие сменилось поездкой на рейсовом автобусе.
   Однако белоснежные горные вершины, показавшиеся справа после очередного поворота, начали убеждать меня в обратном. Постепенно захватывая всю панораму выше придорожных скальных отрогов, они, словно исполинские седовласые богатыри, появляющиеся на поле брани, всем своим видом показывали: «Ничего не кончилось! Все только начинается! Принимай наш вызов. Будет тебе романтика!».
    Водитель высадил очередную порцию пассажиров на Кепше, закрыл дверь, объявил следующую и напомнил, что машина следует до остановки «Альпика-сервис».  Я вздрогнул, опять возникло это странное чувство нереальности происходящего, которое я испытываю каждый раз при виде всех этих табличек на автобусах с указанием конечной остановки – «Альпика-сервис». Душа протестует: «Альпика-сервис» - это не конечная остановка автобуса. Это целая жизнь сотен людей, которые двадцать лет назад строили первую канатно-кресельную дорогу на склонах Аибги, это радостные воспоминания тысяч лыжников, которые с нетерпением ждали зимы, чтобы скатиться с «четвертой», отведать жареной форели в «Пирамиде», до утра потусоваться в «Мюнхгаузене», попариться в «ряповских банях». Все они составляли целостный организм, подобный пчелиному рою, в котором новости распространялись мгновенно, а каждый оценивался только по личным заслугам, и все ежеминутно были готовы подставить плечо, сорваться на помощь попавшим в лавину или зависшим на канатке.
     В конце концов, для всех для нас - учредителей «Альпики-сервис» - это первый серьезный  проект в постперестроечный период, выполненный на основе частной инициативы, без централизованных капитальных вложений и без ведомственной опеки. Сколько бурь и эмоций вместил в себя этот пятнадцатилетний отрезок нашей жизни, наполненный надеждами в начале, и такой печально-радостный в конце. Радостный от того, что проект состоялся и продолжает развиваться темпами, о которых мы даже не мечтали. Печальный потому, что не стало ни нашей команды, ни нас прежних – авантюрных, бравшихся за безнадежные дела и ценивших дружбу выше денег.   
     Как быстротечно время, как быстро оно перелистывает страницы, разительно меняя ландшафт, с которого канули в Лету даже не успевшие состариться первые постройки в альпийском стиле на нижней приводной станции первой очереди канатки.  Теперь на этом месте грандиозное строительство центральной железнодорожной станции и новой, одной из мощнейших в мире, «3S» дороги.
     В памяти всплывают строчки У. Эко, размышлявшего о свертывании реальности в кодированные потоки последующих интерпретаций. Они, собственно, и образуют ту самую реку памяти, где от всего сущего остаются только имена, знаки:
                ………………………….
                Теперь, когда в моем саду
                Трещат суровые морозы,
                Давно уж розы нет самой,
                Осталось только имя Розы.

    Теперь осталось только Имя – «Альпика-сервис». Колесо времени движется неумолимо, отпечатывая в окружающем ландшафте и в наших душах, увы, исчезающие следы: чьи-то профили, имена, обрывки фраз. Иногда попадется на глаза старая фотография, а ты уже и не помнишь – кто это справа, почему они смеются, как они оказались вместе, кого они любят, а что ненавидят…. Из всех знаков и символов словам точнее всего удается остановить мгновенье, зафиксировать образ или уловить дух. Когда пишешь, каждое нажатие клавиши воскрешает звуки, которые, сливаясь в слова, возвращают прежде звучавшую мелодию.  Наверное, поэтому я решил написать эту книгу: в попытке запечатлеть ускользающее время, в надежде зафиксировать прошедшее, с верой, что это кому-то еще надо, кроме меня…


Рецензии