Т. Гумбатова Чайковский в Баку

 Т.Гумбатова. П.И.Чайковский в Баку (1887)

  Еще один год канул в вечность. Бакинцы считали, что им не за что раскланиваться  перед ним, тем более, что не знали, чего ждать от Нового года.  Знаменательным, с позиции нашего времени, был первый приезд в Баку  великого русского композитора П. И. Чайковского. Он уже несколько раз бывал на Кавказе, так как его брат Анатолий Ильич был вице- губернатором в Тифлисе. В кругу людей, среди которых присутствовали Главноначальствующий князь А. М. Дондуков- Корсаков, директор его канцелярии В.П. Рогге, председатель центральной комиссии М.П.Гаккель, племянник жены Пушкина- Гончаров С.С., турецкий консул  и др.,  Петр Ильич отметил свое 46-летие.
  Он прекрасно провел там  время. В ложе директора  казенного театра В.П. Рогге слушал «Жизнь за Царя», «играл в вист и пьянствовал с милым германским консулом, забавляясь его болтовней, которая по выговору напоминала, то ли Бюлова (немецкий пианист, первый исполнитель произведений Чайковского за рубежом), то ли немецкого композитора Карла Клиндворта». По мнению К. Скальковского, в то время игра в карты объединяла всех, независимо от национальности, вероисповедания и  их политических убеждений.
  Обратный путь Чайковский  совершил через Баку. Свои впечатления о городе он описывает в письме от 30 мая 1887 года к Надежде Филаретовне  фон Мекк,  жене богатого немецкого инженера. Известно, что она  посылала ему каждый год 500 руб., но при этом, избегала личного знакомства с ним. «Этот город совершено неожиданно оказался  для меня очень прелестным во всех отношениях, т.е. правильно и красиво обустроенным, чистым и при этом чрезвычайно характерным, ибо восточный элемент там сильно преобладает. Одно только бедствие - слишком мало  зелени. Вечная засуха и каменистая почва делает то, что даже, содержащий правительством чудесно распланированный Михайловский сад, представляет собой грустное зрелище высохших деревьев и совершенно пожелтевшей травы. Купание великолепно. Среди нефтепромышленников преобладают немцы, евреи и армяне».
  Далее он описывает нефтяной фонтан, который ему удалось наблюдать на Ротшильдовском участке, на что фон Мекк ответила:  «Очень больно видеть имя Ротшильдов в богатом крае Кавказа. Не хотелось верить тому, что он купил нефтяные заводы». И добавляет: « Печально за нашу русскую лень, недостаток предприимчивости, которая господствует доверху, и главное, за все не благоустройство, за  всю неурядицу, которая царствует у нас».   
   К.Скальковский в своих путевых заметках так описывал Баку в этот год: «Город расположен амфитеатром, довольно красив и с моря напоминает Триест. Набережная вдоль залива обустроена домами из известняка. Налево- обширное адмиралтейство Каспийской флотилии, затем идет, провалившийся недавно, Баилов Мыс, а на верху- кладбища. Затем Девичья башня и пристань монополиста на Каспийском море - Общества «Кавказ и Меркурий». Справа Черный город, куда перевели все заводы. Изгнанию не подвержен только завод армянина- откупщика Мирзоева, который, не употребляя ни копейки, при откупной системе нажил миллионы. Говорят, что живущие рядом  соседи  готовы даже выехать  на другое место, лишь бы не трогали завод. Si non etero e bene trovato!  Квартиры в городе  очень дорогие. Мучают мошки, поэтому бакинцы спят под «мюстикерами». Очень вкусен джейран (горная серна)».
  8 мая в Петербурге скончалась верная супруга Дондукова-Корсакова, помощница во всех его благих начинаниях, Кавалерственная Дама ордена Св. Екатерины Надежда Андреевна. Ее имя, как неустанной покровительницы бедных сирот, неимущих и немощных людей, было известно и популярно повсюду. Ее помнили в Киеве, Софии, Харькове и Волыни. За время пребывания в Закавказском крае, ее  полюбили и были благодарны за благотворительную деятельность. Талантливая певица и артистка, она умела создавать вокруг атмосферу праздника. Радушие, гостеприимство и милосердие было главным у супругов при общении со всеми людьми.
Во всех церквях шли панихиды и все стремились выразить глубокое соболезнование Начальнику Закавказского края и его семье. 10 мая в Женском заведении Св. Нины прошла панихида, а в Петербурге, бывшие ученицы  возложили на гроб, от имени  Бакинского общества Св. Нины,  венок.
    В гульбищном Михайловском  саду  две ротонды и две музыкальных площадки. Ф.Эстеррейх создал новый любительский оркестр  и  6 апреля в театре Тагиева имел честь давать концерт с участием местных любителей. Успех был ошеломляющий. Городская Дума разрешила нанять этот оркестр на лето  для игры в саду.  В 1887 году по проекту архитектора Кандинова была сделана ограда  клуба  в саду  и устроен бассейн, который сохранился до наших дней. В саду бакинские Юлии по вечерам клялись местным Ромео в любви.
    Колюбакинская площадь (Парапет) напоминала деревню, обнесенную оградой для зимнего гулянья. 30 июня постановили превратить площадь в центральный сквер и устроить вокруг тротуар. Мариинский сквер стал излюбленным местом прогулок нянь с детьми. Существует небольшой Цициановский сквер, где установлен памятник генералу Цицианову.
    18 июня  скончался А. М. Тумило-Денисович, тесть Л. де-Бура. Его отпевали в Николаевском соборе. 12 августа 1887 в этом  соборе  обустроили придельный иконостас, а  29 июня он был освящен  протоиереем Юницким. Там же, на деньги купца И.С.Дойникова, была открыта первая церковно-приходская школа. Помещение для школы было удобным и снаружи отделано масляными красками. 30 августа Мариинская женская гимназия перешла во вновь выстроенное, по превосходному  проекту Ботова, здание на Садовой улице.
    В городе организовали «Общество вспомощевания учащимся», председателем которого стал Е.С.Каменский, а членами совета Г.З.А. Тагиев, А.К.Виллиамс, барон О.Ф.де-Монфор и др. Мусульмане С.М.Ганизаде и Г.Б. Махмудбеков основали первую тюркскую (русско-азербайджанскую) школу европейского типа на три класса. В школе училось 90 учеников. Занятия  велись  вначале на азербайджанском, а затем на русском языке. Махмудбеков, Ганизаде и Н. Велиев  организовали  первую театральную группу.
   Образованный в 1885 году Комитет по постройке нового  православного кладбища, в мае 1887 года приступил к работе. 26 декабря по инициативе протоиерея Юницкого было образовано Кирилло-Мефодиевское братство, членами которого  стали  многие известные люди города. 18 декабря 1887 года учредили «Общество  Каспийско-Черноморского нефтепровода». Обсуждался вопрос о создании приюта для душевнобольных. Губернатор Гюбшь фон Гросталь проживал в то время в доме Шагиданова на углу Губернской  улицы и Базарной.

Книга"Баку и немцы".


Рецензии