Русская История 6. Киевская Русь. Первые князья

(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/05/19/409)


ПОПОВ Флегонт Петрович

г. Кишинев, 1986 г.


        КИЕВСКАЯ РУСЬ.


ОЛЕГ (умер в 912 г.), князь Киевский. По летописи с 879 года правил в Новгороде. Древнейшее сообщение об Олеге, сохраненное Новгородской 1 летописью, говорит о том, что Олег был воеводой малолетнего сына Рюрика, Игоря.

Олег с воинами варягами, чудью, словенами, мерей, весью и кривичами в 882 году спустился вниз по Днепру, взял Смоленск и Любич, посадив там «мужь свой и придоша» к Киеву.

Далее следует рассказ о том, как Олег расправился с правившими в Киеве Аскольдом и Диром и, убив их, вокняжился в Киеве. Киев становится стольным городом, «мати градом Руським».

Направляясь из Новгорода на юг, Олег шёл по недавно проложенному пути «из варяг в греки» и объединял в единое, хотя и примитивное, государство земли восточных славян. Перенесение Олегом столицы, которую Рюрик основал в Новгороде, в Киев объясняется естественным стремлением к богатому югу, к пышной, великолепной, сказочно богатой Византии.

Созданное Олегом государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути «из варяг в греки».

Став киевским князем, он «нача городы строить», укрепляя этим свою власть и создавая себе опорные пункты, для того, чтобы «княжить и володеть», собирать дань, судить, управлять, «поимать» воинов для своих дружин и «боронить» рубежи Руси от «ворогов».

На юге Руси Олег принялся за объединение под своей властью славянских племён. Он брал дань с древлян, северян родимичей, воевал с уличами и тиверцами.

Киевская держава в лице ее политических деятелей делала великое дело: объединяла восточное славянство в единый государственный организм, сплачивая и тем самым усиливая его, создавая условия для дальнейшего укрепления общности языка, быта, культуры, и обороняла рубежи земель русского народа, рубежи Руси. Её росту и укреплению восточное славянство обязано тем, что оно освободилось на востоке, западе и северо-западе от внешней зависимости. Его историческое развитие на ранней ступени формирования русской народности, положившей начало и великороссам, и украинцам, и белорусам, прошло под знаком независимости могущества и славы.

И центром русской державы стал Киев. Именно Киев, «мати градом Руським», а не Новгород, так как он был древнейшим центром этногенеза славян и центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями, уходящими в даль времен.

В начале 10-го века (в 907 году) Олег предпринимает поход на Византию. Исключительный успех, которого он добился, нашедший отражение в договоре Олега с Византией 911 года, объясняется тем, что Олегу  удалось сплотить силы Руси и укрепить складывавшуюся русскую государственность. Летописец рассказывает под 907 г. о том, как «иде Олег на грекы» и «на конех и на кораблех приде к Царьграду». Византийцы вынуждены были заключить мир и выплатить Олегу большую дань.

Летописец приводит текст договора и говорит о том, как Олег прибил свой щит на вратах Царьграда, возвращается в Киев, увозя золото, парчу, украшения, вина и фрукты.

В 902 году русский отряд в 700 человек сражался на острове Крите с арабами. В 909-910 гг. русские дважды проникли на побережье Ирана и Азербайджана.

Во времена летописца память об Олеге обросла уже дымкой сказаний, многое стало легендой, о многом забыли. Тем не менее память о «вещем» Олеге русский народ сохранил навсегда.

        Его деятельность отразилась в чудесных былинах о Вольге Святославиче, в сказаниях о гибели «вещего» Олега «за морем» от укуса змеи, выползшей из черепа верного коня, сказаниях, отразившихся в скандинавских сагах. В честь Олега было насыпано несколько могил, то есть памятников-холмов.

        Представление об Олеге как о «вещем» князе, обстоятельства смерти которого народная память облекла в красивую бессмертную легенду, обусловлено было той ролью, которую сыграл «вещий» князь земли русской Олег в складывании древнерусского государства, ибо с его деятельностью связана одна из наиболее ярких страниц «героического периода» в истории русского народа – складывание русской государственности от Ладоги, Невы и побережья Финского залива до «гор Киевских», время победоносных походов на юг и восток, дипломатических актов, свидетельствующих о славе, сопутствующей русскому оружию.

        Смерть Олега обычно датируется 912 годом. Этот год считается и годом начала княжения Игоря.

________________________


        ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ (умер в 945 г.) – великий князь Киевский, после смерти Олега княжил в Киеве с 912 по 945 годы. Перед ним, как и перед Олегом, стояла задача объединения земель восточных славян.

        Подчинение Олегом некоторых племен было непрочным, древлян пришлось снова покорять Игорю. Игорь подчинил Киевской Руси также уличей и печенегов.
В 941 году Игорь предпринял поход на Византию. «Презревши клятву с великим ополчением» Игорь подошел к Царьграду. Русские потерпели поражение. Но неудача 941 года не смутила Игоря. Собрав огромное войско «в ладьях и на коних» Игорь двинулся на Византию. Устрашенный император Роман предложил Игорю по-прежнему брать с Византии дань, «юже имал Олег» и заключить договор. Договор был заключен и, взяв у греков «злато и поволоки на вся в он», Игорь повернул обратно. Договором 944 года русско-византийские отношения были восстановлены.

        В летописи мы находим красочный рассказ о том, как русские в Киеве скрепляли клятвой договор с Византией. Это происходило в самом конце 944 года. При первой же встрече с Игорем послы императора объявили русскому князю, что император уже присягнул, и потребовали. В свою очередь, присяги от Руси. Наутро стали сходиться русские «мужи». Явился и Игорь с послами императора и занял своё место на холме, где стоял идол Перун. Язычники-русские, подходя к холму, снимали с себя и клали на землю оружие, сбрасывали с себя обручи и украшения и клялись Перуном свято блюсти договор с греками. Многочисленные христиане-русские шли присягать в соборную церковь святого Ильи. Когда церемония была окончена, Игорь одарил послов мехами. Воском и челядью и отпустил их в Византию. Так возобновилась связь между Киевом и Константинополем.

        В августе 944 года руссы были на Каспии и вскоре дошли до реки Куры. На Куре они завладели азербайджанским городом Бердан. Отступление руссов из Бердан произошло уже в конце лета 945 года с большой добычей.
На этом кончаются походы русских дружин.

        Договор 944 года называет Игоря главой большой княжеской семьи. Перечисляются и лица, принадлежащие к княжеской семье. Игорь оказывается одним из трех братьев. От семьи старшего брата Игоря к 944 году оставался племянник Игоря, тоже Игорь, имевших уже двоих детей – Володислава и Предславу. Затем упоминаются вдова другого племянника Игоря Улеба (Глеба) с тремя детьми и сын младшего брата Игоря, его племянник Акун.

        Для сбора дани и управления землями и городами, для выполнения судебных функций и собирания дани, у князя существовали и несли ему верную службу всякого рода «мужи» - управители, набираемые из княжеской дружины и мирных «лучших мужей».
 
        Династия Рюриковичей потому удержалась на Руси и стала правящей во всей земле Русской, что быстро сливалась с русской, славянской правящей верхушкой, восприняла её язык, культуру, нравы, обычаи, религию, стала русской в полном смысле этого слова, отражала интересы «всякого княжья», бояр и «людей всех Руських», «боронила» рубежи Руси, устанавливала «законы русские», вела войны в интересах Руси, создавала государственность восточного славянства, в среде верхушки которого она растворилась, утеряв свои скандинавские черты.

        Осенью 945 года Игорь с дружиной отправился в землю древлян по дань. Кроме того, древляне должны были платить дань и своим «князьям», одного из которых, Мала, летописец знает по имени.

        Игорь собрал дань, но ему показалась она малой, и он снова вернулся в «Дерева». Древляне восстали и убили Игоря. Лев Диакон рассказывает подробности его гибели: он привязан был к двум деревам (нагнутым вершинами до земли) и разорван на две части.
 
        Преемником Игоря стал его единственный сын Святослав, родившийся в 942 году. Первые годы его прошли в Новгороде, но по смерти отца Святослав переходит в Киев. Так как Святослав был мал, Русью правила его мать Ольга, вдова Игоря.

_____________________________


        ОЛЬГА (умерла в 969 году), русская великая княгиня, христианка, по-христиански Елена, вдова князя Игоря, правила государством с 945 по 969 г. вместо малолетнего сына Святослава.

        Ольга, как и Олег, вошла в народные сказания киевских времен как «мудрая», «вещая» («и бе мудра и смышлена») княгиня, чья деятельность оставила глубокий след в жизни древней Руси.

        Позднейшая легенда 16-го века передает сказание о том, как однажды Игорь охотился в лесу у Пскова. Догоняя какого-то зверя, он встретил на своем пути реку и, увидев стоящий у берега чёлн, попросил перевести его.

        Перевозчиком, сидевшим в чёлне, оказалась Ольга, крестьянская девушка. Ольга произвела большое впечатление на Игоря, и он «некие глаголы глумленым претворяже к ней», но, получив отпор на свои «студная словеса», пораженный её умом, решил посвататься к ней. Бесхитростное народное повествование, делая Ольгу крестьянской девушкой, верно отразило представление о ней, сохранявшееся в народе: Ольга умна, умеет постоять за себя, умеет ответить на любые «студные словеса».

        Летопись называет Ольгу псковитянкой, «от Пскова», по-видимому, дочерью псковского князя. В Киеве о ней складывались сказания, пелись песни, отразившиеся в «Повести временных лет», о её деятельности хорошо помнили ещё во времена летописца, показывались вещи, ей принадлежавшие.

        В этих песнях, послуживших летописцу материалом для его повествования, отразились горечь и обиды, которые причинил ей  Константин  Багрянородный во время поездки в Константинополь, заставив её, княгиню Руси, «игемона и архонтиссу руссов», ожидать приема в Суде.

        В памяти народной прочно сохранился образ «мудрой» Ольги, княгини-правительницы, деятельной, гордой и «вещей».

        Начала Ольга свою деятельность с мести древлянам за смерть своего мужа и покорения древлянской земли. В летописи рассказывается, как жестоко Ольга расправилась с древлянами, о неудачном сватовстве древлянского князя Мала к Ольге, о прибытии Днепром в ладьях посольства древлянских «лучших мужей» в Киев, о переговорах Ольги с ними, об умерщвлении послов, закопанных в ладьях живыми в землю. Далее повествуется о том, как Ольга сожгла заживо вторую группу послов древлянских «лучших мужей», а затем отправилась «створить тризну» мужу своему в древлянскую землю и там ее «отроки» напали на ничего не подозревавших перепившихся древлян и перебили их множество.
В 946 году Ольга с сыном своим Святославом «собра вои мнози и храбры и идее на Дерьвску землю». Вскоре противники сошлись. Древляне были разбиты и бежали, «затворишася в градах своих».

        Далее рассказывается об осаде Ольгой Искоростеня, о сожжении города: на город были выпущены тучи воробьев и голубей с зажженной смолой. Воробьи и голуби были получены Ольгой от древлян как «легкая» дань. Взяв горящий Искоростень, «старейшины же града изънима, и прочая люди овых изби, а другие работе предасть мужем своим, а прок постави платить дань…».

        Это была окончательная ликвидация независимости древлян, истребление их князей и многих лучших «мужей» и «старейшин», «иже держаху Древську землю», уничтожение племенного княжения в Древлянской земле. «И возложи на ня дань тяжку».

        С целью упорядочения сбора дани, которое бы дало возможность не уменьшать княжеских доходов, предупредить и разорение «людей», платящих дань и их борьбу с князем, Ольга и проводит административно-финансовую реформу.
Вместо дани, взимаемой неопределённо количество раз и в неопределённых размерах, Ольга устанавливает определённый размер дани, «урок», и именно «уставляет», то есть вводит определенный порядок сбора дани.

        Реформа Ольги коснулась не только Древлянской земли, но была проведена по всей территории Руси.

        В 947 году «идее Вольга Новугороду и устави по Мъсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани».

        Деятельность Ольги укрепила финансовую базу княжеской власти, усилила княжескую администрацию, расширила и укрепила непосредственно княжеское государственное имущество, а все это в совокупности способствовало развитию и росту государственности древней Руси.

        Так как господствующей формой идеологии в те времена была религия, то нам становится понятным и другой важный момент в их жизни – принятие христианства. Не мечом, а мудрость старалась «вещая» Ольга проложить Руси путь в ряды христианских государств Европы.

        Ольга приняла христианство ещё до поездки в Константинополь, т.е. до 957 г., крещение Ольги относится к 954 году. Ольга приняла крещение у себя на родине, на Днепре, в Киеве и получила христианское имя Елена.

        Приехав в Царьград летом 957 года, Ольга долго не могла добиться аудиенции у императора и поджидала в Суде. И  только 9 сентября Константин Багрянородный первый раз принял «игемона и архонтису Руси».

        Это ожидание, оскорбительное для Ольги, нашло отражение в народной легенде, положенной в основу рассказа летописца о поездке Ольги в Византию. Народное предание, правда, говорит о том, что Ольга «переклюкала» (перехитрила) императора, но оно не скрывает горечь её обиды и вкладывает в её уста фразу, которой она ответила императору на его просьбу прислать «вои в помощь»: «подожди, настоишься ты у меня на Почайне, как стояла я в Суде».
Константин Багрянородный дважды с почетом принимал Ольгу у себя во дворце – 9 сентября и 18 октября. И, тем не менее, миссия Ольги была неудачна. Ольга вернулась в Киев.

        Весь христианский мир того времени был объединен в две империи – Западную и Восточную. Приобщиться к цивилизации, войти в круг европейских государств означало прежде всего приобщиться к христианской церкви. Видя. Что Византия не собирается помочь Руси в  в деле укрепления её международного положения путем христианизации страны, в 959 году Ольга обратилась к германскому королю Оттону 1 «через наших послов с просьбой посвятить… епископа и священников», хотя в 961 году на Русь приезжал епископ Адальберг.

        Вопрос о христианстве и союзе с Западом и Востоком при Ольге не был решён, и христианство осталось частным делом русской княгини, к которому она не могла приобщить даже своего сына Святослава. Сказалось и то, что сама Русь не была ещё в достаточной степени подготовлена к тому перевороту в идеологии, который был связан с принятием новой религии.

        Вот почему во времена княгини-христианки в Киеве «аше кто хотяше креститися, не браняху, но ругахася тому».

        Долгое время до 964 года, Ольга была регентом, т.к. Святослав «бе бо детеск».

_____________________________


        СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (942-972) – великий князь Киевский, сын Игоря.
Недолгое, продолжавшееся с 964 по 972 годы, княжение Святослава наполнено шумом битв. Русские дружины прошли от Оки до Кавказа и от Волги до Адрианополя, внесли славную страницу в великую книгу истории русского народа. Овеянное славой русское оружие проложило Руси дорогу на восток и на юг и в бесчисленных битвах вселило в «ворогов» Руси убеждение в её могуществе.
Святослав – князь-воин, вождь многочисленного и храброго воинства, дружинный князь. Сын своего века и своего народа, героического, дружинного периода в истории русского народа. Он превыше всего ставил свою дружину, ничем ни в быту. Ни в привычках, ни в одежде не отличавшийся от своей «браты»-дружинников. До сего времени ещё звучат его бессмертные слова: «Иду на вы», «ляжем костьми, но не посрамим земли русской».

        В 964 году Святослав «иде на Оку реку и на Волгу», главной его задачей был удар по Хазарии, главному врагу на Востоке, и только попутно, продолжая традиционную политику подчинения Киеву славянских племен, он «налезе Вятичи». И в следующем, 965 году, Святослав «иде… на Козары». В 965 году, идя Окой, Святослав выходит на Волгу и разбивает по дороге болгар и буртасов (мордву). Город Булгар подвергся разорению. Не задерживаясь здесь, русские спускаются вниз по Волге, берут Итиль, разрушают его дома и юрты, а затем захватывают славившийся на Востоке своими садами и виноградниками Семендор (*).

        Где-то у Итиля Святослав разбил войско хазарского кагана. По дороге к Тамани Святослав подчиняет косогов и ясов (*).

        Далее Святослав вмешался в борьбу Византии с Болгарией. В 968 году Святослав совершил поход на Балканы, его дружины заняли ряд городов по Дунаю, в том числе Переяславец. Обосновавшись в Переяславце, Святослав стремился создать обширную Дунайско-Днепровскую могучую славянскую державу – нежелательного нового соседа Византии.

        Император Византии Никифор Фока вступил в переговоры с печенегами, и в 968 году печенежские орды осадили Киев. Ольга со своими внуками заперлась в городе. Надо было дать знать о тяжелом положении киевлян собравшимся по ту сторону Днепра воинам воеводы Претича. Это сделал один юноша – киевлянин, прошедший через стан осаждающих с уздечкой для коня и переплывший Днепр под градом стрел печенегов.

        Претич на утро начал переправу через Днепр и печенеги, приняв его отряд за войско самого Святослава, сняли осаду города.

        Через некоторое время к Киеву подошел и Святослав, поспешивший на выручку Киеву из своего Переяславца на Дунае, и «прогна печенеги в поли».
В Киеве Святослав оставался недолго. Несмотря на то, что «кияне» упрекали Святослава в том, что он добивается чужой земли и о ней печется, а свою забросил, что привело к осаде Киева печенегами, он все же заявил им, что хочет жить в Переяславце на Дунае, «яко то есть среда Земли» его, «яко ту вся блага а сходятся».

        Задерживала его только болезнь Ольги. Через три дня она умерла. После её смерти, посадив своих сыновей: Ярополка в Киеве, Олега в Овруче, земле древлян, а Владимира в Новгороде, Святослав покидает Киев и отправляется вновь на Дунай.

        Пока Святослав находился в Киеве, спровоцированная Византией Болгария восстала, и болгары захватили Переяславец и заперлись в нём, когда подошли русские. Город был снова взят Святославом и он двинулся на юг, вглубь Болгарии.

        В 969 году Святослав выступил против Византии в союзе с болгарами и угрожал Константинополю. Наступила зима 970 года. Обе стороны готовились по весне возобновить военные действия. Летом 970 года сражение произошло под Адрианополем, победили русские.

        Византия в страхе дрожала перед русскими. Весной 971 года Иоанн Цимисхий  с огромным войском, по летописи в 100 тысяч человек, выступил в поход против Святослава. Византийцы окружили Святослава в Доростоле, отрезав путь отступления русским.

        Положение осажденных русских было очень тяжелое. Из 22 тысяч, оставшихся в живых, лишь половина сохраняли боеспособность. Голод принял угрожающие размеры. Помощи ждать было неоткуда. Эти события запомнили на Руси. Они и легли в основу летописного рассказа о том, как «Русь убояшася множества вой» и как Святослав обратился к своим воеводам с речью: «Уже нам не камо си дети, волею или неволею стати поживну; да не посрамим земли Русские, но ляжем костьми ту, мертвыи бо сраму не имам». «Аще ли побегнем, срам имам, ни имам убежати, но станем крепко, аз же перед вами поиду: аще моя глава ляжет, то промыслите собою». «И реша вои: где же глава твоя, ту и свои главы сложим».

        Тяжелые потери и затянувшаяся осада заставили Цимисхия искать выход из создавшегося положения. Взять штурмом Доростол, учитывая мужество, выносливость и стойкость русских, оказалось делом невозможным, продолжать осаду не хватало сил.

        22 июля 971 года Святослав вывел из Доростола всех способных носить оружие. Их было не более 11 тысяч человек. Настал день решающей битвы. Русские воины дрались с беззаветной храбростью. Из-за большой пыльной бури русские вернулись в Доростол. Кончилась решающая битва. Святослав не победил, но он не был и побежден. Но что делать дальше? Ночью Святослав принял решение начать переговоры с Цимисхием. Он очищал Доростол, уходя из Болгарии, отсылал пленных греков императору и возвращался на Русь. Император же обязался дать ему беспрепятственно выйти по Дунаю в Черное море и возобновить старый договор.

        Цимисхий охотно согласился, утвердил условия мира. Результатом переговоров русских с греками явился договор в июле 971 года, заключенный между Святославом и Свенельдом, с одной стороны, и Цимисхием – с другой. Переговоры Святослава с Цимисхием сопровождались их личной встречей.

        На берег Дуная прибыл Иоанн Цимисхий в пышных одеждах и позлащенном вооружении. Его сопровождала многочисленная свита, богато одетая, в блестящих доспехах. С того берега Дуная отчалила ладья. «Святослав переезжал реку и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Видом он был таков: среднего роста, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и с густыми, длинными висячими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая. Но только на одной стороне висел локон волос, означающий знатность рода, шея толстая, плечи широкие и весть стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем кроме чистоты, от других не отличима».

        Поговорив немного с Цимисхием о мире, причем этот разговор Святослав вёл, сидя на скамье ладьи, он переправился на другой берег.

        Описание наружности Святослава Львом Диаконом (греком) имеет исключительную ценность уже хотя бы потому, что оно – единственное. Нет ни одного источника, ни русского, ни иностранного, в котором так ярко был бы обрисован внешний облик какого либо деятеля Руси.

        Он, когда нужно было, воевал как простой воин, переносил со своими «воями» все тяготы походной жизни. «Легко ходя, аки парус, войны многи творящее. Ходя воз по себе не возящее, ни котъла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на углех испек ядячие, ни шатра имяше, но подклад послае и седло в головах; тако же и прочие вои его вся бяху…». Как воин, он больше всего любил и ценил оружие, как воин, он шел впереди своей дружины. Как русский воин, он больше всего думал и заботился о чести Руси, о славе русского оружия. С его именем связан блестящий период в военной истории русского народа, когда дружины Руси мечом врубили в скрижали истории свое главное имя – «русские».

        Заключив мир с греками, он вышел в море «поиде в лодеях к порогам». Свенельд предупреждал его, указывая на то, что у порогов, как обычно, бродят печенеги, которые попытаются напасть на них и отобрать богатую добычу, которую везли с собой русские воины.
 
        (ПЕЧЕНЕГИ – тюркский народ, кочевавший в 8 – 9 веках между низовьями Волги и Яиком (современная река Урал), откуда большею частью печенегов, теснимая торками и хозарами в 9 веке, перекочевала в причерноморские степи, образовав западную ветвь печенегов. В 10-м – начале 11 века печенеги господствовали в южных степях Восточной Европы, вплоть до низовьев реки Дуная на Западе. Согласно летописи печенеги впервые напали на Русь в 915 году, позже часто совершали разорительные набеги. Византия не раз натравляла печенегов на соседние народы – мадьяр, дунайских болгар, на Русь. Разгромленные в 1036 году Ярославом Мудрым, печенеги под давлением Руси и торков, а затем половцев откочевали к низовьям Дуная. В 12-м веке частично слились с половцами, в 13-м веке – с монголо-татарами).

        Святослав не послушался советов воеводы и поднялся в ладьях по Днепру к порогам. Свенельд же, по-видимому, с конной дружиной пошел правобережными степями и благополучно вернулся в Киев, к Ярополку. Хищные печенеги, предупрежденные греками и болгарами, вышли к порогам, пробиться через печенежские орды Святослав не мог и вынужден был зазимовать на Бегобережье (?). Здесь снова русским воинам пришлось от голода. «И бе глад велик, яко по полугривне глава коняна».

        По весне Святослав вновь «поиде в погоги». Здесь на маленькую русскую дружину, измученную голодной зимовкой, напали орды печенежского князя Кури. Святослав был убит и, по преданию, Куря сделал из его черепа чашу («и пъяху из него»).

        Так закончилось княжение Святослава, кончился завоевательный период в истории  древней Руси. Начинался новый её этап, характеризуемый упорным стремлением к укреплению государственных форм на самой Руси и развитием феодализма.

        Память о походах Святослава, о нем самом, героическом князе-воине, долго хранилась на Руси.

_____________________________


        ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ (945 – 980 гг.), после смерти Святослава, с 973 по 980 год княжил в Киеве. Старший брат Олега и Владимира.

        После смерти Святослава в Киеве «нача княжищче» Ярополк, в «Деревах» княжил Олег, а Владимир правил в Новгороде. Княжению Владимира в Киеве предшествовала семилетняя борьба трёх братьев Святославичей.

        Когда-то князь киевский Игорь отдал дань с Древлянской земли Свенельду, но не давал ему ни самой земли, ни лесов, ни угодий, на которые теперь претендовал сам Олег как князь Деревской земли. Теперь земля, со всем тем, что росло и жило  на ней, принадлежало Олегу и «ловы» Люта Свенельдича были явным нарушением княжеских прав Олега. Олег убил Люта Свенельдича и «бе бо ловы для Олег». Желая отомстить убийце своего сына, старый Свенельд натравил Ярополка на Олега, говоря ему: «Пойди на брат свой и приме власть его». Вскоре развернулась первая межкняжеская усобица. В бою «победи Ярополк Олега», древляне обратились в бегство. У стен города Овруча, на мосту развернулись трагические события. В давке, когда беглецы, «теснячеся друг друга пихаху в гроблю, «спехнуша» и Олега с мосту в дебрь», где уже лежало много трупов «воев» злополучного князя.

        Так начались усобицы, так зарождалась «княжая котора» (вражда), позднее опустошившая и ослабившая русскую землю.

        Услышав о расправе Ярополка с братом, Владимир покинул Новгород и бежал за море, а Ярополк остался единоличным владыкой в Руси. Так прошло два года. На третий год, в 980 году, Владимир с отрядами наемников-варягов возвратился в Новгород, изгнал посадников Ярополка и, объединив под своей властью весь север Руси, начал готовиться к походу на Киев. Подчинив себе, по преданию, Полоцк. Убив полоцкого князя Рогвольда, а дочь его Рогнеду, взяв себе в жены, Владимир двинулся на Ярополка.

        Будучи не в состоянии противиться многочисленной дружине Владимира, Ярополк со своим воеводой Блудом заперся в Киеве. Взять город «на щит» не удалось и Владимир путем лести и обещаний склонил в свою сторону Блуда.

        Изменник убеждал Ярополка помириться с братом, и Ярополк согласился встретиться с Владимиром. Ярополк собрался к брату, но в это время его «муж» Варяжко обратился к своему князю: «Не ходи, княже, убьют тя», советовал бежать к печенегам в степи и, вернувшись оттуда, начать отбивать Киев. Но Ярополк не послушался своего верного дружинника и отправился к Владимиру. Лишь только переступил он порог, как два варяга подняли его на мечи «под засусе». Варяжко видел, как варяги убили его князя.

        (РОГВОЛЬД – первый Полоцкий князь, отец Рогнеды. Был убит Владимиром Святым со своими двумя сыновьями. Рогнеда была невестой Ярополка Святославича. Владимир Святой насильно взял её себе в жены).

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/05/21/997)


Рецензии
Единственно, что мне не хватает при чтении, это наглядности- карты, которая бы показывала как формировалась Русь во времена различных князей. Но это не претензия к автору, к тексту и форме изложения никаких претензий:)

Татьяна Бегоулова   17.10.2014 15:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.