Тезисы о смене парадигмы когнитивной науки

-- Запрос на разум позволил Homo стать Homo Sapiens’ом, но этот вид, пройдя через череду обледенений, благодаря разуму получил возможность меньше зависеть от природных обстоятельств, стал активно наращивать свою численность, и эволюция по разуму ослабла, если не сошла на нет 40—50 тыс. лет назад. «Неандерталец мог бы учиться в Кембридже».

-- Психологически Человек не так далеко ушел из-за этого от своих ближайших животных предков, что особенно верно, если учесть «преемственность» в передаче нам от животных эмоционально-инстинктивной сферы, в которой находится собственно разум.

-- Некогда, у пра-человека, узость поля сознания была фактором выживания, у человека же в условиях гораздо более сложной и усложняющейся цивилизации это качество является уже недостатком, своего рода «узкой специализацией», которую можно назвать дефицитом панорамного мышления (ДПМ).

-- Осознанию этого недостатка как универсального мешает парадигма человека как вершины эволюции, создателя могучей цивилизации. Творцом ее является Разум, и только от него можно ожидать, что он, объединенный в интеллектуальный ресурс, сможет справиться со скопищем глобальные проблем, угрожающе нависающих над миром.

-- Одно из проявлений ДПМ – неготовность / неумение сопоставлять. Около 20 столетий считалось истинным утверждение Аристотеля, что скорость тела пропорциональна действующей на него силе. Поразительно, что любой логично мыслящий человек за это время мог бы опровергнуть Аристотеля с помощью мысленного эксперимента. Галилею не понадобилось бы тогда бросать тела с Пизанской башни.

-- В этом смысле ДПМ становится экзистенциальной мета-проблемой, вбирающей в себя все глобальные. Неосознание этого есть, по-видимому, главное упущение цивилизации.

-- Инерция движения цивилизации по накатанному пути велика, и потому роль психологических и когнитивных исследований многократно возрастает. «Быть или не быть?» зависит напрямую от их результативности.

-- Можно надеяться, что в этом поможет восполнение такого научного упущения, как принцип толерантности в деятельности мозга («принцип игнорирования различий в схожем»), когда он, до сих пор используемый неявно, будет применяться осознанно. Животные «знают» об этом принципе, поскольку каждый животный вид создает как-бы-категории «свои» и «чужие».

-- В мире нет двух одинаковых вещей, и, не будь этого принципа осознанного неразличения, невозможно было бы образование понятий, невозможна была бы наука и самоё цивилизация.

-- Для введения этого принципа в более активное действие предлагается ввести понятие толерантный охват, обобщающий понятие категории и категоризации, и толерантный разъём, обобщающий соответственно понятия класса и классификации.
Обобщение состоит, в частности, в том, что эти понятия, с прилагательным «неосознанный», "знают" животные.

-- Примеры неосознанных толерантных охватов у человека: любое слово (отождествление различий в понимании смыслов, в произношении, в написании); Толерантными охватами осознанными являются все понятия. Если толерантный охват – основа классификации, то толерантный разъём – это каждый объект классификации.

-- Преимущество понятий толерантные охват и разъём в том, что они, используя диапазоны толерантности, могут иметь математическую экспликацию, позволяя ввести в рассмотрение и толерантные пространства, и алгебру толерантностей, и интервальный анализ, и теорию нечетких множеств.

-- В журнале «World Science» 29 января 2014 г. помещена новостная заметка об открытии учеными Оксфордского университета уникальной области в коре головного мозга, которая есть только у человека, но нет у его ближайших предков-обезьян. Напрашивается гипотеза, что разница в том, что человек может делать осознанные толерантные охваты и разъёмы, а животные – лишь неосознанные.

См. также другие материалы в сб. Философия с толерантностью.


Рецензии