Ошибка

Я притворялся мертвым, и это подействовало, тиски ослабли и меня отпустили, хорошо, что успел переключить скафандр на максимальную жесткость, иначе от меня осталось бы мокрое место. Впрочем, сам виноват, мы слишком уверовали в свою теорию о разуме, основой которого должна, быть  рациональная математическая логика,    и  вот ре¬зультат: я нахожусь среди разумных существ, которые не приняли универсальной формулы контакта и даже пытались меня умертвить. Я не сомневаюсь, что они разумны, главный критерий - обобществлен¬ный труд - налицо, А вот познать цель и логику их цивилизации мне еще предстоит, если успею.
Почему самое интересное встречается в конце, когда не остается ни средств, ни времени? На обратном пути мы неожиданно заметили планету с обильной биомассой,  и сверх программы решили исследовать и ее. Но резерв времени и горючего ничтожен, поэтому на планету отправили одного меня, и всего на три дня.
С момента знакомства планета поразила - это царство удивительно разнообразной и активной жизни, для ее изучения не хватило бы и трех тысяч дней. И уже на второй день я встретил этих существ, они шли по дороге и несли поклажу, когда я устремился к ним в надежде сразу встретить понимание, был неожиданно схвачен и достав¬лен сюда, в их жилище.
Я долго лежал неподвижно, и когда почувствовал, что рядом никого нет, решил трансформироваться и принять их форму и размеры. Это оказалось нелегко, особенно размеры, я был намного крупнее. Привыкнув к новому облику, пошел по проходу и скоро натолкнулся на хозяев, они лежали абсолютно неподвижно. Когда задевал их, они слабо шевелились, я понял - спят.  Решил рискнуть, растолкал нескольких и подал сигналы универсальной формулы контакта. Они слабо задвигались, двое приблизились ко мне и стали обстукивать гибкими верхними конечностями. Я попытался установить закономер¬ность в постукиваниях, но не смог, повторил попытку, но они пере¬стали реагировать. Я еще раз убедился, что по предусмотренной схеме контакта не установить, оставалось изучать их   как посторон¬нему наблюдателю, радовало только то, что они больше не нападали, значит, приняли за своего.
Отправился изучать строение, масса галерей, спусков, подъемов, стены сложены из обломков пород и омертвевшей органики, переходя на все более низкие ярусы, я обнаружил склад удлиненных эллипсоидов, они занимали обширные ниши. Внимательно разглядев, устано¬вил, что это те жe существа, только лишенные пигмента, полупроз¬рачные, закупоренные в плотную оболочку. Неужели кладбище, но почему в центре жилища? Изучая далее, установил, что они живые, только в анабиозе. Это было еще менее понятно.
Когда дом проснулся, я был вовлечен в общий поток, мы вышли наружу и двинулись по той самой дороге, где я так неудачно пытал¬ся сразу наладить контакт, дорога привела к огромному, омертвев¬шему снаружи растению. Мы стали взбираться по нему вверх, когда поднялись довольно высоко, я увидел цель похода, здесь была ферма. На мелких отростках растения сидели животные, присосавшиеся к ним хоботками. Мои спутники подходили к животным,  обстукивали их верхними конечностями, и те выделяли порции раствора. Собрав дань с нескольких животных, хозяева отправлялись обратно.   Я  тоже заставил животное выделить порцию раствора,  это оказалась сложная смесь сахаров, органических кислот и белков. Смесь питательная,  значит, это, все-таки, ферма, я не ошибся. И как рационально устроена, животные могут уйти только по главному ство¬лу, но там их ждут пастухи, все просто, не надо никаких загражде¬ний. И, все-таки, странная цивилизация, они не используют орудий  и обходятся своей мускульной энергией, неужели так рано подошли к барьеру пресыщения, когда довольствуются достигнутым и прогресс надолго прекращается, нo с другой стороны, они очень рационально приспособились к внешней среде, что под силу только высокораз¬витым цивилизациям.  Хотя, чтобы делать выводы, я слишком мало о них знаю, и времени осталось всего один день.
В этот момент ощутил сейсмические толчки, мои спутники тоже заволновались. Причиной толчков оказалось огромное существо, оно приближалось к нам, существо было столь велико, что превышало мои линейные размеры не менее чем в сотню раз. Гигант остановился под нами, я спустился пониже, чтобы подробнее рассмотреть его. И тут увидел на нем металлический предмет в виде двух параллельно соединенных труб. А гигант тем временем произвел огонь и стал поглощать продукты горения.
Я растерялся, слишком неожиданный  поворот событий, но владение огнем и металлами тоже критерий разума.  Вот оно что!  Затем я буквально свалился на гиганта, привлек его внимание и подал универсальный сигнал контакта.
- Какой чудной мураш, трещит и трещит,-  охотник поднес муравья поближе к глазам, но ничего примечательного  не нашел, муравей как муравей, и щелчком сбил его далеко в траву.
1982


Рецензии
Вечера доброго Вам!

Да уж, путешествую по Вселенной стоит быть готовым к тому, что столкнешься с жизнью, возможно даже разумной, чьей облик и образ жизни будет настолько радикально отличаться, что даже представить себе нечто подобное сложно.
И тем не менее...

С уважением,

Сергей Макаров Юс   14.12.2021 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Муравьиная тема в фантастике довольно стара, еще Герберт Уэлс в "Первых людях на Луне" использовал ее. По моим соображениям муравьи - это тоже цивилизация, но пошедшая в своем развитии не техногенным, а биологическим путем. Развился у них разум - сомнительно, сомнительно в нашем понимании, ну, а по экологичности мы от них далеко отстаем.
С уважением

Борис Крылов   15.12.2021 04:51   Заявить о нарушении