Барнаульский транзит, отрывок из путевого дневника

Микроавтобус «Фиат», белого цвета, въехал в столицу Алтайского края, город Барнаул после часу дня со стороны дороги, ведущей в города Новосибирск и Бийск. В бесконечном потоке машин он словно терялся, обгоняя по широким улицам города трамваи, троллейбусы и другие виды транспорта, в сторону железнодорожного вокзала. Из окна микроавтобуса город казался довольно красивым, маня к себе всех приехавших сюда его пассажиров, немного прогуляться. К тому же что времени у них перед поездом, на котором они тем же вечером должны были ехать дальше, казалось еще довольно предостаточно. Но сначала, как и планировали ранее, заехали на железнодорожный вокзал.
По внешнему виду здание Барнаульского вокзала не отличалось от вокзалов городов Нижний Тагил, Магнитогорск, и некоторых других Российских городов. Поговаривали даже, что такой же вокзал был в столице Казахстана, Астане. Возможно, похожие вокзалы имелись в других странах бывшего СССР, но об этом история умалчивает.
Отличался железнодорожный вокзал Барнаула от похожих вокзалов других городов только покраской снаружи и оформлением залов изнутри. Напротив железнодорожного вокзала находился большой автобусный вокзал, откуда, судя по полноте списка расписания междугородних рейсов, можно было уехать в любой конец России, да и не только. Но, путешественникам было туда не надо. В это время они прощались с водителем Сергеем, надеясь с ним когда-нибудь встретиться вновь. После водитель уехал, тогда, как туристы пошли в здание вокзала, точнее в его подземную часть, где находились камеры хранения и подземный тоннель, ведущий к отдаленным посадочным платформам вокзала. До их поезда было еще 6 часов, поэтому в тоннель они не пошли, но в камеру хранения заглянули все. Управляющая за положенную плату охотно приняла на хранение их рюкзаки и негабаритные две железных рамы от катамаранов. В результате, словно от взмаха волшебной палочки, бродячие туристы остались почти без ничего. При них оставались только деньги с документами, банные принадлежности, да один-два запасных пакета. Один из членов их небольшой команды, по имени Алексей, оставил у себя свой фотоаппарат, но, не желая привлекать им внимания других горожан, спрятал его сразу под свою камуфляжную куртку. 
Когда со сдачей вещей все было решено, Борис Сергеевич и его команда покинули здание вокзала, держа путь в сторону бани. Дорога от вокзала до туда была относительно недолгой. Уже примерно через 10 минут ходьбы, здание бани распахнуло перед ними свои двери.  Это было небольшое одноэтажное здание, где отдельно мужских и женских отделений не имелось. Просто она работала в разные дни и часы отдельно для мужчин, а также отдельно для женщин. Когда туда вошли путешественники, был четверг, который по расписанию бани, был мужским днем. Отделение представляло собой 3 комнаты, включая раздевалку, умывальную и парную. Отсутствовала здесь лишь камера хранения для ценных вещей, но все ценные вещи управляющая баней женщина, рекомендовала отдавать ей. Сначала отдал ей на хранение свои деньги, документы и фотоаппарат, Алексей. После, его примеру последовали другие участники постепенно завершающегося похода. Оставалась лишь одна трудность – в их команде была девушка Света, но ей разрешили мыться с мужиками. Правда, тогда в отделении мылся еще один человек, видимо житель Барнаула, но он вроде против присутствия девушки не отказался. Таким образом, какое-то время Светлана мылась и парилась среди 8 мужчин. Только счастье ее было недолгим, вскоре эти ряды мужчин стали сокращаться. Сначала, примерно минут через 10-15 баню, постояв немного в парной и помывшись под душем, покинул Алексей, который не любил подолгу париться. После, баню стали покидать другие участники похода. Сколько они там мылись, неизвестно, но Алексея отпустили без проблем. Единственное, что когда он уходил оттуда, один из участников похода, по имени Тимофей спросил у руководителя их недавно закончившегося сплава по реке «Песчаная», Бориса Сергеевича Родных о том, отпустит ли он Алексея погулять по городу.
«Почему бы не отпустить – это не Казахстан, все свои», - сказал Борис Сергеевич. Позднее, Алексей от него узнал, что в Казахстане не очень любили  россиян, иногда полицейские просили показать их свои документы и вообще задавали много вопросов, поэтому в одиночку ходить там не рекомендовалось. Но тогда был не Казахстан, а Россия.
Попрощавшись со всеми участниками похода, Алексей стал собираться в город. Правда, когда у управляющей стал забирать свои вещи, она удивилась, что он стремится забрать слишком много. Банщица уже не помнила, что оставлял у нее он, что другие. Чужого Алексей не взял, все было свое, недоразумения разрешились очень быстро, и вскоре вышел из бани в город. Тогда как встреча с другими туристами на вокзале у камеры хранения была назначена в 9 вечера.

Сначала путь Алексея пролегал в сторону железнодорожного вокзала. Шел он, не торопясь, наслаждаясь теплой погодой. Потому что с того времени, как команда прибыла в Барнаул, светило солнце, было тепло. Да только на вокзале тогда было делать нечего, поэтому Алексей зашел в расположенную неподалеку от него блинную. Заказал себе один блин с сыром и еще один с ветчиной, а на запивку взял горячий чай с сахаром. Блины эти были довольно большими, поэтому турист легко наелся ими досыта и продолжил свое путешествие по Барнаулу.

Минут 40 он тогда гулял по привокзальной площади, пытаясь в газетных киосках найти схему маршрутов движения автотранспорта Барнаула, включая троллейбус и трамвай. Но, увы, все было тщетно. Сколько не искал, попадались только схемы движения автобусов и маршрутных такси, линии трамваев на них хоть и были прорисованы, но не было указано трамвайных номеров, какой и где проходит. Это Алексея не устраивало, да гулять, ожидая поезд, только в районе вокзала тоже не хотел. Пришлось ему купить автобусную схему, но больше как памятный сувенир, нежели для ориентирования по городу. Затем он около километра шел по проспекту Ленина, где, кроме обычных жилых домов с различными продуктовыми магазинами, ничего внимание особо не привлекало. Только в конце улицы увидел здание, на крыше которого возвышалась невысокая башня с часами и шпиль. Возникало впечатление, что перед ним стоит здание городского совета, либо другое административное учреждение, как это было тогда в Екатеринбурге. Тогда как на самом деле это был обычный жилой дом, о чем Алексею после говорили другие пассажиры поезда, хорошо знавшие этот город. Но Алексей этот город не знал, будучи в нем впервые. От этого незнания он сел случайно в остановившийся там трамвай 4 маршрута и проехал на нем около получаса, куда глядят глаза, постепенно отдаляясь от вокзала.

 До достопримечательностей каких-то в Барнауле трамвай этот его в итоге не довез, но в одной из промышленных зон оказался, где была одна из двух его конечных остановок.  Напротив той остановки находилась ничем не привлекательное здание парикмахерской, да стоял трамвай маршрута № 1. Алексей почти сразу пересел на него, вновь проехал через вокзал, там не вышел, поехал дальше. В какой-то момент полупустой трамвайный вагон заполнился людьми битком, продолжая следовать дальше. Домов жилых на его пути становилось все меньше и меньше. Из достопримечательностей того района города он из окна вагона увидел только Дворец Культуры (ДК) «Сибэнергомаш», представлявший собой 3 этажное здание, которое фактически дворец никак не напоминало. Если бы не вывеска на крыше, можно было подумать, что перед прохожим стоит обычный жилой дом.  Проехав этот дворец, трамвай Алексея совершил по пути еще несколько остановок, после которых жилые дома и прочие здания вообще скрылись из виду. Начались пустыри. Возникало впечатление, что вагон уже выехал за город и следует где-то по пригородам Барнаула. Лишь подъезжая к конечной остановке, трамвай первого маршрута вновь заехал в густонаселенные жилые кварталы. Ехать Алексею пришлось теперь уже не полчаса, а по времени намного больше. Это Алексея немного пугало, поэтому он решил вернуться обратно уже на железнодорожный вокзал. К тому же, что особенностью этого города было то, что здесь было только 3 маршрута троллейбуса, зато около 10 маршрутов трамвая. Линии этих маршрутов переплетались, словно паутина. Поэтому, не желая больше испытывать судьбу, Алексей этот раз пересаживаться не стал и остался в том же самом трамвае.

 Но приключения на этом не кончились, потому что в середине пути между той конечной остановкой и вокзалом, кто-то остановил их вагон аварийным тормозом, водитель долго не могла завестись. Пришлось Алексею пройтись пешком в сторону следующей остановки, где прохожие посоветовали ему сесть на троллейбус 6 маршрута. К счастью, делать этого не пришлось. Уже у следующей остановки его нагнал трамвай другого маршрута, на котором он быстро доехал до привокзальной площади, где он был в 6 часов вечера, тогда как его поезд отходил лишь 9.30 Барнаульского вечернего времени. Такое регулярное движение трамваев Алексея немного удивило.

Что же касается марок трамваев, то в основном это были Чешские «Татры», произведенные в городе Прага в советское время. Новые вагоны хоть и появлялись, но тогда их было еще мало. В большинстве мест линии трамвайные были изолированы от автомобильных дорог. Шпалы просто не покрывали асфальтом. Стояли голые рельсы, на которые машинам и автобусам, при попытке выехать, был риск застрять на самих рельсах. Но это были лишь только впечатления Алексея. Возможно, он ошибался, проехав на трамвае по городу всего 2-3 часа, если бы пробыл в Барнауле тогда подольше, возможно бы и усомнился насчет регулярного их движения. Да этого не случилось. Сойдя с трамвая недалеко от привокзальной площади, он сразу же ушел в сторону здания вокзала и больше в тот день ни то, что не садился, но  вообще трамваев города Барнаул не видел. Потому что рядом с вокзалом трамваи не проходили, их линия как - бы оставалась в стороне.

Напротив вокзала проходил лишь троллейбус и городские автобусы, маршрутные такси.
Хотя до поезда было еще  много времени, Алексей больше в город выезжал, гуляя недалеко от него. По дороге он покупал в продуктовых магазинах продукты для дороги, заходил в сувенирные лавки. Ходили поблизости там и другие участники сплава по реке Песчаной. Оказалось, что после ухода Алексея они пробыли в бане еще полтора часа, а после пошли в столовую на обед. Здесь были тогда почти все. Не было среди них лишь Егора и Тимофея, что других немного удивляло. В зале ожидания вокзала те появились лишь в 8 вечера. Из рассказа Тимофея стало известно, что они сначала, как и все, гуляли по привокзальной площади, но после пошли в кино, где на сеансе просидели почти 2 часа. Тем временем скорый поезд «Барнаул-Москва» давно уже стоял на первой платформе за окном зала ожидания, где тогда ютились бродячие туристы, как бы напоминая о скором отъезде. Именно этот поезд должен был их доставить в Екатеринбург, но до посадки было еще далеко. Среди других ожидающих, которых на вокзале было тогда немало, путешественники теперь особо не выделялись, так же как и когда ходили по городу.

Многие  уже побрились, только Алексей, не брившийся уже 3 недели, оставил бороду. Почти всех туристов переполняло тогда двоякое чувство – с одной стороны они были рады, что скоро будут дома, с другой же, было как-то грустно на душе. Не очень хотелось уезжать из Барнаула, но время не желало никого ждать. Как было оговорено заранее, в 9 вечера команда спустилась в камеру хранения вокзала и, забрав оттуда все свои рюкзаки и прочий большой багаж, отправилась к поезду. Посадка на него еще не началась, но народ уже стоял вдоль всего состава. Среди них толпилось множество провожающих, но отъезжающих было не меньше. Каждый  имел с собой хотя бы одну большую дорожную сумку, а то и больше.
Поскольку посадка на поезд осуществлялась в вагон с тем номером, который был указан на билете, многие уже перед началом посадки старались отыскать среди множества вагонов свой. Пытались найти там, согласно своим билетам, вагон № 13 и члены команды Бориса Сергеевича Родных. Они больше не пытались затеряться в толпе других пассажиров и теперь, наоборот пытались среди них выделиться. Особенно это стало заметно, когда началась посадка, и Алексей всем предложил сфотографироваться на фоне поезда, где на одном из окон висела надпись «Барнаул-Москва».

«Зачем вы фотографируйтесь у нашего состава, ведь этот поезд ничем не выделяется среди других нефирменных Российских поездов?», - думали многие проводники, вышедшие в это время из своих вагонов, да ничего не решались им сказать. Только те, с кем туристы уже успели пообщаться за время ожидания поезда, понимали причину происходящего.
На фотографирование у поезда ушло совершенно немного времени, вскоре бродячие туристы, как ни в чем не бывало, предъявив проводнику 13 вагона свои билеты, стали входить в салон и заносить свой тяжелый багаж. С этой процедурой они управились довольно быстро, разложив вещи в тесном салоне плацкартного вагона. Вроде стало уютно. Только другие пассажиры до сих пор теснились в вагоне, раскладывая уже свой багаж. В результате, создавалась иллюзия, что там яблоку негде упасть. Трудно было понять тогда в вагоне, кто среди этих толпящихся людей провожающий, а кто сам пассажир. Везло только проводникам, потому что они стояли в это время на платформе и следили за посадкой.
Не желали мириться с этой участью и члены команды Бориса Сергеевича. Поэтому они вскоре тоже вышли на перрон, как бы для прогулки. Даже Алексей их в этом тогда поддержал. Но кроме самого здания вокзала и других служебных помещений, стоящих поблизости, туристы со стороны платформы ничего там не видели. Город Барнаул для них тогда словно закончился. При этом, платформа, на которой стоял их поезд, была абсолютно первая, и не было ей впереди равных, как в Екатеринбурге, где две недели назад остановился скорый поезд «Брест-Новосибирск». Тогда как время шло, последние минуты летели, словно секунды. За 5 минут до отправления проводники стали пассажиров загонять в свои вагоны, словно арестантов, выгоняя, при этом провожающих. Да пассажиры сами не думали сопротивляться, занимая свои места и покорно ожидая, когда за окном заблестит вечерний пейзаж.
В это время на Алтайских часах пробило 9.45 вечера, и поезд «Барнаул-Москва» медленно поехал вдоль первой платформы железнодорожного вокзала города Барнаул. За 10 минут следования, город скрылся в глуши среди пустырей и множества случайных деревьев. Начались бесконечные леса.


Рецензии