М. А. Врубель. Личный выбор

Статья обновлена в апреле 2023 г.

Михаил Врубель, фотография 1897 года

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Михаил Александрович Врубель (польск. Wrobel; 5 [17] марта 1856, город Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург[1]) — русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.

Был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.


Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске, в семье строевого офицера[2], участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши («wrobel» по-польски — воробей)[3].

С начала января 1864 года по апрель 1867 года семья Врубелей жила в Саратове, где отец Михаила был командиром Саратовского губернского батальона. В эти годы юный Михаил Врубель занимался у известного в Саратове художника, выпускника Академии художеств А. С. Година. Предметы гимназического курса ему преподавал Н. А. Песков, исключённый из Казанского университета «за участие в студенческих беспорядках». В мае 1867 года семья Врубеля вновь переезжает в Петербург.

В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе.

Университет

Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за университетскими стенами. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова. От университетских лет сохранились его иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них — знаменитая сцена свидания Карениной с сыном.

В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении.


Императорская Академия художеств

Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Познакомился и сблизился с Валентином Серовым. Наравне с Серовым, Врубель был одним из самых преданных и одним из самых отличаемых учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него Михаил унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике.


Самостоятельная работа

В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи.

Были выполнены эскизы для Владимирского собора, однако Врубель так и не приступил к росписи (ранее он выполнил для собора лишь некоторые орнаменты)[5].
Работы в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года.

В 1886 году состоялось знакомство с Константином Коровиным. В том же году во время очередного приезда в Киев Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра» (КМРИ). На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.[6]

С сентября 1889 года жил в Москве, поселившись у Коровина. Работает в мастерской в доме Черненкона на Долгоруковской улице вместе с Серовым и Коровиным.
Осенью Врубель познакомился с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым. С декабря переехал жить в его дом на Садовой-Спасской улице.

В 1894 году получил заказ на оформление особняка Саввы Морозова. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке. Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.

В 1895 году стал членом Московского товарищества художников и участвовал в 3-й выставке объединения.


Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.

28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель и Надежда Забела обвенчались. После этого молодожёны уехали в Люцерн, где Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова.


С февраля по апрель 1898 года участвовал вместе с женой в гастролях Русской частной оперы С. И. Мамонтова в Санкт-Петербурге. Сблизился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Тогда же Врубель познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая состоялась в начале года в музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Годы болезни (1902—1910)

В начале 1902 года у художника появились признаки душевного расстройства. Это произошло на выставке «Мир искусства», на которой экспонировалась картина Врубеля «Демон поверженный». Художник каждое утро приходил в зал и переписывал детали картины.

11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию.

С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Свавей-Могилевича, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике В. П. Сербского при Московском университете.

9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. В клинике он провёл два месяца. Фёдор Арсеньевич так писал о Врубеле в своих воспоминаниях:


    «Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъёма чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он всё-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками.
 Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».[7]

В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля» (ГРМ), «После концерта» (ГТГ), графическим автопортретом (ГТГ).

В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую он смог написать — портрет поэта В. Я. Брюсова (ГТГ). В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. После этого 6 марта из клиники Усольцева Врубеля перевели в Санкт-Петербург в клинику Конасевича и Оршанского.

В 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни.

В том же году С. П. Дягилев устроил ретроспективу произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и русского искусства на Осеннем салоне в Париже, где произведениями Врубеля восхищался Пабло Пикассо.

Лето 1908 года провёл на даче под наблюдением доктора Морозова. Сестра читала ему, жена пела.

1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари Врубель скончался.

3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Вдохновенную речь на похоронах произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в тот день была совершена панихида по скончавшемуся художнику. На заупокойном богослужении присутствовали:
директор училища князь А. Е. Львов, профессор живописи В. М. Васнецов, художники К. Н. Горский, А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, С. В. Иванов, С. М. Волнухин, А. С. Степанов и учащиеся.[8]



Михаил Врубель (1856-1910) Жизнь, вдохновение и творчество
Январь 14, 2012

Жизнь и творчество Михаила Врубеля — история изолированного существования в искусстве. Ощущая себя глашатаем свободы, провозвестником новых художественных откровений, Врубель был не понят современниками и остро чувствовал свою исключительность и одиночество в искусстве и жизни.

Его искусство, в котором проявились черты символизма и связанного с ним модерна, стало своеобразным прологом новых художественных процессов в русской культуре рубежа XIX—XX веков. Своеобразие формирования Врубеля как художника заключалось в том, что он пришёл к символизму, миновав реализм и импрессионизм, исходя непосредственно из академической основы.

Личность Врубеля уникальна своим творческим универсализмом даже на фоне исключительного расцвета искусства в России в конце XIX века: он занимался станковой и монументальной живописью, графикой, скульптурой, создавал театральные декорации и костюмы, архитектурные проекты, предметы декоративно-прикладного искусства.

Изобретённый Врубелем художественный метод — построение изображения как кристаллических структур, сверкающих разными гранями, помог выразить внутреннее напряжение образов, придать им таинственность и «нездешнюю» красоту. Его метод стал основой для художественных поисков мастеров XX века.


После пяти мучительных лет душевной болезни и слепоты 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари. Он убил себя сознательно, открыв в сильный мороз окно: простуда осложнилась воспалением лёгких, которое перешло в скоротечную чахотку, повлёкшую летальный исход.

filoli.ru›artists/077-wrobel/


 Задача  данной  статьи - выяснить  причину  ухода  из  жизни  русского  художника  рубежа  XIX—XX веков,  прославившего  своё  имя  практически  во  всех  видах  и  жанрах  изобразительного  искусства  МИХАИЛА  АЛЕКСАНДРОВИЧА  ВРУБЕЛЯ  по  его  коду  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

      Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


   3    20   40   42   48   60   89       102 112 134 135 145 157      158 170 176 187 205 206 220 225 242 257 260 270 294
   В    Р    У     Б     Е    Л     Ь         М    И    Х    А    И    Л         А    Л     Е    К     С    А    Н    Д     Р    О    В    И    Ч
 294 291 274 254 252 246 234      205 192 182 160 159 149      137 136 124 118 107  89   88   74   69   52   37   34   24


  13   23   45   46   56   68        69    81  87   98  116 117 131 136 153 168 171 181 205     208 225 245 247 253 265 294
  М    И    Х    А    И    Л          А    Л    Е    К     С    А    Н    Д     Р    О     В    И    Ч         В    Р    У     Б     Е    Л    Ь
 294 281 271 249 248 238      226 225 213 207 196 178 177 163 158 141 126 123 113      89   86   69   49   47   41   29


                ВРУБЕЛЬ  МИХАИЛ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  =  294.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  294 = В(ирусная) (п)Р(ост)У(да) + (ги)БЕЛЬ + М(ороз) + (пр)И(чина) (перео)Х(л)А(жден)И(я) Л(ёгких) + (восп)АЛЕ(ние) (лёг)К(их) + (о)С(т)АН(овка) (сер)Д(ца) + (п)РО(студное) (заболе)В(ан)И(е) + (кон)Ч(ина).

  294 = В,,  ,,Р,,У,, + ,,БЕЛЬ + М,, + ,,И,,  ,,Х,,А,,И,,  Л,, + ,,АЛЕ,,  ,,К,, + ,,С,,АН,,  ,,Д,, + ,,РО,,  ,,В,,И,, + ,,Ч,,.


Справка:

Для кого смертельно опасна обычная простуда?
MedAboutMe.ru›articles/smertelnaya_prostuda_…
Обычная простуда, при которой вирус атакует носовые ходы, чаще всего длится 3-5 дней. ... Однако иногда причиной гибели пациента становится не дополнительная бактериальная инфекция, а сам вирус.


8 правил дыхания на сильном морозе от врача-полярника
profilaktica.ru›sotsialnye-seti…dykhaniya…moroze…
При дыхании, когда температура воздуха ниже минус 20 °C, наиболее вероятна перспектива переохладить дыхательные пути и вызвать воспалительную реакцию.
Принцип защиты прост: вдыхаемый воздух должен быть максимально тёплым. Поэтому первый и самый популярный совет во всех...


Код  ДНЯ  УХОДА  ИЗ  ЖИЗНИ:  =  63-ПЕРВОЕ  +  84-АПРЕЛЯ  =  147.


  16   22   39   42   57   63      64   80   97  103 115 147
   П    Е     Р    В    О    Е        А    П    Р     Е    Л     Я
 147 131 125 108 105  90      84   83   67   50   44   32


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  147 = П(р)ЕРВ(ан)О (дыхани)Е + (подхв)А(тил) ПР(остудно)Е (забо)Л(евание) + (скончалс)Я.

  147 = П,,ЕРВ,,О  ,,Е + ,,А,,  ПР,,Е  ,,Л,, + ,,Я.


                294  =  147-ПЕРВОЕ  АПРЕЛЯ  +  147-ГИБЕЛЬ  ОРГАНИЗМА.


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:  176-ПЯТЬДЕСЯТ  +  100-ЧЕТЫРЕ  =  276.


  16   48   67   96  101 107 125 157 176     200 206 225 253 270 276
   П    Я    Т     Ь    Д     Е    С     Я    Т        Ч     Е    Т    Ы     Р    Е
 276 260 228 209 180 175 169 151 119     100  76   70   51   23    6


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  276 = П(невмони)Я + (смер)ТЬ + (сер)Д(ц)Е (останавливает)СЯ + Т(окси)ЧЕ(ское) (о)Т(равление) + (д)Ы(хание) (п)РЕ(рвано).

  276 = П,,Я + ,,ТЬ + ,,Д,,Е  ,,СЯ + Т,,ЧЕ,,  ,,Т,, + ,,Ы,,  ,,РЕ,,.


                294  =  276-ПЯТЬДЕСЯТ  ЧЕТЫРЕ  +  18-С(мерть).

                276  -  18  =  258  =  ИНТОКСИКАЦИЯ  ОРГАНИЗМА.


Рецензии