Есть ли место религии в век космоса?
Ученые XXI века не оставили от теории витализма совершенно ничего: человечество смогло синтезировать вирус, достигло успехов в клонировании и мало ли что еще учудит наука. Быть может, в скором времени мы сможем встать на одну ступень с творцом?
Казалось бы, о чем еще можно спорить? Но ведь ученые лишь повторили существующий результат. Открытие законов, которым подчиняются природные явления, ничуть нe отрицает теорию витализма, ведь что-то, чисто тeoрeтичeски, могло эти законы создать. Знаете, философы прошлого почитали математику как религию, например, Пифагор и Платон.
Многие художники делают точные копии истинных шедевров. Только взглянув на подлинник «Сикстинской Мадонны» мы сможем понять, почему Жуковский сказал: «час, который провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни». Пикассо только процитировал «Менины» Веласкеса, в его трактовке этой картины мы уже не можем «увидеть» изначального автора, это уже Пикассо и ничто не может изменить этот факт. Так же и человек не сможет с точностью повторить создание природы, каким бы гениальным он не был. Кстати, злоупотребление образом «Давида» Микеланджело стало признаком китча.
Конечно, глупо полагать, что сравнение создания человека с сотворением картин, фресок или скульптур сможет изменить чье-то мировоззрение. Можно надеяться только на то, что немногие просто подумают об этой теории.
Честно говоря, я сама не могу назвать себя абсолютным приверженцем витализма, я даже не могу назвать себя религиозной. Но то ли из-за юношеской наивности, то ли от пока не умершей веры в лучшее, я почему-то надеюсь, что существует нечто или некто выше нас. Я ни в коем случае не утверждаю. Это не более чем предположение. Я скорее являюсь агностиком, возможно, это отголоски былого желания заниматься философией или любви к Протагору.
Тем не менее, хотелось бы все же высказаться, почему человеку и в наш космический век стоило бы найти место если не для религии, то хотя бы для элементарной веры, не подразумевая при этом слепую веру и отрицание науки.
Развиваясь, человечество все лучше узнавало окружающий мир и космос. Научные открытия давали ответы на те вопросы, которые религия списывала на «волю Божью». Чем образованнее становилось человечество, тем большим сомнениям подвергалась религия, ведь та же теория витализма, о которой говорилось ранее, часто встречается в детских представлениях о мироустройстве.
Сейчас мы активно изучаем космос, его законы и развитие. Мы породили теорию большого взрыва, не имея возможности ее доказать, стали в ней сомневаться, у нас есть общая теория относительности, теория струн и физическая модель пространственно-временного континуума. Мы изучаем свойства черных дыр, струнную космологию, орбитальные эффекты, гравитационные отклонения света, всевозможные туманности, галактики, звезды и еще очень большое количество интересностей, о которых многие даже не слышали. Так попробуем же собрать знания человека о пока ничтожно маленькой части космоса и включить рационалиста.
Мы с вами находимся на краю одной из ста миллиардов галактик, а это только по скромным подсчетам, летая вокруг никчемного Солнца, чей жизненный путь, по астрономическим меркам, почти закончен. И ни одна звезда не появилась и не появится по нашему с вами желанию. От нас ничто не зависит. Мы поднимаем голову, стремясь туда, в бесконечность, мы видим эти самые звезды, которых на самом деле уже нет, да и были они не тaм, где мы их нaблюдаeм. Мы – феерическое ничто. Мы – самая большая случайность, какую человеческое воображение может представить, но, надо признать, величайшая случайность. Мы, как можно пока судить, одни в этом безжизненном, равнодушном, холодном, бесконечном пространстве. Крик наш не слышен. Роль наша – отсутствует. Ценности мы не имеем. Одиночество наше – бесконечно.
Не обнадеживающий вывод, не так ли? А ведь это правда. Мы – маленькая крупица вселенной. Вернее, мы - мельчайшее составляющее этой крупицы.
Но на секунду окунитесь в экскурс истории, вспомните, сколько всего удивительного создали мы, случайности. За века своего развития человечество начудило столько прекрасных вещей, отражающих его видение этого мира, его внутреннее самосознание и глубокие переживания, что удивляться не хватает сил. Вспомните, как художники показывают нам красоту в простом, представьте, сколько этапов развития должны пройти личность и, возможно, душа, чтобы эту красоту увидеть и донести до зрителей, читателей или слушателей.
Однако мы не ограничились воспеванием красоты и самопознанием. Люди, своим появлением обязанные, по сути, слиянию двух простых клеток, разобрались и в самом мироустройстве. Мы постигли законы нашей планеты, научились использовать их себе во благо, как следствие несколько подпортили природу, но начали активно искать выходы из сложившейся ситуации, опираясь на получаемые знания о вещах нас окружающих. Но этим мы не ограничились: соединяя теоритические знания с практическими и подключая к этому воображение, человечество получило множество теорий об устройстве самой вселенной.
Знаете, мне это кажется поистине удивительным. Почему? Представьте, что все развитие жизни на Земле происходит за день. Абсолютно все: от появления клетки, до появления человека. Представили? Так вот, теперь немного промотаем время. Последняя минута дня. В течение этой минуты все, нет, вдумайтесь, появятся все когда-либо существовавшие на Земле цивилизации, при этом за эту же минуту пройдет и все их развитие. Мы натворили столько изумительного и изучили столько невероятного за минуту исторического развития нашей планеты с момента зарождения на ней жизни.
Собственно, к чему было столько слов сказано. Я считаю, что у религии все же есть место в наш век космоса. Просто потому, что осознавать столь мрачную картину мира тяжко. Меня странное чувство настигает утром, когда проснувшись, я задаю себе навеянный Пифагором вопрос: «Что я должна сделать?», затем следует пессимистичная мысль: «А, собственно, зачем?». Не потому что у меня нет цели в жизни или мечтаний, стремлений. Просто хотелось бы иметь хоть какое-то представление о том, для чего в конечном результате каждое утро просыпается огромное количество людей. Был ли смысл столетиями изобретать различные науки и методы, вести войны, записывать исторические события, создавать экономическую систему и давать столько пищи для размышлений будущим поколениям? Был ли смысл губить природу, дознаваться до астрофизических и астрономических тайн? Был ли, в конце концов, смысл у основоположницы этого мракобесия – первой человеческой мысли?
Религия, неважно какая, дает обнадеживающий ответ на вопрос: был. Ты не зря прожил жизнь, ты попадешь в рай или постигнешь все вселенские тайны, став нематериальным разумом, или попадешь на другую планету, получишь возможность стать ангелом или даже Богом для другой религии. А почему нет? Человеку нужна вера в лучшее. Как сказал Хемингуэй: «Из всех животных только человек умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов», и ведь правда, поводов не много, чаще плакать хочется. А ведь к худшему надо только готовиться, верить-то надо в лучшее, и не так важно, будет ли это лучшее после смерти или кто-то мудрее и значимее нас будет оберегать и поддерживать на жизненном пути.
Это в своем роде психологический момент. В нашем мире все сложнее надеяться только на себя. Списывать все на волю Божью тоже, без сомнений, глупо, тем не менее, в каких-то важных, напряженных жизненных ситуациях волей-неволей, но задумываешься о высшем разуме.
Поэтому, если религия не заменяет человеку знания, если она не становится способом его эксплуатации, если она его не «ослепляет» и не становится отговоркой на все жизненные неудачи, то ей все же есть место в наш век. Однако я считаю, что ставить знак равенства между религией и мировоззрением теперь – как минимум странно. Наверно, в наш век стоит подразумевать под религией веру в нечто, а не абсолютное следование всем предписаниям, все же такое отношение к религии я считаю пережитком.
Я начала эту феерию небольшой справкой про витализм. Сделано это было не случайно, это тоже может сказать «за» религии. Как я писала ранее, ученые в скором времени могут дойти до уровня творца. Сейчас мы развиваемся в геометрической прогрессии – самым сложным было начать постигать что-то, дальше все шло проще.
Создание органического из неорганики можно назвать одним из величайших достижений ученых. Это может послужить как помощью в обеспечении продуктами население планеты, так и, возможно когда-нибудь, создавать органы для пересадок, например. Но человек по натуре своей – существо меркантильное, это не стоит воспринимать как негатив, это обусловлено реалиями нашей жизни и историческим развитием в принципе. Поэтому найти выгоду в возможности создавать жизнь мы всегда сумеем, а вот благородная направленность этой находки – относительна и далеко не обязательна. «Гений Эйнштейна привел к Хиросиме» - говорил Пикассо, не думаю, что этим высказыванием он обвинял ученого в произошедшем, но благими намереньями вымощена дорога известно куда. Гении, одаренные, просто умные люди – все они любопытны и это замечательно. Но, наверно, есть вещи, куда человеку соваться не следует. Осознание того, как мы ничтожны, поможет включить ответственность при совершении очередного открытия.
Свидетельство о публикации №214052001887