Есть ли место религии в век космоса?

На одном из первых уроков в этом учебном году учитель задала нам подготовить сообщение по какому-либо этапу развития органической химии. Я решила писать о теории витализма, согласно которой в любом живом организме присутствует нематериальная жизненная сила. Грубо говоря, нельзя создать что-то органическое из неорганического. Выбрала я именно эту тему просто потому, что была бы возможность рассказать о любимых мною Платоне и Аристотеле, говоривших о бессмертной душе - психее и нематериальной силе – энтелехии. После них теория была забыта, вспомнили о ней лишь в XVII веке. В XIX веке был расцвет неовитализма, но в 1828 году немецкий химик Велер нанес, как он сам полагал, сокрушительный удар по этой теории, синтезировав мочевину, то есть создал органику из неорганики
Ученые XXI века не оставили от теории витализма совершенно ничего: человечество смогло синтезировать вирус, достигло успехов в клонировании и мало ли что еще учудит наука. Быть может, в скором времени мы сможем встать на одну ступень с творцом?
Казалось бы, о чем еще можно спорить? Но ведь ученые лишь повторили существующий результат. Открытие законов, которым подчиняются природные явления, ничуть нe отрицает теорию витализма, ведь что-то, чисто тeoрeтичeски, могло эти законы создать. Знаете, философы прошлого почитали математику как религию, например, Пифагор и Платон.
Многие художники делают точные копии истинных шедевров. Только взглянув на подлинник «Сикстинской Мадонны» мы сможем понять, почему Жуковский сказал: «час, который провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни». Пикассо только процитировал «Менины» Веласкеса, в его трактовке этой картины мы уже не можем «увидеть» изначального автора, это уже Пикассо и ничто не может изменить этот факт. Так же и человек не сможет с точностью повторить создание природы, каким бы гениальным он не был. Кстати, злоупотребление образом «Давида» Микеланджело стало признаком китча.
Конечно, глупо полагать, что сравнение создания человека с сотворением картин, фресок или скульптур сможет изменить чье-то мировоззрение. Можно надеяться только на то, что немногие просто подумают об этой теории.
Честно говоря, я сама не могу назвать себя абсолютным приверженцем витализма, я даже не могу назвать себя религиозной. Но то ли из-за юношеской наивности, то ли от пока не умершей веры в лучшее, я почему-то надеюсь, что существует нечто или некто выше нас. Я ни в коем случае не утверждаю. Это не более чем предположение. Я скорее являюсь агностиком, возможно, это отголоски былого желания заниматься философией или любви к Протагору.
Тем не менее, хотелось бы все же высказаться, почему человеку и в наш космический век стоило бы найти место если не для религии, то хотя бы для элементарной веры, не подразумевая при этом слепую веру и отрицание науки.
Развиваясь, человечество все лучше узнавало окружающий мир и космос. Научные открытия давали ответы на те вопросы, которые религия списывала на «волю Божью». Чем образованнее становилось человечество, тем большим сомнениям подвергалась религия, ведь та же теория витализма, о которой говорилось ранее, часто встречается в детских представлениях о мироустройстве.
Сейчас мы активно изучаем космос, его законы и развитие. Мы породили теорию большого взрыва, не имея возможности ее доказать, стали в ней сомневаться, у нас есть общая теория относительности, теория струн и физическая модель пространственно-временного континуума. Мы изучаем свойства черных дыр, струнную космологию, орбитальные эффекты, гравитационные отклонения света, всевозможные туманности, галактики, звезды и еще очень большое количество интересностей, о которых многие даже не слышали. Так попробуем же собрать знания человека о пока ничтожно маленькой части космоса и включить рационалиста.
Мы с вами находимся на краю одной из ста миллиардов галактик, а это только по скромным подсчетам, летая вокруг никчемного Солнца, чей жизненный путь, по астрономическим меркам, почти закончен. И ни одна звезда не появилась и не появится по нашему с вами желанию. От нас ничто не зависит. Мы поднимаем голову, стремясь туда, в бесконечность, мы видим эти самые звезды, которых на самом деле уже нет, да и были они не тaм, где мы их нaблюдаeм. Мы – феерическое ничто. Мы – самая большая случайность, какую человеческое воображение может представить, но, надо признать, величайшая случайность. Мы, как можно пока судить, одни в этом безжизненном, равнодушном, холодном, бесконечном пространстве. Крик наш не слышен. Роль наша – отсутствует. Ценности мы не имеем. Одиночество наше – бесконечно.
Не обнадеживающий вывод, не так ли? А ведь это правда. Мы – маленькая крупица вселенной. Вернее, мы - мельчайшее составляющее этой крупицы.
Но на секунду окунитесь в экскурс истории, вспомните, сколько всего удивительного создали мы, случайности. За века своего развития человечество начудило столько прекрасных вещей, отражающих его видение этого мира, его внутреннее самосознание и глубокие переживания, что удивляться не хватает сил. Вспомните, как художники показывают нам красоту в простом, представьте, сколько этапов развития должны пройти личность и, возможно, душа, чтобы эту красоту увидеть и донести до зрителей, читателей или слушателей.
Однако мы не ограничились воспеванием красоты и самопознанием. Люди, своим появлением обязанные, по сути, слиянию двух простых клеток, разобрались и в самом мироустройстве. Мы постигли законы нашей планеты, научились использовать их себе во благо, как следствие несколько подпортили природу, но начали активно искать выходы из сложившейся ситуации, опираясь на получаемые знания о вещах нас окружающих. Но этим мы не ограничились: соединяя теоритические знания с практическими и подключая к этому воображение, человечество получило множество теорий об устройстве самой вселенной.
Знаете, мне это кажется поистине удивительным. Почему? Представьте, что все развитие жизни на Земле происходит за день. Абсолютно все: от появления клетки, до появления человека. Представили? Так вот, теперь немного промотаем время. Последняя минута дня. В течение этой минуты все, нет, вдумайтесь, появятся все когда-либо существовавшие на Земле цивилизации, при этом за эту же минуту пройдет и все их развитие. Мы натворили столько изумительного и изучили столько невероятного за минуту исторического развития нашей планеты с момента зарождения на ней жизни.
Собственно, к чему было столько слов сказано. Я считаю, что у религии все же есть место в наш век космоса. Просто потому, что осознавать столь мрачную картину мира тяжко. Меня странное чувство настигает утром, когда проснувшись, я задаю себе навеянный Пифагором вопрос: «Что я должна сделать?», затем следует пессимистичная мысль: «А, собственно, зачем?». Не потому что у меня нет цели в жизни или мечтаний, стремлений. Просто хотелось бы иметь хоть какое-то представление о том, для чего в конечном результате каждое утро просыпается огромное количество людей. Был ли смысл столетиями изобретать различные науки и методы, вести войны, записывать исторические события, создавать экономическую систему и давать столько пищи для размышлений будущим поколениям? Был ли смысл губить природу, дознаваться до астрофизических и астрономических тайн? Был ли, в конце концов, смысл у основоположницы этого мракобесия – первой человеческой мысли?
Религия, неважно какая, дает обнадеживающий ответ на вопрос: был. Ты не зря прожил жизнь, ты попадешь в рай или постигнешь все вселенские тайны, став нематериальным разумом, или попадешь на другую планету, получишь возможность стать ангелом или даже Богом для другой религии. А почему нет? Человеку нужна вера в лучшее. Как сказал Хемингуэй: «Из всех животных только человек умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов», и ведь правда, поводов не много, чаще плакать хочется. А ведь к худшему надо только готовиться, верить-то надо в лучшее, и не так важно, будет ли это лучшее после смерти или кто-то мудрее и значимее нас будет оберегать и поддерживать на жизненном пути.
Это в своем роде психологический момент. В нашем мире все сложнее надеяться только на себя. Списывать все на волю Божью тоже, без сомнений, глупо, тем не менее,  в каких-то важных, напряженных жизненных ситуациях волей-неволей, но задумываешься о высшем разуме.
Поэтому, если религия не заменяет человеку знания, если она не становится способом его эксплуатации, если она его не «ослепляет» и не становится отговоркой на все жизненные неудачи, то ей все же есть место в наш век. Однако я считаю, что ставить знак равенства между религией и мировоззрением теперь – как минимум странно. Наверно, в наш век стоит подразумевать под религией веру в нечто, а не абсолютное следование всем предписаниям, все же такое отношение к религии я считаю пережитком.
Я начала эту феерию небольшой справкой про витализм. Сделано это было не случайно, это тоже может сказать «за» религии. Как я писала ранее, ученые в скором времени могут дойти до уровня творца. Сейчас мы развиваемся в геометрической прогрессии – самым сложным было начать постигать что-то, дальше все шло проще.
Создание органического из неорганики можно назвать одним из величайших достижений ученых. Это может послужить как помощью в обеспечении продуктами население планеты, так и, возможно когда-нибудь, создавать органы для пересадок, например. Но человек по натуре своей – существо меркантильное, это не стоит воспринимать как негатив, это обусловлено реалиями нашей жизни и историческим развитием в принципе. Поэтому найти выгоду в возможности создавать жизнь мы всегда сумеем, а вот благородная направленность этой находки – относительна и далеко не обязательна. «Гений Эйнштейна привел к Хиросиме» - говорил Пикассо, не думаю, что этим высказыванием он обвинял ученого в произошедшем, но благими намереньями вымощена дорога известно куда. Гении, одаренные, просто умные люди – все они любопытны и это замечательно. Но, наверно, есть вещи, куда человеку соваться не следует. Осознание того, как мы ничтожны, поможет включить ответственность при совершении очередного открытия.


Рецензии