Жизнь сложная штка. Глава 2 часть 3 Катя
Пора было вставать, но Коле очень хотелось, чтобы мама подошла его будить и он притворился спящим . Нина привычным движением потрепала сына по плечу:
- Вставай сынок, сегодня не время долго спать, - сказа она и отошла так быстро, что он не успел сказать ей даже приветствие.
Коля стал замечать, что в присутствии Кати мама, и так не проявлявшая особой нежности к нему не то, что бабушка, стала вести себя иначе, как то более холодно.
Немного обиженный, он быстро встал, умылся и сел к столу. Завтрак прошел в молчании.
Закончив его, они стали собираться на демонстрацию. То, что Катя идет с ними, огорчило Колю, но он решил не придавать этому значения, ведь сегодня праздник. Нина одела свой парадно выходной костюм, черную юбку и пиджак, а под него белую блузку. На лацканах пиджака красовались ее боевые награды, что вызвало особую гордость сына.
Выйдя на улицу, они сразу попали в толпу. С флагами и транспарантами народ шел к месту сбора своих колонн. У многих в руках были уже зеленые березовые веточки, увитые лентами и искусственными цветами, Коля с завистью поглядывал на них. Толпа становилась все плотнее и плотнее, народу прибавлялось и, боясь потеряться, Коля взял мать за руку, она крепко сжала его ладошку в своей. Когда дошли до места сбора колонны госпиталя, где работала мама, то и у Николая тоже появилась зеленая веточка, да еще и с воздушными шариками и он гордо ею размахивал. Колонны построились и направились к Дворцовой площади.
Вышли на Невский, здесь уже все пространство проезжей части занимали все прибывающие и прибывающие колонны, движущиеся в несколько рядов. Медленно, но верно они приближались к площади.
Вот и она! Украшенная флагами, портретами Ленина и Сталина, столбы увиты лентами и над площадью летит громогласное «Ура», подхваченное многотысячной толпой. С трибуны раздавались лозунги, толпа тут же повторяла их, находясь в какой-то всеобщей эйфории.
Пройдя по площади, веселые и счастливые они вышли на набережную Невы. Сдали транспаранты и флаги, которые тут же загрузили на машины, а веточка с шариками осталась у счастливого Коли. Мама еще поговорила с кем то и они, любуясь нарядным городом, пошли в сторону дома.
Как всегда, ему дали денег на кино и мороженое в честь праздника и Николай побежал к друзьям, ища среди них тех, кто составит ему компанию для похода в кино.
Вечером был салют и мальчишки забрались на крышу соседнего дома, чтобы лучше его видеть.
Усталый и счастливый он едва добрался до своей кровати и моментально уснул. Даже присутствие в их доме Кати не смогло его сейчас огорчить.
9 Мая почти 20 лет с 1948 г по 1965 был обычным рабочим днем, но для всей страны он всегда оставался Великим Праздником Победы!
Несколько майских дней пролетели моментально, наступило долгожданное утро 9 мая.
Николай проснулся рано, ему не спалось.
У него сегодня день рождения, исполняется семь лет. Мама говорит, что теперь он совсем взрослый мальчик, самостоятельный и осенью пойдет в школу. Коля улыбнулся своим мыслям. В школу он хотел, да и читать уже умел, правда печатными буквами, мама научила и теперь оставляла ему записки с просьбами сделать то или иное по дому в ее отсутствие. Сейчас он встанет, а на столе пирог, испеченный бабушкой. При этом воспоминании его личико погрустнело, так нет же больше бабушки, значит, и пирога не будет, мама не умела печь, да и вообще готовить не любила. Это первый в его жизни день рождения без его обожаемой бабушки. Навернулась непослушная слеза, но он сердито смахнул ее, мама всегда подчеркивала, что он мужчина, а мужчины не плачут.
Мама! Это теперь единственное, что у него осталось. Есть еще бабушка Марья и дед Федот, но их он уже едва помнил. Бабушка иногда получала от них письма, даже специально фотографировала Колю, чтобы послать фото в деревню. Каждое лето они собирались туда съездить, на Родину, как говорила бабушка, но вот так и не собрались. А теперь уж и подавно не поедут. Но ничего, вот он станет суворовцем и в красивой военной форме обязательно съездит к ним. Мама говорила, что ему надо еще немножко подрасти и с 4 класса он пойдет в Суворовское училище. А суворовца они видели как то на Невском, Коле очень понравилась его форма, перетянутая широким ремнем и фуражка. Услышав знакомые шаги, Коля закрыл глаза. Подошла мама и потрепала его за плечо.
- Вставай сынок, пора.
Николай притворился, что только что проснулся и потянулся, задержав мамину руку. Она ласково посмотрела на него и, наклонившись, поцеловала его в рыжую шевелюру.
- С днем рождения! Ты у меня совсем большой стал!
- А вот бабушка меня сегодня не поздравит, - грустно сказал Коля.
- Она смотрит на тебя с небес и радуется, - парировала мама.
- Лучше бы она смотрела на меня здесь.
- Ты же знаешь, что я сделала все возможное и невозможное, но спасти ее уже было нельзя.
- Знаю мамочка, только мне все равно очень ее не хватает.
- Ну, все хватит, вставай, – мать развернулась и пошла в другой конец комнаты. Коля еще немного полежал, потом повернул голову и увидел сидящую за столом Катю и маму, стоя разливавшую чай по чашкам. Неожиданно Катя протянула руку и, обхватив Нину за талию, притянула к себе. Николая удивило такое поведение Кати, чего это она. Ничего не понимая, он почесал затылок и стал одеваться. Умылся и сел к столу, не забыв поздравить присутствующих с праздником, на что они дружно ответили, что и его поздравляют, но не только с праздником, а еще и с днем рождения.
- Вот тебе подарочек, - сказала мама и протянула холщовую сумку, сшитую в виде ранца, - ты же у нас теперь школьник.
- А это тебе от меня, - и Катя протянула ему новенькую рубашку.
- Коля так обрадовался подаркам, что даже про чай и вкусные булочки забыл.
- Надень новую рубашку в честь праздника, - попросила мама. А чего просить, он только об этом и мечтал.
Нарядный и гордый он снова вернулся к столу и стал уплетать булочки. Конечно это не бабушкин пирог, но булочки были свежими, с маком и изюм, такие, как он любил.
Сегодня пятница, рабочий день и ему надо было идти в садик, а маме и Кате на работу. Но для мамы, как и для многих других, этот день не был обычным, она достала свой пиджак с орденами и надела его, тщательно причесала свои черные уже с проседью волосы и слегка подкрасила губы. Для нее этот день всегда был большим праздником.
Пока они с мамой шли к садику, находившемуся на соседней улице, Коля держал ее за руку, чтобы никто не сомневался в том, что это его мама и ему казалось, что все только и смотрят на них. Гордый, он вышагивал рядом и окликал всех знакомых, чтобы те повернулись и увидели маму и ее награды. Нина Николаевна прятала улыбку, прекрасно понимая, почему сын так себя ведет, но ей было это приятно. Стараясь еще хоть немного задержать маму, чтобы и другие дети могли посмотреть на ее награды, Коля, когда они дошли до калитки садика, притворился, что в ботинок, что-то попало и его надо срочно вытряхнуть, а для этого надо опереться на маму. Нина Николаевна терпеливо выждала этот момент уже не скрывая своей улыбки.
Но вот они распрощались и каждый пошел по своим делам, Коля присоединился к ребятам своей группы, собиравшимся на игровой площадке, а мама пошла на работу.
Вечером, в огромной коммунальной кухне были накрыты столы, каждый нес туда все, чем был богат. Тарелки и стопки собирались тоже всем миром, потом взрослые уселись за этот импровизированный большой стол и первый тост произнесли за Победу! Выпили и закусили молча. Потом встал дядя Петя, у него не было одной руки, он попросил всех тоже подняться.
Постояв немного, он заговорил сначала тихо, но постепенно голос его окреп:
Хоть праздник не объявлен ныне,
Но для меня святыня этот день.
Да, были в нашей жизни и Хатыни,
Мой друг, ты орден то надень!
Без рук, без ног мы приходили,
Отдав все ценное войне,
Мы ран тех страшных не забыли,
То памятник тебе мой друг и мне.
Так вспомним тех, с кем воевали,
Нам не забыть боев тех никогда.
За Родину мы жизни отдавали,
Фронтовики, наденьте ордена!
(стихи автора)
- За тех, кто не вернулся, - произнес он и залпом выпил стопку водки.
Его примеру последовали и остальные выпили свои рюмки не чокаясь.
Спиртное развязывало языки. Застолье становилось все громче и шире.
Дети сновали между ними, выбирая лучший кусочек со стола, таская стаканы с компотом, и все что хотелось, взрослые позволяли им сегодня все.
Вечер был теплым, праздник постепенно переместился во двор. Кто-то поставил на подоконник трофейный патефон, и начались танцы. Потом появился гармонист, желающие петь собрались около него. Но вот он растянул меха, залихватски сдвинув кепку на затылок, объявил:
- Барыня! – сам же первый вышел в круг и приплясывал, не переставая играть, а в круг выходили все новые и новые желающие размять косточки и конечно дети тут же путались у них под ногами.
То здесь, то там собирались кучки ветеранов, перебивая друг друга, они спорили о войне. Вздыхали, закуривали, пропускали по рюмочке и расходились, но снова образовалась другая компания и начиналось все с начала.
Постепенно праздник стал затихать, люди расходились по домам, ведь завтра всем на работу.
Коля и не заметил, когда ушли мама и Катя.
Вот так закончился этот день. День его рождения и с этого дня ему уже пошел восьмой годок! Что ждет его впереди? Так кто же это знает! А пока мальчик полон радужных надежд и со счастливой улыбкой идет к себе домой, чтобы тихонечко пробравшись к своей постели и уснуть с улыбкой на губах.
Свидетельство о публикации №214052002265