156-й разъезд
Я окончил биологический факультет, стал зоологом и неоднократно работал в Мойыкумах. Насыпь узкоколейки с её разъездами и тупиками служила нам отличным ориентиром в любое время дня и ночи. Местами на ней ещё оставались полуистлевшие шпалы, местами попадались искорёженные рельсы, ржавая кабина от "студебеккера" - в песках каждая железка ориентир. 156-й разъезд служил как бы узловой станцией этой мини магистрали. Здесь же, на большом ровном участке пустыни, находился лагерь военнопленных, магазин и медпункт. А южнее, перед грядой барханов я видел многочисленные холмики – могилы пленных японских солдат. Я знал несколько участков с таким кладбищами. Как всякие кладбища, они навевали печаль и наталкивали на размышления о перипетиях людских судеб. Там, в пустыне Казахстана, около безымянных холмиков у меня и родилось это стихотворение:
156-й разъезд
Здесь раньше был разъезд узкоколейки,
Теперь – такыр и домик у колодца.
В сороковых людей здесь не жалели,
Ни русских, ни казахов, ни японцев.
Здесь рвали жилы, саксаул ломая,
И за колючей проволокой спали,
И, как грибы в песках в начале мая,
Могилы у разъезда возникали.
Людей здесь били люто, непрестанно,
Шаг в сторону – и выстрел из нагана.
Как это было страшно! И, как странно -
Японцы мрут в пустыне Казахстана.
Я представляю, как им трудно было
Жизнь доживать под автоматным дулом,
А после только холмик над могилой
Под молодым побегом саксаула.
И в девяностых я их не жалею.
Не нужно было приходить незванно.
Уже пол сотни лет их кости тлеют
В такыре у сыпучего бархана.
Стою один на пятачке унылом,
Шальная мысль в Японию уводит:
А есть ли там казахские могилы?
И, если есть, то кто на них приходит?
Свидетельство о публикации №214052101147
Я тоже знаю такое место недалеко от Джамбула, где был лагерь японских военнопленных. Если ехать от Джамбула в сторону Аккуля километров через 10-15 как проедите Ассу, будет поворот налево на ж/д станцию Жума. В конце 80 х годов я работал в ПМК 109 треста Джамбулводстрой и недалеко от этой станции на ж/д ветке на Каратау и Жанатас мы строили канал. Недалеко от станции стояла большая ретрансляторная мачта там стояли наши вагончики. Кладбище японских военнопленных тоже было недалеко возле кургана с казахскими мазарами. Намного позже лет через 10, когда я работал в Джамбульском ЛПУМГ (линейно-производственном управлении магистральных газопроводов)- водитель с которым я ездил и который был намного старше меня, рассказывал, что он всю всю жизнь прожил в 6 отделении свеклосовхоза - недалеко от Сахарного завода и помнит как в голодные послевоенные годы когда он был ещё ребёнком, к ним в совхоз из Жумы, приходили пленные японцы и меняли тёплые вязанные вещи на хлеб и другие продукты.Они тогда строили ж/д ветку с Джамбула на Каратау и Жанатас. Причём приходили всегда ночью и всегда торопились, местные жители каким-то образом знали когда они придут видимо заранее договаривались, как они добирались, ведь это почти 40 км. Наверняка к утреннему построению им надо было быть в лагере. Скорее всего на каком-нибудь товарном поезде.
Ещё я от него узнал историю одной аллеи которая росла вдоль дороги. Если ехать из Джамбула в райцентр Михайловка, то при въезде в Свердловский район дорога 3-4 км проходит по необычной аллеи, вместо чахлых карагачей редко насаженных вдоль дороги, растут клёны. Деревья растут таким образом что над дорогой смыкаются кроны, а внизу под ними вдоль дороги ещё посажены кустарники, что даёт летом в жару дополнительную тень. По рассказам Кадочникова Николая - так звали водителя, у них в совхозе после войны жил пленный немец. Почему он находился вне лагеря он не знал, но хорошо помнил как он несколько лет, каждое летнее утро недалеко от его дома с помощью черпака на длинной ручке набирал воду в реке Талас, в бочку установленную на телеге и запряжённую лошадью. Немец каждое утро поливал эти деревья вдоль дороги, а затем работал на основных работах у них в совхозе. В его обязанность также входило обрезать их, подсаживать вместо засохших саженцев новые, вот он видимо и сформировал такую прекрасную аллею вдоль дороги как в Германии.
Множество раз я ездил по этой аллеи на дачу, а историю узнал перед отъездом в Россию когда дача была продана и ездить по этой дороге уже не было нужды. В прошлом году я видел остатки этой аллеи. Местами она до сих пор ещё радуют глаз, конечно большинство деревьев засохло ведь казахам деревья не к чему,им даже в голову не придёт их поливать ведь они мешают видеть степь.
Пишите ваши истории Александр.
С уважением Михаил.
Михаил Кувшинов 23.06.2014 21:29 Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю Вас за тёплые отзывы С уважением: Александр.
Александр Пейсахис 24.06.2014 08:42 Заявить о нарушении
Не смог удержаться и позволю себе подредактировать небольшие неточности Вашего маршрута, озвучив немного старых названий родных мест.
Перевал с которого Вы спускались называется Куюк (не путать с селом Уюк который находится недалеко от села Аккуль, в сторону Кенеса). Кафе в котором Вы обедали, это по видимому "ресторан Куюк" который находился в начале перевала и находился справа от дороги (если ехать из Чимкента), там ещё под горой стояло несколько белых юрт для почётных гостей. Если повернуть сразу от перевала налево то действительно километров через 30-35 дорога проходит мимо озера Биликуль, которое находится справа от дороги , но эта дорога идёт вдоль горного хребта Каратау и ведёт в одноимённый г. Каратау и дальше на г. Жанатас, где добывали Фосфорную руду "фосфаты" - сырьё для Джамбульских фосфорных заводов. Оттуда тоже есть дорога на село Аккуль если ехать через с. Байкадам, но это раза в два дальше чем дорога через с. Асса.
Скорее всего после перевала Вы ехали прямо, мимо самоизливающейся артезианской скважины,находившейся справа, затем вы проезжали с.Головачёвку (село названо в честь русского генерала царской армии Николай Никитича Головачёва - как в советское время не переименовали?) и перед Джамбулом сворачивали налево, ехали по объездной дороге, слева проезжали "Суперфосфатный" завод и ПО "Химпром". Далее на пересечении с трассой ведущей на с. Аккуль сворачивали налево. Озеро Вы действительно проезжали но это не Биликуль, это озеро Аккуль в его честь и назвали посёлок.
Я помню в 70х годах когда отец брал меня маленького на рыбалку, на озере ещё была рыболовецкая артель и небольшой консервный заводик который выпускал рыбные консервы. В конце 70х озеро начало быстро мелеть. Между Биликулем и Аккулем был прорыт канал назывался он почему то "Прорама", там тоже было много рыбы.
На обоих озёрах были поселения староверов их называли "Уральцам", особенно запомнилось на Биликуле тем, что можно было проехать в 300-400 метрах от него и не заметить, так-как оно располагалось в овраге.
Так получилось что по этим дорогам мне приходилось много ездить по работе вплоть до перемены места жительства, но это не сравнимо с Вашими маршрутами. Мои командировки по сравнению с Вашими можно назвать пригородными.
Всего Вам хорошего, пишите.
С уважением Михаил.
Михаил Кувшинов 25.06.2014 21:53 Заявить о нарушении
Можно пару слов сказать?
Сострадание к японским пленным это, конечно, хорошо, но японские захватчики творили на оккупированных территориях (особенно в Китае) страшные вещи, по сравнению с которыми даже деяния гитлеровцев меркнут. Почитайте, например, "отряд 731", "нанкинская резня" и т.д. Для японцев китайцы были примерно тем же, чем евреи для гитлеровцев.
В нашей стране о зверствах японцев во время Второй мировой писали очень мало, и лишь недавно правда стала выплывать наружу.
Владимир Бровкин 08.01.2018 16:55 Заявить о нарушении