Почему растёт борода

Давным-давно жили на земле люди. И отличались они от современных людей, которые живут сейчас, тем, что не росли бороды у мужчин. Лица у них всегда были, как будто, чисто выбритые. Хоть ты молодой будь, хоть совсем древний старик. Ходи сколько хочешь по земле, смотри, но не встретишь, ни одного бородатого мужчины. Всякие жили – и рыжие всех оттенков, и чёрные, как уголь, и с волосами светлыми, как спелые колосья пшеницы, и даже совсем без волос на голове. Но нигде не встретишь, ни одной бороды.

Да, и жили люди в то время счастливо, весело и спокойно. Всего вокруг них было в изобилии: протяни руку – достанешь сочный плод с дерева, наклонишься – сорвёшь яркую ароматную ягоду среди зелёной травы. Вкусное, с  чудесной пенкой, давали молоко неспешные, ласковые коровы. Хорошо было на земле. Люди работали с удовольствием, с песнями работали. Растили колосистую пшеницу. Пекли золотистые, с вкуснющими хрустящими корочками хлебы. Дома строили светлые, красивые, с всякими резными украшениями.

Так вот, в то далёкое время жил среди множества людей один человек. Был он ни плохой, ни хороший, ни толстый, ни худой, ни низкий, ни высокий. Обычный, в общем, человек. Вот только не походил он на других, потому что не любил работать. Всё бы ему на солнышке лежать, живот почёсывать, да глаза в полудрёме жмурить. Ещё и поесть, попить вкусно любил, а вот поле вспахать, да засеять – сильно ему в тягость было. Он и избегал всякой работы. Отец с матерью корили, журили его, да всё без толку. Не доходили слова до сыночка.

- Я, мама, шанежки очень люблю, да ещё пирожки, что Вы печёте. А работать, мама, я не люблю, - отвечал он обыкновенно, если пеняли ему в безделии.

Так, ничего не добившись от сына-лентяя, махнули рукой родители: «Живи, как знаешь. Видно, так уж нам на роду написано». Кормили, поили, конечно. Всё надеялись – вот, образумится парень, станет, как все, ладно трудиться, да родителей радовать. Хорошо, что остальные дети работящие, да заботливые были.

Как-то лежал сын-лентяй по своему обыкновению в саду, на травке. Голову в тень спрятал, что от яблони падала, а ноги на солнышко выставил. Пусть, мол, пяточки погреются в тёплых лучах солнца. Лежал, лежал, приоткрыл один глаз – над головой яблоко висит. Да, яблоко такое привлекательное – с одного боку красное, само наливное, спелое. Отличное со всех сторон яблоко.

-Вот бы съесть, - подумал лодырь. А вставать, да руку поднимать ему совсем и не хочется. Лежит, смотрит на яблоко, слюну глотает. Однако, слышит – рядом шорох. Повернул голову, видит – ёжик пробирается. Глаза-бусинки у ёжика блестят. Подвижный остренький носик всё на пути нюхает, туда-сюда изгибается. Травинки изучает, что, где есть, чем можно поживиться. Сам ёжик весь иголками утыкан. Ползёт, как огромная шишка диковинная, или, как разлохмаченный котятами клубок серой шерсти. И в самый тот момент, когда проползал ёжик под яблоней, сорвалось, вдруг, яблоко спелое с ветки и упало прямо на ёжика. Упало, да на иголки и накололось. Довольный ёжик так с яблоком на иголках к себе домой и заспешил, обед на спине понёс.

-Чудно, - подумал лентяй, - не работал ёжик, так себе гулял без дела, а еда сама к нему прилипла. Вот бы мне так. И мне бы пригодились такие иголки. Упало бы яблоко, никуда бы не откатилось, а тут же около рта и осталось. Знай себе, кусай, похрустывай сочным яблочком.

Размечтался лентяй, даже глаза закрыл от сладких дум. Только думы его прервал голос, который звучал непонятно откуда – то ли сбоку, то ли сверху, то ли где-то из-за яблоневых ветвей.

- Хорошо, ты человек, придумал – без труда, без пота, а всегда с добытком, всегда с куском быть. Раз так тебе хочется, то пусть так впредь и будет. Будут у тебя иголки вокруг рта. А вот, из-за того, что не любишь работать, лодырничаешь, родителей своих ленью этой никчёмной обижаешь – будут иголки на твоем лице постоянно расти. Придётся тебе их каждый день подстригать. Как утром увидишь своё лицо в зеркале, так и вспомнишь, что иголки подстричь надо. И будет это с тобой каждое утро. И не только у тебя, а и у твоих детей, и у детей твоих детей – у всех мужчин, что будут жить после тебя.

Так и случилось. Стали по всему лицу у лентяя иголки из под кожи пробиваться, да с каждым часом всё длиннее становиться. Пришлось лодырю по утрам рано вставать и бриться. Потому что яблоки к лицу всё равно не прилипали, а заросшим ходить стыдно. Так потихоньку и к труду привык. С утра побреется, умоется, отцу по хозяйству поможет. Стал нормальный, работящий человек. А раз такой работящий, да ладный, то и соседская девушка-красавица его полюбила. Свадьбу сыграли. На радость себе деток, а родителям своим внучат родили. Жить стали, да поживать счастливо.

Но с тех далёких времён и растёт борода у всех мужчин. Пока малы и несмышлёны – нет её. А как станут в силу входить, тут она и пробивается на щеках, да на подбородке, напоминает, что пора за настоящий труд браться, настоящим мужчиной становиться. А лентяи и лежебоки, так и зарастают бородой нечёсаной до пояса. Вцепится лень такому в бороду, и много сил надо, чтобы от неё избавиться. Только людям пожилым борода к лицу. Показывает, что хорошо пожили, много потрудились, теперь пришла пора отдохнуть. Сидят на солнышке, поглаживают бороды, вспоминают молодость, внучатами любуются.


Рецензии