Городские сумасшедшие

Город – это воронка. Воронка, беспощадно затягивающая каждого, кто хоть раз ступил на её край. Меняются лица, места, время, сами события - неизменной остаётся лишь связка «город - жители»…

Я стояла в толпе и слушала человека, у которого был крайне проницательный взгляд. Люди с таким взглядом всегда говорят что-то важное. Человек оживлённо жестикулировал и обращался ко всем сразу.

- В этот раз мы устроим гонку за чем-то особенным. На кону большой куш. Вы готовы?

Толпа оживлённо ликует.
 
- Вы действительно готовы?

Ликование толпы достигает апогея.

- Вперёд!

Толпа одним рывком бросается вперёд. Толпа ищет сумасшедших. Особенных людей этого города. Глаза толпы горят. Они бегают везде: заглядывают под лавочки в парке имени Горького, любопытно вглядываются в парочки, притаившиеся в тёмных переулках, заглядывают под мосты, осматривают остановки, прочёсывают набережную у «алмазной библиотеки», профессионально принюхиваясь к сенсации, даже запрыгивают в транспорт на ходу, убежденные, что именно в этом автобусе едет их «сумасшедший». Они ищут. Ищут, где же прячутся городские сумасшедшие. В «Новинках» забаррикадировали двери. Главный врач бежал из города, перерезав телефонные провода. Но толпа не отступает, она с интересом заглядывает в лица прохожим, пытаясь отыскать искорки безумия в уставших глазах.

Это утро было чудесным. Я проснулась, потянулась, собралась на работу и вышла из подъезда, привычно нацепив на куртку брошь-датчик, умиротворённо горящий зелёным светом. Зелёный цвет означает только одно – сумасшедших рядом нет! Иду к метро, передо мной неспешно и вальяжно идёт мужчина. Утро, конечно, прекрасное, но время, затраченное от дома до работы, рассчитано по минутам за годы опыта, и, сбившись с привычного темпа, можно непривычно лишиться премии у грозного начальника. Потому, продолжая неловко избегать нападения на пятки впереди идущего, деликатно покашливаю. Датчик начинает слегка лучиться красным светом, предупреждая, что поблизости обитает сумасшедший, и нужно быть настороже. Попытка обогнать не увенчалась успехом: справа – сугроб по колено, слева – автомобиль на автомобиле и автомобилем погоняет. Тротуар с удовольствием бы принял двоих, но неспешный прохожий решил, что усыпанная песком дорожка – его личное пространство. Осторожные попытки проскочить хотя бы под локтем уважаемого горожанина не увенчались успехом. Недовольно покосив глаза на назойливую меня, мужчина, не ускоряя темп и не меняя траектории, продолжает свой путь. Осторожно прикасаюсь к плечу прохожего с просьбой позволить его обойти. На что слышу недовольное бурчание под нос: «Места ей мало, ходить бы научилась, носятся тут и носятся, у приличных людей под ногами путаются». Моя спина смогла услышать ещё и предположения о наличии у меня «рогатых» родственников особо крупных размеров. Брошка полыхала ярко-алым пламенем, а моё настроение стало медленно, но верно улетучиваться туда, где датчики вообще не загораются зелёным светом и я мрачно продолжила свой путь.

Подхожу к метро - и вдруг брошь вспыхивает алым огоньком. Растерянно верчу головой по сторонам и нахожу причину. Мужчина средних лет стоит у урны возле входа в метро и докуривает сигарету. Окурок бросает прямо рядом с урной, на землю, туда же отправляет пару бумажек из-под конфет - и с невозмутимым видом входит в метро. Я грустно провожаю его взглядом и захожу следом. Осталось лишь добраться до нужной станции. Но тут и начинается самое интересное - так называемая «полоса препятствий». Не успеваю подойти к турникетам, как датчик уже готов разорваться на части, ослепляя меня насыщенным бордовым цветом.

Первым препятствием на моём пути становится турникет. Но не столько он, сколько барышня, загородившая к нему проход  и оживлённо копошащаяся в своей «бездонной» сумке в поисках проездного билета или куда-то завалившегося жетона. Она обыскивает карман за карманом, а в спину ей всё более озлобленно дышит нервничающий народ, спешащий уложиться в свой график. Барышню это нисколько не смущает, одной рукой она продолжает искать проездной, другой - отвечать на звонки звонящих телефонов, рассматривать интересные и неожиданные находки, ну и просто хорошо проводить время.

Наконец, преодолев первое испытание, я спускаюсь на платформу. Проталкиваюсь в переполненный вагон и уже готова вздохнуть спокойно, как лампочка настаивает на том, чтобы я насторожилась. Готовлюсь к худшему, надеясь на лучшее… но, оказывается, зря. С воплями завоевателей на поле боя в вагон врываются двое румяных («с пылу, с жару») «после вчерашнего» граждан, которые отрабатывают на уже имеющихся пассажирах приёмы тайского бокса. С трудом успевая увернуться от несущегося прямо в глаз локтя, с облегчением замечаю, что дверь вагона таки закрылась. Но лампочка продолжает лучиться красным светом. Стоит мне об этом подумать, как в сантиметре от лица ненавязчиво появляется рюкзак. Сдвинуться некуда, а владелец - уж крайне оживлённая личность: ему и вправо посмотреть, и влево повернуться, и в карманах покопаться. В общем: «движенье – жизнь» - его девиз, вне всяких сомнений. Глоток воздуха заставляет меня встрепенуться, и я уже стою на платформе станции «Купаловская». Толкающиеся и недовольно ворчащие люди ясно дают мне понять, что стоять тут не принято: либо двигайся, либо покинь место под солнцем.

Продолжаю движение, спускаясь в переход между станциями, о чём настойчиво просит станционный работник. Снова краснеющий датчик выводит меня из состояния массовой меланхолии, и я наблюдаю забавное зрелище. Ещё в автошколе преподаватель нас учила: «безопасная скорость – это скорость движения потока»! И большинство понимают и принимают. Сначала я даже не смогла понять, почему девушка передвигается перебежками и «гусиными шажочками», но через минуту я уже восторженно улыбалась, глядя, как она выискивает прорехи во встречном потоке, пытаясь добраться до станции быстрее остальных. Её мучительные попытки проскочить, потом вернуться в свой поток, потом сделать два широких шага, а затем малюсенькие, дыша в затылок впереди идущему, даже вызывают некоторую жалость. Мучается изрядно. В итоге до конца перехода доходим вместе, она опережает на шаг - но вымучена, как после стометровки.

Подхожу к лестнице, чтобы спуститься на «Октябрьскую», и слышу странный звук. Ассоциации переносят меня на водопои, которые я не раз видела по «National Geographic», и в мою голову отчётливо приходит понимание того, что этот звук может быть только одним – стадо антилоп приближается к водопою после долгой засухи, чтобы утолить жажду. Но здравый смысл заставляет меня одуматься - ведь я в метро, а не в пустынях Африки! Смотрю по сторонам, ощущаю недовольные толчки со всех сторон и понимаю, что, к моему несчастью, на путях стоит электропоезд, который вот-вот закроет двери. Датчик начинает приобретать всё более насыщенный оттенок, и с десяток спускающихся вместе со мной горожан, взяв «низкий старт», рывком бросились к закрывающимся дверям. Строгий голос станционного смотрителя не улучшил ситуацию, потому что, пока несчастный машинист пытался закрыть двери вагона, сзади появилась новая толпа, спешащая сэкономить 30 секунд бесценного времени.

К счастью, подземный путь окончен, и я с удовольствием выбираюсь на поверхность со станции метро «Уручье». До автобуса ещё есть время, и я решаю зайти в магазин. Беру с полки йогурт, подхожу к кассе - и датчик начинает зловеще краснеть. Передо мной возникает милейшее создание пожилого возраста, и громко заявляет:

- Я здесь стояла!

Я улыбаюсь своим мыслям о том, что не заметила стоящего человека, и, отступив на шаг, молча пропускаю. На меня тяжёлым молотом опускается гневный взгляд:

- И нечего на меня так смотреть! Я действительно здесь занимала!
 
Молча улыбаюсь, не меняясь в лице.

- Я, между прочим, намного старше тебя, чтобы ты так себя вела! Совсем хамская молодежь нынче!

Я недоуменно округляю глаза, но продолжаю молчать. Женщина рассчитывается за продукты, одновременно жалуясь на меня кассиру, чем вызывает полнейшее непонимание с моей стороны и активно меняет цвет моей брошки на агрессивно-красный. Решительно отходит от кассы, и, бросив на меня презрительный взгляд, заявляет:

- Это же надо так испортить мне настроение с утра! Из-за тебя весь день теперь буду ходить на нервах! Аж сердце закололо. 

После такого заявления сердце закололо и у меня самой, а отвисшую челюсть кассир попросила убрать с прилавка.

Выхожу из магазина, вижу подъезжающий к остановке автобус, ускоряюсь - и прибываю как раз вовремя. Двери открываются, и я как будто оказываюсь в холодном озере, кишащем пираньями. Зловещая тишина превращается в шумное движение, хищные взгляды вокруг заставляют меня поёжиться. Выныриваю из озера мыслей и снова оказываюсь на автобусной остановке. Никаких пираний вокруг. Просто минчане с ловкостью диких кошек устраивают спринт к вакантным сидениям! Сосредоточенный взгляд выбрал цель, открытая дверь автобуса дала сигнал к старту - и даже особи крайне уважаемого возраста проявили чудеса прыткости. Автобус уже почти трогается, когда водитель снова открывает дверь, и в автобус входит старушка. Вместе с яркой огненно-красной вспышкой датчика я щёлкаю пальцами, и половина автобуса разом засыпает! Любуюсь результатом и отмечаю про себя, что с каждым днём мои магические способности становятся всё обширнее. 

Наконец, добравшись до работы, я набираюсь сил в своём уютном кабинете, но брошь  держу при себе. Просто  на всякий случай. День прошел спокойно, но на обратном пути лампочка почти треснула - ведь полоса испытаний работает в обе стороны, без выходных и праздников.

Иду по дороге, пританцовывая, и вдруг ловлю себя на мысли о том, что уже три песни, играющие в наушниках, я напеваю вслух! Я оборачиваюсь по сторонам, и вижу дружелюбно мигающие красным датчики на куртках других прохожих, обращающих своё внимание на меня. С радостным смехом открываю дверь своей палаты… тьфу ты, подъезда!.. и ныряю в свой маленький дом.

Город – это воронка. Воронка, беспощадно затягивающая каждого, кто хоть раз ступил на её край. Меняются лица, места, время, сами события - неизменной остаётся лишь связка «город - жители»…

…Толпа обыскала всё. В городе не осталось места, где бы она не побывала. Лишь одно забыли осмотреть. Забыли оглянуться по сторонам, посмотреть друг на друга. Так Вы ещё ищете «Городских сумасшедших»?


Рецензии