Одиночество власти

(Авторская рецензия на книгу Д. Полякова(Катина) «Дети полнолуния» (Центрполиграф, 2013 г.)
Название книги  порождает мгновенную  ассоциацию с романом «Дети полуночи», удостоенной сначала «Букера», а потом «Букера Букеров». 
Впрочем, с первых страниц «Детей полнолуния» становится ясно, что Салман Рушди и Дмитрий Поляков-Катин – писатели далекие друг от друга, хотя есть в их книгах некая связующая нить – мастерское владение словом и философский взгляд на окружающий нас мир. Отстраненность от повседневной рутины, переходящая в остраненность. И леденящий ветер одиночества.
В новом романе Полякова-Катина причудливая архитектоника текста, в котором  образ старого Чингисхан в бесконечном походе  перетекает в образ другого старого человека, очень похожего на первого президента России, а чуть позже возвращается к прежней своей ипостаси, чтобы затем снова  перетечь в образ человека весьма приблизительно похожего то ли на второго, то ли на третьего президента России. Причем  в тексте почти до финала никакой фантасмагории, все предельно реалистично. Дмитрий Поляков-Катин  возвращает нас к традиции русской прозы Ивана Тургенева и Ивана Бунина. Чего стоит начальная новелла с охотой на волков. К сожалению, современные российские реалии у него прописаны несколько манернее и голос автора слегка фальшивит, хотя и без прохановского пафоса, но суть даже не в этом.
Роман «Дети новолуния» об ОДИНОЧЕСТВЕ власти. Я старательно не упоминаю словосочетание «бремя власти», поскольку никакое это не бремя ни для Чингисхана, ни для персонажей, напоминающих российских президентов. Каждый из них властолюбец. Но власть каким-то необъяснимым образом заключает их  могущество в саркофаг одиночества. Они лишены того, что Антуан Сент-Экзюпери назвал роскошью человеческого общения. Уже нет родных и близких, точнее они где-то рядом, но чужие…
Это роман-притча и одновременно роман-предупреждение. Вопрос – предупреждение кому? Ответ – да всем нам!
Мы как-то привыкли к тому, что есть некто ГЛАВНЫЙ, облеченный властью, данной ему не небом, а нами смертными, в одночасье позабывшими об этом. И он должен решать за нас ВСЕ. Но так ли это. Монгольский «повелитель вселенной» познал абсолютную власть, пролив реки крови. Кровь на руках первого президента России… 
Не было выбора?  Писатель в этом сомневается. Выбор есть всегда. Но способен ли на него тот, кто оказался на вершине власти… Его саркофаг одиночества создан из особо прочного материала  - челяди ближнего круга, челяди дальнего круга, всех этих сановных, чиновных, карьерных, алчных личин, которые непременно предадут. Лишь представься момент.
В финале романа - кратенькая, как проблеск молнии, авторская фантасмагория с туменами Чингисхана, надвигающимися на город. Очень похожий на …
Вы догадались на какой.


Рецензии