Полеев Анатолий Михайлович

ЛЮДИ ГУБАХИ

ПОЛЕЕВ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

   В свои двадцать лет, в 1975 году, окончил Кизеловский горный техникум по специальности «горный техник». В начальный период профессионального обучения неоднократно проходил производственную практику на Губахинской шахте имени Н.К. Крупской. Профессиональное становление молодого специалиста впоследствии определило дальнейший трудовой путь Анатолия Палеева.
   Как таковой он был начат чуть позже, после службы в рядах Советской Армии. После неё он вернулся на Крупскую, ставшую в достаточной мере неотъемлемой в его биографии.
   Устроился на ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя). Отработав три года был назначен на должность начальника смены участка ВШТ (внутри шахтного транспорта). В 1982 году его утверждают в должности начальника участка ВШТ. Надо сказать, новоиспечённый начальник появился в результате пристального присматривания к нему и окончательного решения самого директора шахты Голубчикова Бориса Васильевича, который самостоятельно подбирал людей на руководящие посты. Впоследствии оказалось, что директорский выбор относительно Палеева был сделан правильно. В этой должности Анатолий Михайлович отработал до самого закрытия шахты в 1993 году.
     Участок «Внутри шахтного транспорта» один из самых сложных и ответственных на шахте. Он выполнял все работы, касаемые выдачи угля на гора и отгрузки его потребителям. Численный состав участка был одним из самых больших – около 400 человек. Основное внимание изначально и потом всегда уделялось выработке стратегии, чтобы загодя подготовить, отладить основной процесс. Однако, на шахте существовала, к сожалению, и «чёрная» статистика – на 1000 тонн один летальный исход. Нередки были и авралы. Чтобы и к ним быть готовыми решили создать ударный (боевой, оперативный – как угодно) костяк. Из молодёжи. Поговорили по душам. На собрании сидели, в основном, его ровесники. Приняли решение образовать своего рода группу быстрого реагирования. С поощрительного благословения директора шахты создали три комсомольско-молодёжных бригады. Одну из них возглавил Пушкарёв Геннадий Максимович, которого добродушно прозвали на шахте «Гена, который поёт», за его неизменную привычку что-то напевать, едучи на электровозе по горизонту в шахте.
    К слову, такой подход быстрого реагирования был типичен. В эти группы всегда подбирались самые надёжные. Была такая и общешахтная. Присутствие в ней Палеева было обязательно. Надо сказать, подбиралась  эта сборная самим Голубчиковым. Преимущественно из ИТР. У неё был и свой фронт, своя лава. Так и называлась Итээровская, или офицерская. В бой шла, когда план «горел». Так, например, удалось вытянуть план, грозивший быть невыполненным из-за пуска 8 горизонта, который строили хозспособом. Тогда из-за многих проблем по вводу его в эксплуатацию, план отошел на второй план. К тому же случилась авария на 719 лаве, где завалило штрек. Надо было срочно пробивать ствол для «откачки» угля. Свой офицерский состав Голубчикову долго уговаривать и не пришлось. Все были как один. Сами определили свои участки ответственности. Берму пробили по углю за два дня. План, под самый новый 1987 год был-таки «вытянут». В целом, отчасти, благодаря именно офицерской бригаде, план шахта выполняла. Голубчиков в комбинате «Кизелуголь» имел заслуженное право говорить «Крупская всегда впереди», что означало всегда с планом.
    Работали на совесть сказать недостаточно. Пронзительное, щемящее чувство ответственности формировало всю натуру. Укоренившееся чувство боязни подвести, кто рядом с тобой, было основным мотивом в работе. Когда на 6 горизонте порвало став и подтопило нижние горизонты все работали в воде и «механики», и «энергетики», и, опять, офицерская сборная. Наконец стволовики, а им приходилось еще труднее, они находились, что называется, под водопадом, установили опорные стулья под новый став – водоотводящий коллектор. Палеев тогда две смены безвылазно находился в шахте.
    За постоянной заботой о плане не теряли такой же, гораздо большей заботы о человеке. Это было лейтмотивом и у директора и в его руководящем полку. От главного инженера до мастера. Когда в 712 лаве остался за «костром» человек, была объявлена самая настоящая тревога. Сгорел электродвигатель, транспортёр встал, отгрузка угля прекратилась, человек не успел выйти и оказался закупоренным. Мог задохнуться. Начальник участка срочно организовал все работы по восстановлению работы транспортёра. Сам возглавил экстренную группу. Товарищи, себя не жалея, вручную тащили тяжеленный электродвигатель. Человека спасли.
    Много толков, чувств и мнений есть о шахте Крупской.
- Анатолий Михайлович, что Вы можете в целом сказать о своей родной шахте?
- Коротко сложно. Шахта была самая первая в Губахе. Отсюда и объёмы добычи… Да и себестоимость и безопасность оставляли желать лучшего. Если бы не тот несчастный случай с затоплением ее в 1993 году она бы, наверное, еще поработала. У нас уже был план, рассчитанный минимум лет на пять, когда мы бы выбирали оставшийся уголь, лежащий между горизонтами. Хотя, в основном, ситуация с шахтой была ясна. Судите сами, в конце восьмидесятых она не выдавала и тысячи тонн за смену. Для ряда кемеровских шахт это дневная норма одной бригады. Несмотря на это она заслужила особое уважение, какое должно быть у детей к престарелым родителям, давшим и обеспечившим им жизнь.

А. Симаков


Рецензии