Ляхов Александр Дмитриевич

ЛЮДИ ГУБАХИ

Александр Дмитриевич Ляхов

    Нежность и теплоту чувств к отцовскому дому человек пожизненно хранит потому, что прочувствовал истинную заботу о себе. При этом, как-бы отодвигается, уходит втуне то, что! в ответ требовалось от молодой поросли за суровое родительское вскармливание. Зачастую проявляются удивительные  противоречивые воспоминания о родном очаге, что он тем более мил, чем более выстрадан. Скажет кто иной: «было бы о чём печалиться – о большом труде, о том, когда зачастую досыта не едали?…» Вот такова загадочная русская душа, что греет её неисчезаемая жалость за всё, что пережито в отроческом прошлом.
     Александру Дмитриевичу Ляхову  в сознание по детству врезалось царящая в отцовском доме тревога и постоянный труд. Сколько помнит отца никогда не помнил его лежащим. Тот постоянно чего-то делал. Словно вечно чего-то боялся, что что-то вдруг произойдёт и отсюда без устали пытался запастись  впрок. Работал бондарем, делал отменные бочки, которые в те времена были в большом спросе. Дома своё большое хозяйство. Трое сыновей, Саша был младшим, внимая отцовскому примеру в малолетстве безропотно помогали, а, чуть став постарше, работали с отцом наравне. Однако, всё равно Василий с Виктором, меньшого братишку берегли, шибко не перегружали. Не всегда это удавалось, тот сам норовил лезть везде и делать всё наравне.
   Много позже Александр поймёт причину ожидаемой тревоги. Она, кстати подспудно витала, ожидалась всюду.
    Хорошо Саша запомнил лето 56. Они были на улице и с ребятами чего-то делали, как вдруг весь Шанхай («улица Деменева» и «улица Потапова» в пос. Первомайском – прим. Автора)  пронзил даже не плач, вой. Женщины голосили навзрыд. Все бежали к шахте. Случилась большая беда. На Первомайке погибли шесть горняков.
     Источник их семейной тревоги крылся в далёком  дедовском прошлом.    Кстати, касаемо, генеалогии Ляховых, то прадед по отцовской линии был из Польши – ляхом. Отсюда Ляховы. Дед – Алексей Андреевич – из Белоруссии. В селе Юратишки, Полоцкой области, был сельским судьёй. Имел «крепкий» двор. Не бедствовали. Это и послужило причиной раскулачивания. Так он попал на Урал в Губаху, где основался в посёлке Первомайском. Под гнёт репрессий попал не только он, но и двое его сыновей. Третий сын, будущий отец А.Д. Ляхова, какое-то время ещё оставался в Белоруссии, но потом в 1941 году приехал к отцу. Так вот, как потом прояснилось, отец этого репрессионного преследования всю жизнь и опасался. Так и жил с этой внутренней тревогой. Справедливости ради надо отметить, жил не только с ней, но и с романтикой. Была у него внутренняя культурность, не показная интеллигентность. Любил не только свою работу, но и поэзию. Стихи писал. Не раз печатался в городской газете «Уральский шахтёр».
    Род Ляховых был крепок не только на двор, но и сам по себе. В будущем, буквально, возвысился. Космонавт Владимир Афанасьевич Ляхов из их рода. Дед же прожил за сотню. В 96  еще сено косил. Сам Александр Дмитриевич смекалкой в деда пошёл. К литературе был тоже не равнодушен, но всегда больше привлекала математика. Неоднократно занимал первые места на олимпиадах.
    После окончания в 1966 году 11 классов подал документы в Пермский политехнический институт на горный факультет. Выбрал специальность «электрификация и автоматизация горных работ». Поступил без особых трудностей. На экзамене, успев сам подготовиться, еще двум, только что демобилизованным из армии, абитуриентам помог.
     После учебы в 1971 году, по распределению попал на шахту имени Н.К. Крупской. Сам у выпускной комиссии попросился сюда. Надо отметить, что в то время это была одна из передовых шахт. Оборудование, преимущественно новое. Широко применялись добычные угольные комбайны «ТЕМП». Гордостью был полный цикл откачки угля. Путь следования угля от забоя до погрузки в вагон был полностью механизирован. Весь процесс запускался обычным нажатием кнопки машиниста.    На шахте А.Д. Ляхов заметно удивил кадровиков.  Попросился в рядовые электрослесаря. Просьбу удовлетворили. Зачислили в бригаду высоковольтников. Первыми наставниками молодого специалиста и, одновременно, молодого рабочего стали маститые спецы, асы своего дела –   бригадир электрослесарей высоковольтников Маслов Владимир Иванович и электрослесарь Ефремов Александр Алексеевич. Тот коллектив был особенным, всё у них, даже тяжёлая работа, была с каким-то юморком.  Это было общеизвестно на шахте. К примеру, охотничьи байки электрослесаря Владимира Молодкина, заядлого охотника, всякий на шахте знал. А случай, приключившийся с Толей Брежневым вообще стал городским анекдотом. Он ехал на мотоцикле со своим другом. В одном месте  тот не справился с управлением, мотоцикл врезался в столб. Толя вылетел из коляски.  Подъехали сотрудники ГАИ. Доставая его из сугроба, спрашивают кто он. Толя отвечает – «Брежнев». «Шутника» решили доставить в ОВД. Когда выяснили, что Анатолий и в самом деле Брежнев и работает электрослесарем на Крупской, вся милиция смеялась, а потом этот смех и в город «пошел». 
- Та школа, – делится своими размышлениями Александр Дмитриевич, –  когда я несколько месяцев отработал электрослесарем, мне многое дала. Вообще считаю неполноценным специалистом того, который после окончания института не «потрогал» свою специальность руками.
    Отработав с полгода Ляхова назначают механиком участка водоотлива. Хозяйство более чем серьёзное. Работа ответственная, требующая, что называется, «глаз да глаз». Агрессивная среда обязывала. Для защиты от кислотных вод оборудование в шахте соответствующее – трубы футерованы бетоном, насосы, арматура из специальной хромоникелевой стали. Александр Дмитриевич выработал для себя принцип – планировать задолго загодя. Чего чуть раньше, чем вовремя не усмотришь – протечки, аврала, а то и аварии, не избежать.
     Серьёзность подхода, взвешенность в работе, высокая ответственность и внутренняя самодисциплина вскоре были отмечены руководством. На него «положил глаз» директор Б.В. Голубчиков. В 1973 Александра Дмитриевича переводят энергетиком шахты. Вскоре посылают на курсы повышения квалификации в Свердловск.  После их окончания, в 1974 году, Ляхова назначают главным энергетиком шахты.
    О такой стремительной карьере он и не мечтал. В самом деле: за три года пройти путь от электрослесаря до главного энергетика – это не типично. В новую работу главный энергетик, засучив рукава, окунулся полностью. Надо было глубоко вникнуть в сложившуюся обстановку. После тщательного изучения имеющихся ресурсов и всех обстоятельств, планомерно определили стратегию, выделили актуальные мероприятия.
     Через определённое время результаты работы были оценены директором. Тот как-то вызвал Ляхова к себе и сказал, что за его большой  труд решил поощрить автомобилем.
    Ничто так не воспитывает, как случившееся. Именно те или иные случаи заставляют как-бы заново видеть, смотреть иначе на ежедневно привычное.  Произошел несчастный случай с Александром Владимировичем Долгановым, работавшим горным мастером на добычном участке. Так случилось, что он сорвался. Летел вниз метров пятнадцать. Его засыпало углём, сильно сдавило. Горноспасатели скоро откопали, вынесли на поверхность и пока принесли, положили в мехцехе до приезда «Скорой».  А. Д. Ляхов подошел к другу. Тот приоткрыл глаза.
- Как дела, дружище – спросил Александр Дмитриевич, участливо положив свою руку на плечо пострадавшего.
- Саня, надо жить – собравшись с силами еле ответил он.
    После  и этого случая Ляхов в очередной раз повысил требования к себе. Ни в коем случае не расслабляться. Шахта есть шахта. Непредусмотрительности и, тем более, расхлябанности она не прощает.
     Изначально было решено действовать сообща. Главный так завёл всю шахтную энергетику, чтобы всем миром – от рядового электрослесаря до всех энергоруководителей – стремились к усовершенствованию и улучшению. Развернулось всестороннее рационализаторское движение. Меняли схемы, отлаживали различные приспособления. Предложения к Коченгину Виктору Ильичу, заведывающему рационализаторством на шахте, от электриков сыпались постоянно.
      В 1985 Ляхова пригласил к себе в заместители главный механик комбината «Кизелуголь» Травников Иван Дмитриевич. Новый фронт работы  явил новые масштабы, принципиально иное видение производственных проблем.
- Приходилось часто бывать в командировках – рассказывает о том периоде Александр Дмитриевич – в Министерстве, в институте, но где бы ни был, меня всегда неудержимо тянуло в Губаху…
    ….К себе, в родные места. В Кизеле он тоже не смог себя пересилить. После двух лет «большой» работы опять вернулся на свою родную Крупскую. На этот раз на должность главного механика. И, как ему уже было привычно, опять принялся за модернизацию.
     В 1987 А.Д. Ляхова на партийной конференции избирают секретарём шахтного комитета КПСС. Появились новые дела, новые заботы. Прежними остались позиция неравнодушного человека, высокая ответственность и такая же серьёзность подхода к решению социальных проблем. Приходилось заниматься и производственными проблемами, и дисциплиной, и строительством животноводческого комплекса, и часто подолгу «пропадать» на строительстве горнолыжной базы, которая хоть и была закреплена за шахтой Крупской, но фактически была чуть ли не общегородской стройкой.
     Горный стаж  А.Д. Ляхова насчитывает около двадцати лет. Вся шахтная биография была связана преимущественно с Крупской. Бывших шахтёров не бывает. По прошествии многих лет, очевидно, также тревожат душу ветерана воспоминания. Нет-нет да возникает вопрос – могла бы жить шахта дальше, правильным ли было ликвидация всего угольного бассейна?  Не так это должно быть, считает Александр Дмитриевич. Не по-человечески как-то получилось.

    А. Симаков



   



Рецензии