Дети и война

            Я смотрю по телевизору новости из Украины. Разрушенные дома, плачущие женщины, суровые мужчины в камуфляже – всё это похоже на страшный сон. Дети дисциплинированно и без паники ныряют в погреб, спасаясь от обстрела. Женщина пытается улыбаться, говорит: «Самый младший, ему год и четыре месяца, спит и даже не просыпается при обстреле – привык», но голос её предательски дрожит.

            Я – вынужденный переселенец из Таджикистана, в памяти моей всплывают далёкие 90-е годы. К нам, в относительно спокойный тогда ещё Ленинабад, приехали родственники из воюющего Душанбе. Мы с восьмилетней Викой мастерим одёжку для её куклы Барби и разговариваем.

            «Викуля, тебе ведь уже восемь лет, ты в школу ходишь?»

            «Да, конечно, во второй класс».

            «Наверное, школа ваша на территории дивизии?» (Родители Вики оба работают в 201-й Российской мотострелковой дивизии).

            «Нет, школа далеко. Мы туда на автобусе ездим».

            «Это опасно? Наверное, мама с папой тебя провожают».

            Вика смеётся: «Ну, что Вы. Нас, всех детей из дивизии, в школу и из школы возят на специальном автобусе. В автобусе с нами едет солдат. А ещё нас сопровождает машина командира с солдатами и БТР, тоже с солдатами. Мы уже давно так ездим, это совсем не страшно».

            …С тех пор прошло больше 20 лет. Вика уже выросла, живёт в России, у неё давно своя семья. Бесстрашная девочка Вика, которую охраняли российские солдаты, чтобы она могла учиться даже во время войны.

            Учатся ли в школе дети, которые прячутся сейчас в погребе от обстрела в далёком украинском селе? Они тоже не боятся, не плачут – но забудутся ли эти обстрелы бесследно? Кто проверял, кто обследовал – как отражаются войны на детских душах?

            Несомненно, гореть в аду будут те, кто недрогнувшей рукой направляет снаряды на мирные дома, на мирных людей, на своих же граждан, какими бы лозунгами они не прикрывались, какими благими целями не руководствовались. Потому что есть вещи, которые не простятся никогда и никому. Потому что есть высший суд, высшая справедливость, и каждый получит своё.
 
            Но это будет потом. А что же сейчас?

            Да, я тоже не хочу, чтобы про Россию говорили «оккупанты», «завоеватели». Я за право наций на самоопределение. Я понимаю, что все наши недруги только и ждут, чтобы Россия ввела войска, чтобы наброситься на нас и порвать в клочья.

            Но я смотрю в глаза ребятишек, сидящих в погребе, так рано повзрослевших и серьёзных, и мне стыдно.
 
            Я не могу отделаться от мысли, что было бы с маленькой бесстрашной Викой, с её семьёй, со всеми нами, если бы в те далёкие 90-е в Таджикистане вдруг не оказалось нашей 201-й Российской мотострелковой дивизии?!


Рецензии
Спасибо! Очень нужную и верную тему затронули. С уважением,

Иван Таратинский   17.09.2015 23:53     Заявить о нарушении
Страшно, что дети - заложники взрослых разборок.

Наталья Юренкова   20.09.2015 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.