Руина

На центральной площади вполне себе европейского города, размахивая флагами, ритмично прыгают несколько сотен мальчишек и девчонок. Веселые лица, искрящиеся глаза. Ведущий шоу, кричит в микрофон слова, которые подхватывает веселящаяся толпа. Мы слушаем, повторяемый многократно речитатив: «Кто не скачет - тот москаль!»  Постепенно толпой овладевает общий ритм, и веселье приобретает совсем иную тональность: «Москаляку - на гиляку! Москали и жиды - на ножи, на ножи!»  И видно, что лица прыгающих людей приобретают совсем иное выражение. Шоу начинает напоминать боевые пляски туземцев, перед тем как они выйдут на «тропу войны». Ритм там-тамов, синхронные прыжки, воинственные крики. Это жестокая истерика обезумевшей толпы, способной на любое преступление. Как это произошло в Одессе, Киеве или Львове. Думать, что приведенная аналогия случайна, значит не замечать очевидного. В современной Украине, (преимущественно в ее западной и центральной части) с помощью современных технологий воздействия на толпу и долголетнего воспитания подрастающего поколения в духе человеконенавистничества, целенаправленно готовили ренегатов. Людей, способных разорвать тысячелетнее единство славянских народов, ударить в самый центр русской цивилизации. Давайте попробуем кратко изложить очень не простую историю данного региона, оказавшегося на пути извечного «натиска на восток». К сожалению, современное образование, ориентированное на «европейские культурные, общечеловеческие» ценности не очень понятно объясняет, чем так славен в нашей истории Александр Невский и почему неоднозначен Даниил Галицкий. Ведь оба были великими воителями! А меж тем, чтобы говорить о современных проблемах, нужно знать свою историю очень хорошо. Ведь уже в самом начале масштабного противостояния цивилизаций, нашим предкам стало понятно, что татаро-монголы, чье правление было жесточайшим и унизительным - являются меньшим злом, чем Drang nach Osten католической Европы. Надо понимать, что самоидентификация в эти века шла не по национальному признаку, а по вероисповеданию. Причем, христианские традиции впитали в себя немало от языческого мировосприятия, где правильно прожитая короткая жизнь это лишь путь к вечности. А западные захватчики пытались подвигнуть народы к изменению личного мира. При том, что монголы не заботились о внутреннем мире покоренных народов...
Сегодня мало кто знает, что Чехия и Польша еще в 15 веке были центрами православной культуры, рухнувшей под натиском германских государств. А от народа пруссов осталось лишь географическое название. Излом происходил очень быстро. Князь Вишневецкий еще был знаменитым кошевым сечевого казачества. А уже его сыновья стали ярыми гонителями православия. И водораздел шел не по границам уделов, а по душам. Те, кто веками выдерживали натиск крестоносцев и осман, сумели противостоять нашествию иезуитов, становились живым укором для тех, кто оказался сломлен.  А Золотой Орде «души покоренных народов» были не интересны, важны были налоги. И личная жертвенность, готовность великого полководца Александра Невского принимать унижение на Востоке, менее страшна нарождающемуся самосознанию, чем заигрывания Даниила Галицкого с Римом ради короны католического короля. Прошло еще три столетия и иезуиты сумели организовать движение, направленное на объединение западной и восточной ветвей христианства. Безусловно, объединение в данном контексте воспринималось лишь как подчинение православной церкви католикам. Брестская церковная уния (1596) декларировала принятие православными католического вероучения и переход в подчинение римскому папе. Уния привела к возникновению в Польско-литовском государстве грекокатолической церкви. В результате - способствовала ослаблению духовных связей православных народов. Религиозная нетерпимость польской шляхты, усугублялась ужасающим гнетом и бесправием русского народа, оказавшегося в подданстве польского короля. Поэтому, 16-17 века можно характеризовать как бесконечную (жесточайшую) войну казачества и православного населения Малороссии и Белоруссии, против польских магнатов. Часто русские воевали с русскими. И Россия ни как не могла оказаться в стороне от этой бойни. Противостояние порождало страшные формы угнетения, уничтожения, взаимной ожесточенности. Как писал Николай Гоголь: «Жестокий век, жестокие сердца». При этом, Малороссия (впрочем, как и Польша) веками разорялась османами. Век за веком Крымская орда уводила в рабство миллионы славян! При этом, противоборствующие стороны умудрялись привлекать орду в качестве сторонников в междоусобной войне! Война велась на уничтожение. Значительная часть русских земель опустела, получив название Дикого поля. Выход из этого патового положения наметился лишь с усилением Русского государства, пережившего Смутные времена. У народов Малороссии и Белоруссии появилась надежда на защиту России.
На вхождение части земель Малороссии в состав русского государства решился Иван Михайлович (Романов) Тишайший. Это был очень мужественный и тогда неоднозначный шаг. Кстати, русский царь оказался очень искушенным именно в информационной борьбе. Его дипломаты скупали в Европе книги, где о России писалось много нелицеприятного. А потом, на переговорах использовал эти публичные источники для давления на польскую шляхту, призывая в свидетели «несправедливой хулы»…европейского читателя. А в это время, предводитель «русской» партии Богдан Хмельницкий, метался между османами и шляхтой, одновременно ища защиты у Москвы. После долгих колебаний Земский Собор, принял решение о приеме Украины «под свою руку». Аналогичное решение было принято 8 января 1654 года на Войсковой раде, созванной в Переяславе.  Таким образом, в состав России вошли Левобережная и Слободская Украина, Киев и Запорожье (Правобережная Украина была присоединена только в конце XVIII века). Однако, со смертью Хмеля, на территории этих земель началась смута, результатом которой стала гражданская война, инспирированная казачьей старшиной. Кандидаты в гетманы плодились как грибы, ища помощи то у Османской империи, то у поляков. Шляхетские вольности Речи Посполитой вполне устраивали казачьих полковников. На Украине началась очередная резня, известная как «Руина». Десятки тысяч беженцев искали спасение в России, в крепостях «засечной черты». Алексей Михайлович, чьи войска участвовали в сражениях в Малороссии, приказывал беспрепятственно пропускать людей на свою территорию, направляя на границу хлебные обозы. Часть казачьих полков так и осели на этих землях.
     Это была необычная территория. Граница Дикого поля целенаправленно заселялась добровольцами из привычных к оружию крестьян, эмигрантами, стрельцами. Здесь создавались первые русские полки иноземного строя. Тут же селились беглецы из польских земель и даже присягнувшие русскому царю татары и ногайцы. Получился весьма своеобразный национальный «замес», заметный и сегодня. Позже, после покорения Минихом Крыма, на этой территории массово селились и немецкие колонисты. А в период становления угольной и металлургической промышленности сюда массово вербовались тысячи людей со всех уголков Российской Империи. В советскую эпоху этот процесс продолжился, особенно при послевоенном восстановлении промышленности. В этом регионе огромный процент смешанных браков. Как видим, у миллионов людей проживающих сегодня у границ России есть настоятельная потребность быть русскими…
    

В XVIII веке, при последовательных разделах Польши положение части малороссов еще более усугубилось. Часть из них отошли под власть Прусского королевства, многие оказались в Австро-венгерской империи. Вот именно венские политики и стали в конце XIX века авторами теории украинизации. И у них тут же нашлись сторонники среди националистов. Их было не очень много, даже учитывая религиозное расслоение в «русских» областях. Все изменилось с началом первой мировой войны, когда австрийские власти приступили к целенаправленному террору против своих русских поданных, заподозренных в симпатиях к России. Создавались концлагеря, проводились массовые казни. Для заключения или даже убийства было достаточно найти у подозреваемого открытку или письмо из России. Вот тут украинские националисты и показали себя во всей красе, убивая и запугивая соотечественников. Митрополит униатов Шептицкий, умудрился написать два практически одинаковых письма о верноподданнических чувствах австрийскому и русскому императорам одновременно. Прошло два десятилетия и, история повторилась - митрополит писал Гитлеру, благословлял бандеровцев и…выражал свое восхищение Сталину. Сталин историю знал и иезуиту не ответил…
«Украинизация» проводилась и в СССР. И это движение шло на фоне угнетения украинцев в сопредельных государствах. К примеру, Варшава на украинских землях давила любые проявления украинской политической активности. И поощрялась колонизация украинских земель польскими переселенцами. В Румынии в отношении украинцев проводился жесткий курс на румынизацию жизни. К  середине 20-х гг. стало очевидно, что созданная в Советской России Украинская ССР была единственным «украинским государственным образованием». Такая политика придавала социалистическому выбору, привлекательность в глазах малороссов. В апреле 1923 года глава украинского Совнаркома Раковский выступил с речью: «У нас в центральных органах, число украинцев, знающих и понимающих по-украински, чрезвычайно мало…». А через десять лет уже более половины инженеров новой промышленности были украинцами! В это же время были созданы условия, позволявшие основной части населения УССР овладеть письменным украинским языком (именно украинский язык использовался при ликвидации безграмотности). В те годы Иосиф Сталин подчеркивал, что политика «коренизации» должна выровнять экономический и социальный уровень разных наций. Такое равенство понималось Сталиным, прежде всего как равенство экономическое. В период индустриализации (коллективизации) Украина испытала на себе все преимущества курса на форсированное экономическое развитие. Темпы экономического роста на Украине были высокими, к 1940 г. промышленное производство выросло в 7,3 раза. Из 35 промышленных объектов первых пятилеток 12 приходилось на Украину. В то же время Украина оставалась важной базой развития сельскохозяйственного производства. Успехи экономического развития Советской Украины производили большое впечатление. Курс большевиков на коренизацию дал возможность национально настроенной украинской интеллигенции «вести свою деятельность в более легальных формах, нежели до этого», что наряду с постоянными репрессивными мерами ГПУ привело к существенному ослаблению деятельности украинских националистических группировок, как на территории УССР, так и за границей. Но национальная принадлежность стала одним из условий успешной карьеры.
При этом, шла обработка населения Малороссии Германией и ее союзниками.  За десятилетия противоборства с Россией, в националистов были вложены многие миллионы золотых марок. До 1939 года, часть западных земель Украины и Белоруссии входили в состав  Польши. Рейх, фактический союзник Речи Посполитой, поддерживал националистическое подполье на ее территории. Шляхта, получив с развалом Российской Империи независимость, воспользовалась ею привычным способом – принялась угнетать и уничтожать белорусов и украинцев. Когда части РККА вошли на территорию Польши, брошенной своим правительством, то первые бои им пришлось вести с…жандармами, подавлявшими выступление крестьян. Премьер из Варшавы уже бежал в Румынию, а каратели еще не успокоились!
Тем не менее, на возвращенных территориях СССР получил в наследство серьезного, подготовленного врага в лице украинских националистов. Впрочем, к 1941 году подполье было практически уничтожено органами НКВД. В годы Великой Отечественной войны, немецкие оккупанты для обеспечения своего тыла привычно сделали упор на местных коллаборационистов. Массовый террор, направленный против военнопленных РККА и местных жителей, преимущественно проводимый руками местных националистов - дал ожидаемый эффект. Многие были запуганы, молодежи задурили голову. Обязательное участие в карательных операциях отрезало обратную дорогу любому из бандеровцев. Сотни тысяч загубленных жизней русских, поляков, украинцев, евреев, цыган...
Мы пережили страшную войну (сумев победить лишь благодаря интернациональной сплоченности всех народов, населявших СССР). И тем более неожиданно выглядело продолжение политики «коренизации» в исполнении Никиты Хрущева. В 1954 году Крымская область была передана Украине со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи». Первый секретарь Крымского обкома КПСС Павел Титов, который выступил против передачи области в состав Украинской ССР, был снят с должности. Потом было много слухов о причинах такого решения. Недавно глава РФ Владимир Путин четко определил, что инициатором передачи «был лично Хрущёв». По мнению президента России, остаются загадкой лишь мотивы, которые двигали им: «Стремление заручиться поддержкой украинской номенклатуры или загладить свою вину за организацию массовых репрессий на Украине в 1930-е годы». Что ж и это возможно. При том, что принципиальным проблемным вопросом «крымская» тема стала лишь с распадом СССР, мифология вопроса, имеет (как вы видите) долгую и сложную историю…

Прошло чуть больше двух десятилетий с распада СССР на «самостийные» окраины и вдруг, ситуация кардинальным образом изменилась! 18 марта 2014 года в Москве состоялось подписание договора о принятии Крыма в состав РФ. Миллионы людей искренне поздравили друг друга с великим событием. Есть те, кто искренне недоумевает такому историческому повороту, а кто-то, на наших глазах начал сочинять новую легенду, мол «все мы знали, что такое вхождение весьма вероятно, необходимо и ожидаемо». А ведь это не так! Да, за последние годы в нашей стране наметился серьезный поворот в мировоззрении, началась переоценка некоторый ценностей, внимательное переосмысление недавнего прошлого. Особенно это заметно по действиям президента России Владимира Путина. Но настолько ли это осознанный процесс всей остальной бюрократической элиты? Не уверен. Часто такая поддержка, безусловно необходимых и объективных идей, может быть вызвана  не внутренней убежденностью, а желанием говорить то, что хотя слышать. Ведь очень многие из партийной, культурной, экономической советской элиты были в середине 80-х годов прошлого столетия заражены псевдолиберальными догмами, готовностью жертвовать всем исторически выстраданным опытом, ради копеечного поощрения заокеанских кураторов. Прошло три десятилетия жизни под новыми лозунгами и так ли уж легко будет им переоценить свои действия?
А, что сейчас происходит на Украине? Основная масса населения затаилась в ожидании развязки. Распоясавшиеся олигархи собирают банды или играют в "народное движение". Временное правительство оказалось беспомощным, истеричным, а потому - невероятно жестоким. И вот уже рота национальных гвардейцев, по команде инструктора пляшет на поляне под знакомую "речевку": «Кто не скачет - тот москаль!» А самостийные "паны полковники" начинают звать народ идти на Киев. И в этой связи вспоминается лишь один термин - Руина.


Рецензии
Добрый вечер, Андрей!
Политика не моя стезя, поняв однажды, что нас не спросят, но... спросят с нас.
Внимательно прочитала. Знаете, история - это то, что видишь сам. Другие видят иначе.
Поэтому пишу сказки... Всегда буду вам рада.
С уважением Наталия

Добрая Добрая   26.05.2014 22:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.