Кругобайкальская железная дорога

                Кругобайкальская  железная дорога

       Совершая ежедневные прогулки по берегу озера Байкал, я узнала много интересного.Моё внимание привлекли, конечно, камни. Поэтому я занималась там своим любимым занятием - искала интересные камни на берегу озера и в воде. Минералы искрились на солнце, но камни были большого размера, поэтому я раскалывала их и меньшие части уносила в мотель. За все дни набрала много камней – весь подоконник был завален ими, поэтому пришлось отсортированную часть унести к ручью, что течёт рядом с мотелем и с большим сожалением высыпать их на зелёную лужайку. После обеда пошла туда, чтобы на них ещё раз посмотреть, но там я уже камушков не увидела. У кафе часто водители останавливают машины, чтобы покушать, отдохнуть. Многие подходят к грохочущему ручью, поэтому кому-то повезло, когда обнаружили кучу самоцветов. Такие самоцветы раньше мне не встречались во время моих путешествий.

Напротив кафе стоят три беседки. В одной из них за круглым столом сидела и обедала семья. Такое здесь часто можно было увидеть. Возьмут в кафе чай, достанут свои запасы из машины и кушают. И дёшево, и сыто.

Мы же направились опять в сторону озера, так как хотели хорошо рассмотреть в бинокль противоположную сторону озера. В это время суток освещённая солнцем сторона была хорошо видна; просматривались через увеличительные стекла бинокля большие круглые отверстия, через несколько метров видны были ещё такие же отверстия, казалось, что они находились на краю берега, почти у самой кромки воды. Между двух гор видна была впадина, внизу против этой впадины выделялись тёмными пятнами какие-то сооружения, а справой стороны был отчётливо виден вход в тоннель, прорубленный в горе. Оказалось, что там проходит Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Уже позднее мы пополнили свои знания новой информацией об этой дороге.

Это особая страница в биографии Транссиба и один из впечатляющих участков байкальского побережья. Уникальность этой дороги заключается в огромном количестве рукотворных объектов: 16 галерей, 470 виадуков, мостов и водопропускных труб. В бинокль мы видели отверстия водопропускных труб и одну из сорока тоннелей. На Кругобайкальской железной дороге насчитывается около 280 подпорных стенок над самим озером, сохранились различные станционные постройки, являющиеся памятниками архитектуры вековой давности. По западному участку транзитные поезда перестали ходить в июле 1956 года. С тех пор по участку в 84 км побережья Байкала совершают путешествия туристы, чтобы увидеть чудо русской инженерной мысли.

А смету на строительство КБЖД утвердили в 1902 году, по сложности и стоимости не имела она себе равных в России. Строили её в основном сосланные в Сибирь каторжники. Дорогу вели то на вырубленных скальных склонах, то в многочисленных тоннелях, то на мостах и виадуках, а также на подпорных стенах над озером. Самую красивую, западную часть дороги, делали поляки, прибалты, итальянцы и албанцы. Всего было задействовано около 15000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибало около ста человек.

До июля 1956 года КБЖД функционировала как участок Транссибирской магистрали. Но построили ГЭС на Ангаре, уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр, и дорога от Иркутска до Байкала затонула. Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. Теперь по этой дороге везут туристов, которые не представляют, сколько сил и средств потрачено только на этот участок дороги, который до революции называли золотой пряжкой стального пояса России. Пряжкой – потому что дорога соединяла разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой – потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги. Все железнодорожные путешествия по КБЖД начинаются и заканчиваются на станции Слюдянка. Вот часть отрезка этой дороги мы и видели в бинокль.

         Фото из Интернета.

                Продолжение следует...


Рецензии
Отличный рассказ! Понравился! В конце 70-ых годов 20-ого века , я работал пом. машиниста
электровоза в депо ст. Иркутск- Сортировочный. Давно не был на Байкале. Живу недалеко от него.
Всего ХОРОШЕГО ВАМ, Алифтина Павловна!
С уважением ВАШ читатель

Александр Андриевский   22.05.2014 03:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за отзыв и визит. Как-то он остался мной не замеченным. Вероятно, я была в отъезде в это время. Заглянула сейчас на эту страницу по той причине, что вчера этот рассказ прочитали более 30 читателей - отмечено в кабинете автора. Посредством прочтения, сама окунулась в воспоминания о Байкале.

Алифтина Павловна Попова   03.08.2019 06:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.