9. Эльдад и Мейдад

Целый год народ терпеливо питался маном. И вот возроптал. Воду стали мутить, как обычно, эрев рав и асафсуф, которые, как мы помним, часто их поддерживали. И многих сыновей Израиля удалось им настроить против Моше. Формально недовольство вызвало однообразное питание. Именно лука с чесноком, огурцов и дынь, а еще мяса и рыбы хотелось бунтовщикам. Не то чтобы они недоедали, но просто видеть этот ман больше не могли (1).
    
Нельзя сказать, что никакого основания для недовольства не было. Если кормить нас сухариками со вкусом сыра, ветчины, шашлыка и т.д., которые сейчас придумали в качестве закуски к пиву, вместо настоящего мяса и сыра, нам это очень быстро надоест, и мы возмутимся. Потому что одного вкуса и запаха явно недостаточно. Нужно, чтобы и вид был соответствующий и целая гамма различных ощущений от поедания этих продуктов. Чего, естественно, невозможно заменить самой полезной и сбалансированной по всем жизненно необходимым веществам таблеткой.
    
Вот потому заплакал народ: «Душа наша иссохла, нет ничего кроме мана этого перед глазами нашими!».
    
Бог сильно разгневался на народ. А тут еще и Моше стал роптать и выказывать неудовольствие свое Господу. За что, мол, ему такое наказание, и почему это он один должен сносить бремя этого народа.

     «Не могу я один нести весь  народ этот, ибо слишком тяжело это для меня! … Лучше умертви меня, … чтобы не видеть мне бедствия моего!».
    
И что вы думаете, Бог испепелил на месте Моше за дерзкие слова его? Сколько раз Моше спорит с Богом, не спешит исполнять повеления Его, и все ему сходит с рук. Воистину Моше – любимый сын Божий!
    
Вот и теперь Господь сильно недовольный народом, но снисходительный и терпеливый к Моше, предлагает способ разрешения возникшего напряжения среди сыновей Израиля.

     – Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля… и приведи их к Шатру Откровения…, а Я возьму от духа, который на тебе, и возложу на них, дабы носили они с тобою бремя народа этого, – сказал Бог Моше (2).
    
Если по справедливости от каждого колена взять по шесть человек, получится 72. А повеление собрать 70. Как поступить? Моше решает воспользоваться жребием – пусть Бог решит, кто те двое, которые «недостойны». Моше готовит 72 одинаковые записки (камешки, дощечки и т.п.). На 70 пишет слово "закен", т.е. «старейшина», а 2 оставляет без надписи. Собравшиеся у Шатра Откровения вытянули каждый по своему жребию и остались невостребованными 2, имеющие надпись "закен".
    
Оказывается из скромности не пришли тянуть жребий Эльдад и Мейдад. Господь оценил их скромность и наградил даром пророчества. Эльдат (Элидад, сын Кислона) происходил из колена Биньямина. Перед вступлением в Кенаан был избран вождем своего колена. Мейдад (второе имя Кемуэль, сын Шифтана) происходил из колена Эфраима. Во время завоевание Святой земли был вождем своего колена.
    
Пока Моше выяснял, кто же не явился тянуть жребий, прибежал некто, возможно, его сын Гершом, и рассказал, что в стане пророчествуют Эльдад и Мейдад. Они говорят мол, что «Моше умрет, а Йегошуа введет народ в Землю».

     – Господин мой, Моше, брось их в темницу! – забеспокоился Йегошуа.

     – Уж не ревнуешь ли ты за меня, – иронично ответил ему спокойно воспринявший полученную информацию Моше.
    
Эпизод этот весьма любопытен. Йегошуа был при Моше кем-то вроде ординарца или слуги. Сведения о его ранних годах жизни и семье скрыты в тумане. Очень может быть, что он был сирота. О его матери ничего неизвестно, а отец был, скорее всего, именно тем вождем, рассчитавшим неверно срок пребывания евреев в рабстве и поведшим в погибель поддержавших его евреев. Моше, очевидно, приблизил к себе весьма способного и одаренного молодого человека. Видя его тягу к знаниям и Торе, Моше всячески ему способствовал и передавал все, чем владел сам. Но маловероятно, чтобы он видел его в качестве своего приемника. Знание Торы – одно, а власть и руководство народом – другое. Только почти через 39 лет Бог сообщит Моше, что приемником его должен быть Йегошуа, чем немало его удивит.
    
Догадывался ли сам Йегошуа о том, какая судьба ему уготована?

Ман обладал еще одним чудесным свойством: чем праведнее был человек, тем ближе ко входу в его шатер выпадала дневная порция мана. Те, кто вел себя, так сказать, не очень, должны были ходить собирать ман за пределы стоянки. Поэтому любой мог, выйдя утром и оглядевшись по сторонам, узнать, кто есть кто.

Рассказывают, что Йегошуа получал в день столько мана, сколько вся община Израиля. Нет, физически это был все тот же один омер (3), который доставался любому человеку в пустыне, независимо от того много он собирал его или мало в конкретный день. Но ман был не только физической пищей, но больше даже духовной. Чем больше было величие праведника, тем больше духовного возвышения и мудрости получал он от своей дневной порции. Так вот, говорят, что Йегошуа получал столько, сколько вся остальная община, и ман падал прямо к его ногам. Таков был его духовный уровень. Знал ли он об этом? Определенно знал. А догадывался ли он, что именно ему уготована честь стать приемником Моше? Вполне возможно.
    
Вот почему забеспокоился Йегошуа и разозлился на этих двух болтунов. Как бы ни вышло так, что их несвоевременные пророчества вобьют клин в отношения его и Моше. А этого ему уж точно не нужно было.
    
А поверил ли пророчеству Моше? Скорее всего, нет. Именно потому он удивится, когда Бог назовет приемника. А почему не поверил, хотя предание говорит, что Эльдад и Мейдад не утратили своего дара до конца жизни. Возможно потому, что их не было у Шатра Откровения, когда Господь «взял от духа, который на нем, и возложил» на старейшин.
    
И вот, когда прибежал Гершом и сообщил, что двое пророчествуют в стане, Моше ответил: «О, если бы весь народ Господа был пророками, чтобы возложил Господь дух Свой на них!». Что это? Легкомысленная беспечность или безграничное доверие Создателю?
    
Почему бежал отрок? О чем хотел он сообщить Моше? О чуде или о нарушении порядка? Судя по тому, как отреагировал Йегошуа – «брось их в темницу», такой факт пророчествования был, скорее, событием из ряда вон выходящим. А объявившие себя пророками – самозванцы и смутьяны. И несут они, поэтому, чушь. И за это надо бы их наказать. Но Моше не хочет насилия. И чтобы замять ситуацию, говорит, что хотел бы, чтобы весь народ был пророками. Так поверил ли он самому пророчеству?
    
Есть еще одно подтверждение тому, что Моше не очень поверил каким-то пророкам. Он никак не предполагал, что не войдет в Святую Землю. Господь объявил ему об этом в последний год пребывания в пустыне после истории с посохом и скалой.

А что же страждущий мяса народ – утешился? Бог опять идет на поводу у своего народа.

     «И ветер поднялся от Господа, и нанес перепелов с моря, и рассеял над станом, на день пути по одну сторону и на день пути по другую сторону вокруг стана, и почти два локтя над землею. И поднялся народ: весь тот день и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов».

Создатель досыта накормил всех желающих. Часть из тех, кто требовал мяса, погибли сразу, обрушившимися на них буквально с неба перепелами. Оставшиеся в живых ели мясо и утром, и вечером, и в обед целый месяц, пока оно не опротивело им. У некоторых раздулись и лопнули животы. Злословивших ман поразила аскара – недуг напоминающий дифтерию. Многие мучились животом и страдали от поноса.

Без счета народу полегло в этом месте от гнева Господа. И потому нарек Моше это место – Киврот гатаава (могилы прихоти или вожделения), так как за прихоти свои был наказан народ, и вожделение сводит человека в могилу.

Но, конечно, были среди народа Израиля праведники, которые не притронулись к этим перепелам.

Иллюстрация: «Дарование перепелов» (The Giving of Quail) из английской Библии издателя the Providence Lithograph Company.

(1)У мана было еще одно чудесное свойство, деликатного характера. Питавшийся маном ничего из себя не испражнял. Так вот, по этому естественному акту народ тоже «соскучился». И также выставил как причину недовольства.

(2)Выборы состоялись 21 ияра 2449 года от сотворения мира (1311 год до н.э.).

(3)Омер – единица меры сыпучих веществ равная 2,2 литра.


Рецензии
Бог сделал так, что все были на виду, в мане своего зеркала.
Так и люди сейчас не должны прятать от друг друга то что в них скрыто, ибо они прячут свой душок, в ДУХЕ-Слухе, поэтому плохо видят и слышат себя в другом..
МАН-зеркало, в котором каждый виден как свой мир, а Общий МИР-это ПОЛЕ ОБЩЕЕ, где виден весь ман-мир каждого.
ВСЁ навиду, только наша прозрачность, даст нам ОБЩЕЕ ПОЛЕ принятия друг в друге-ОБЩУЮ землю, где мы не будем прятать свой грех за душой войны, а будем прозрачны и чисты перед друг другом, в мыслях и деле слов.
Научившись мутировать, ман-зеркало будет безотходным в нашей старости слов и тел!!!
Спасибо..очень интересно Сергей.

Анжелина Лукьянченко   28.07.2014 11:16     Заявить о нарушении