Живое общение

В периферийных военных городках всегда как-то по-особенному кипела жизнь. Кипела во всех своих проявлениях. Почему по особенному? А что такое военный городок? Село - не село, этакое цивилизованное захолустье. Особенное. И народ особенный. Нет! Не хуже и не лучше других. Просто жизнь немного другая, уклад, распорядок. Одни на дежурстве, на учениях, на полевых выездах, в полётах, в походах, в командировках. Другие после нервной работы спешат расслабиться. А тут жёны, брошенные на время, детишки без отцовского внимания. И откуда взяться отцовскому вниманию, когда отцов сутками, даже месяцами дома не бывает?
А бывало, что, помимо всего прочего, обильно наскипидаренная вожжа попадёт под хвост этакому ретивому командиру и вся часть на казарменном положении. Даже в праздники, чтоб начальству спокойнее было, а народ бы помучился. Такая служба – один сплошной нереальный стресс. Прессонёт, хоть плачь! Ну а стресс, безусловно, надо снимать. Надо как-то выползать из-под него. Это – абсолютно медицинский факт. Существует немало способов снятия и выползания. Индивидуальных и коллективных. Во многом, поэтому и кипела и по-прежнему кипит жизнь в периферийных военных городках. А ещё и потому, что знали все друг друга как облупленных. В цивилизованном захолустье, как в деревне. Многие дружат семьями и даже домами. И до той поры, пока не появились огороды с фазендами, мяч шумно метался по спортплощадкам до глубокой темноты. И спирт в гаражах наперегонки с самогоном из банок и канистр транзитом через гранёные стаканы перетекал в лужёные офицерские глотки. И популярные шлягеры слышались из окон в любое время суток. И местный захолустный ресторанчик давал выручку не хуже своих респектабельных сочинских собратьев в курортный сезон. Ну и естественно, то там, то сям, пробивался и, порой, пышно прорастал адюльтер. Народ-то в основном молодой, здоровый, лет 40 – 45 – максимум! Сарафанное радио временами захлёбывалось от избытка разнообразных новостей.
А женщины? Они, бедненькие, ведь тоже подвергались стрессу, и тоже старались от него избавиться. К примеру: «Пупкина до замкомбата повысили, а мой всё в ротных ходит, квартира в старом доме, да ещё воспитательница из садика жаловалась, а он, гад, опять на месяц в командировку укатил. Небось гуляет там, козёл». А кругом - захолустье это, хоть и слегка цивилизованное! Вот, где в вечернем платье показаться? Перед солдатами в доме офицеров на концерте самодеятельности? Ну, и где оно, женское счастье!? Ну, хоть малюсенькое! А дурные примеры, они ведь заразительны. Кто-то из дам время от времени собирался на девичник и прикладывался к мужниным спиртоносным запасам, предаваясь светской беседе с последующим песнопением. Кто-то уезжал с детьми к маме. А кто-то попадал в сладкие объятия адюльтера. Причём и первое, и второе вполне объяснимо способствовало третьему.   
А мужчины иногда, не дожидались ухода, убытия, так сказать, со службы, прямо там, без отрыва от рабочих мест, пытались снять стресс, а заодно и скоротать время. По-разному, кто как… Одни умудрялись втихаря в какой-нибудь кандейке за стеллажами приложиться к заветному напитку. А потом прятались от начальства. Явление, безусловно, единичное и исключительное. В основном этим грешили те индивидуумы, у коих тяга к продвижению по службе и карьерному росту была развита слабо или возможности ограничены. Другие в служебное время обходились спортивными состязаниями, плановыми, конечно, а ещё коллективным бредом в канцелярии или в курилке, да настольными играми. Нарды, домино, шашки, шахматы. Скажете – бездельники? Да ничуть! Просто случалось так иногда, что одни поставленную задачу выполнят быстро, и ждут отстающих. А по домам – ни-ни! Никого не отпустят до тех пор, пока самый распоследний разгильдяй не подтянется до общего уровня. Вот передовики и коротали время как могли.
Или нагрянет с инспекторской проверкой ну очень важное начальство. Всё кругом прибрано, подметено, побелено, покрашено. Ждут. Мудрый командир знает, стоит зазеваться и обязательно попадётся на глаза этому начальству какой-нибудь воин. И непременно он окажется самым грязным, зачуханым, небритым-нестриженым и неспособным толково ответить ни на один из заданных по случаю вопросов. Поэтому – всех по казармам, учебным классам, к телевизору, письма на родину писать, уставы изучать. Куда угодно, лишь бы никто не шарахался - хоть по делу, а хоть и без всякой надобности. Включая офицеров и прапорщиков. На всякий случай. Пусть за бойцами присматривают. В такие часы воинская часть практически «вымирала», а командиры нижнего звена развлекали себя чем могли в прокуренных кабинетах и ротных канцеляриях.
В картишки, конечно же тайком. Но за это карали. И поделом! Судите сами, в то время, когда всё прогрессивное человечество стремилось к светлому будущему, а воины наших славных героических Вооруженных Сил самоотверженным ратным трудом крепили оборонное могущество, находились отдельные мерзавцы, нахалюги, так сказать, и лентяюги, которые предавались пороку и резались почём зря в азартные игры. Безобразие! Хотя, сами командиры ведь тоже бывало… Стоп! О чём это я. Начальство есть начальство. Оно как жена Цезаря.
Позже компьютер придумали. Классная штука! Для работы, конечно – вместо пишущей машинки «ундервуд», в основном.  Ну, и в плане релаксации – тоже. Ушёл себе в виртуальную реальность и релаксируешь помаленьку. Главное – не опоздать с возвращением. И нужную кнопочку незаметно кликнуть, если начальник зашёл. Оп-па! И у тебя вместо битвы с искусственным интеллектом уже реальная действительность – расписание занятий или личный план какой-нибудь. Правда, с появлением компьютера и ряда других достижений цивилизации народ разобщился и как-то утратил дух коллективизма. На смену волейболу с футболом или настольному теннису, коллективному сбору грибов или рыбалке, массовому посещению местного кабака или выезду на природу, как-то незаметно пришли огород под картошку, персональный компьютер, фазенда, подработка из-за низкого и несвоевременного жалованья, интернет, дачка, тачка в ракушке… Приобрели, несомненно, много чего, но, по-моему, потеряли больше. Чисто в человеческом плане. В живом общении потеряли, как это ни банально звучит, какие-то особые эмоции утеряли… А вы как думаете?


Рецензии
Любопытно, что ровно этот вывод ("в живом общении потеряли") я слышала 43 года назад, слово в слово. Речь шла о молодежи военного городка 1950-х - и молодежи того же городка конца 1970-х.

(О персональных компьютерах тогда и слыхом не слыхивали).

Людмила Людмилина   16.07.2020 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Стало быть, тенденция! Коммуналки расселили, потом персональные ЭВМ... Что-либо приобретая, всегда что-то теряешь. Информационные коммуникации расширяют круг общения, но... Люди реже смотрят в глаза друг другу, а друзей и родных видят на экранах смартфонов.
С уважением! А. Ч.

Андрей Чернявский   19.07.2020 11:55   Заявить о нарушении
Тут важно еще то, что, чем благополучнее люди, тем меньше они нужны друг другу. ВЫЖИТЬ можно только всем вместе - а ЖИТЬ... - .
Где-то я видела статистику: в Гамбурге якобы 70% людей живут поодиночке. Вот где тенденция! И ведь понятно: если сотню-полторы лет назад мужчина цинично говорил в кругу друзей: "Должен же мне кто-то штаны стирать!" ( в смысле - жениться пора) - то сейчас такой проблемы не возникает вообще: жить в одиночку ПРОЩЕ. Стирает нам прачечная, стрижет - парикмахерская, прокладку в кране меняет сантехник, еду привозит - какую закажешь - рассыльный... . Даже ребенка воспитывать в одиночку едва ли не легче, чем в полной семье: для мам-одиночек куча льгот от государства.

Что в итоге? А то самое: общество атомизируется, становится обществом одиночек. Да и одиночки чем дальше, тем больше общаются уже не с людьми, а с роботами ))) - позвоните куда угодно, и вам ответят: "Нажмите один... нажмите два... . Услышать голос ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА, которому можно объяснить нестандартную свою ситуацию, не попадающую под запрограммированный список - большая проблема...

Прогресс, возможно, сделает из человека - сверхчеловека... но ЧЕЛОВЕКА он убьет точно... ((

Людмила Людмилина   19.07.2020 16:24   Заявить о нарушении