Бенефис со смертельным исходом черновик

Константин Смольников
Александр Щеголев

















БЕНЕФИС С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ
(зеркальные трагедии закулисной гримерки)


Пьеса №6о.























2014г.

Действующие лица:

Катерина – юбилярша, возраст 60 лет, выглядит моложе, всегда была на вторых ролях.

Виктория – характерная старуха, язвительная актриса около 60-ти лет.

Ванесса – красивая женщина в возрасте более 60 лет, худощава и иронична, в прошлом прима театра.

Галка – бывшая актриса, веселая толстушка под 60 лет, в настоящее время костюмерша и гример.

Вениамин – 60-ти летний высокий и красивый актер, в прошлом герой-любовник, в настоящее время совмещает актерскую работу с работой помрежа.

Леонид Ильич Брежнев – портрет.


































Театральная гримерка. Длинный стол с зеркалом, три кресла, вешалка для верхней одежды, гардеробная тележка с костюмами. На столе кружки, какие-то мелкие вещи.
Входит элегантно одетая Катерина, в руках сумка, пакеты. Катерина отодвигает от стола кресло и складывает под стол пакеты, сумку ставит на кресло. Подходит к вешалке, снимает с себя верхнюю одежду. Возвращается к столу, вынимает из сумки принадлежности для гримирования, фотографию, убирает сумку под стол. Садится на кресло, смотрится в зеркало.

Катерина: Что ж…. Дождалась…. (берет в руки фотокарточку) Вот и сбылась моя мечта, Толик.… Но уже без тебя…

Входит Виктория, нагруженная сумками и пакетами, проделывает те же самые манипуляции, что и Катерина, садится перед зеркалом, смотрится в него, перекладывает принадлежности для гримирования. Поворачивается в сторону Катерины.

Виктория: Ах, да!.. Поздравляю.
Катерина: Спасибо, Виктория.
Виктория: Поздравляю не искренне!
Катерина: Я понимаю.

Женщины раскрывают баночки и коробочки, раскладывают по удобным местам прочие мелочи, стараются не позволить друг другу завладеть большей площадью стола.

Виктория: И где Галка? Нам пора переодеваться.
Катерина: Дверь в коридоре хлопнула – это она идет.
Виктория: Это сквозняк хлопает! У нас тут всюду сквозняки! Даже в туалете!

Входит шикарно и ярко одетая Ванесса, с таким же набором сумок и пакетов, как и у Катерины с Викторией. Ванесса так же пристраивает свою ношу под столом, идет к вешалке, где раздевается до купальника.

Ванесса: Уже ссоритесь? Без меня начали?
Виктория: Еще готовимся.
Ванесса: Что обсуждаете?
Виктория: Как в бубен стучать, чтоб тебя вызвать!
Катерина: Как это противно! Почему мы не можем культурно общаться?!
Ванесса: Зачем?
Катерина: Зачем мы столько лет живем в этих дрязгах и склоках?! Ведь мы несем культуру в народ!
Виктория Трепетно несем! Ломая хребты и выдирая волосы у соперниц! (Ванессе) Ты чего это в купальнике?!
Ванесса: Тело упаковала, чтоб моложе выглядеть. Надо фигуру сделать более выразительной!

Ванесса надевает костюм для спектакля.

Виктория: Что ты можешь выразить своей фигурой?! Как была всю жизнь шваброй с титьками, такой и осталась! Вот у меня - фигура! Формы – сплошное мужское удовольствие!
Ванесса: Да. У тебя идеальные формы свиноматки! Были и остались!
Виктория: Не завидуй, суповой набор! Мое тело – предел мужских мечтаний! Было.
Ванесса: Вот именно!

Виктория встает и раздевается. На ней корсет и панталоны с кружевами.

Ванесса: В нашем возрасте надо более тщательно беспокоиться о своей фигуре.… (смотрит на Викторию) Вика?! Какая прелесть! Хотя на тебе сидит, как на корове седло! Где ты умудрилась раздобыть эти очаровательные шаровары для верховой езды на слоне?!

Виктория идет к гардеробной тележке, берет свой костюм.

Виктория: Завидуешь? Хоть сдохни – не скажу!
Ванесса: И кто тебя смог в это запихнуть?!
Виктория: Нашлись мужские руки!
Катерина: Опять влюбилась?!
Ванесса: Он молодой?
Виктория: Что, уже желчь полилась из ноздрей? Успокойтесь – сын зашнуровал. С утра. Целый день хожу, мучаюсь. Чешется чертовски! Катька, почеши спинку!!
Катерина: Как?!
Виктория: Есть приспособление. Принесла. Сейчас достану.

Виктория идет к своему месту, достает из пакетов длинную обувную ложку, вручает ее Катерине.

Виктория: Чеши!

Катерина вставляет ложку под корсет, аккуратно чешет.
 
Виктория: Блаженство!
Ванесса (Катерине): Хватит ублажать эту корову, застегни мне платье!
Виктория (Катерине): Не останавливайся! (Ванессе) Сейчас Галка придет, застегнет тебя!
Ванесса: Вот пусть она тебя и чешет! А мне пора гримироваться!
Виктория: Зачем? Ты и так наштукатурена, как будто над тобой бригада молдаван трудилась!
Ванесса: Я должна выглядеть моложе!
Катерина: Почему моложе, Ванесса? Ты опять хочешь поступить вопреки замыслу режиссера?!
Виктория: Ох уж эти закидоны бывшей примы! Слушай, Ванька! Куда ты опять в молодухи лезешь?! Замысел режиссера – три старухи мечтают вернуться в Москву!
Ванесса: Вот вы и играйте старух! А я не собираюсь! Я буду контрастна на вашем фоне, буду блистать, буду женщиной в расцвете лет, у которой еще есть будущее! (принимает позу) «Я люблю, люблю… Люблю этого человека… Вы его только что видели… Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина…»

Пауза.
Катерина вынимает ложку, Виктория одевает платье.

Виктория: Люби. Режиссер не запрещает.… Но – люби Вершинина как бабушка внука! Не теряй ощущения сраных подгузников и зеленых соплей!
Ванесса: Вика!! Ну, ты!.. Ты!!.. Тьфу, на тебя!!
Виктория: Привыкла всю жизнь режиссерами вертеть! Так этот московский хлыщ на тебя не клюнет! Молод он для твоих прелестей! Не повертишь! Гримируйся старухой!!
Катерина: Смирись, Ванесса!
Ванесса: Никогда!!
Виктория: Не рыпайся! Ты уже не прима. Помни о кишечнике!
Ванесса: Причем здесь кишечник?!!
Виктория: Не работает он у тебя. Ты на сцене пердишь.
Катерина: Вика?!
Ванесса: Что?! Что ты несешь?!!
Катерина: Виктория, не надо! Зачем так грубо?!
Виктория: А что такого? Это возрастное. У меня тоже проблемы с кишечником, так я их решаю!
Катерина: Как ты их решаешь?
Виктория: Тоже пучит?
Катерина: Так остро я бы этот вопрос не ставила.
Виктория: Пучит. Мой рецепт простой – не жрать в день спектакля! Только крепкий чай и сухарики! За полчаса до начала спектакля – пятьдесят грамм водки. Но без закуски! Чтоб в желудке стало тепло, глаза заблестели, а разум не уснул!
Ванесса: Ёкарный бабай! Я пообедала!
Виктория: Что ела?
Ванесса: Салатик. Стакан кефира.
Виктория: Хлеб?
Ванесса: Черный.
Виктория: Будешь пердеть!
Ванесса: За что?!!
Катерина: Девчонки!
Виктория: Не льсти нам! Ты еще обзови нас девственницами!
Катерина: Давайте выпьем! У меня есть!
Виктория: Хм. Водка?
Катерина: Шампанское…
Ванесса: А у меня коньяк!
Виктория: В нашем возрасте предпочтительнее чистый спирт – им хорошо мумифицироваться. Ладно, водка у меня есть, зажимать не буду.

Виктория лезет в свои пакеты, достает бутылку водки. Из ящиков стола вынимаются рюмки, Виктория разливает.
 
Виктория: Катерина! Хоть я тебя всю жизнь искренне ненавижу, но также искренне и люблю! С юбилеем тебя, старческим!
Ванесса: И с бенефисом, счастливая ты наша!

Чокаются.

Катерина: Спасибо!

Пьют.

Ванесса: А закусить?
Виктория: Забудь!
Катерина: Спасибо вам. Что не говори, а вы мои настоящие боевые подруги!
Виктория: Конечно, боевые! Сколько лет вместе в театре работаем, столько и воюем друг с другом!
Ванесса: Тем не менее, нас многое объединяет в этих стенах!
Виктория: Ты про самцов?
Ванесса: Про спектакли! Сколько мы их переиграли на нашей сцене! Вспомнить страшно!
Виктория: Да, страшно вспомнить. Не загримируешь.
Катерина: Зачем прятать прошлое? Одно то, что мы пережили все плохое в нашей жизни, уже прекрасно!
Ванесса: Да! Что тут скажешь? Сколько было прекрасных ролей, прекрасных партнеров!
Виктория: И любовников!
Катерина: Были и мужья. Была жизнь, была дружба и вражда. Было много событий, хороших, плохих, так или иначе оставивших след в нашей жизни.
Ванесса: Есть что вспомнить!
Виктория: Помните, как Галку в шкафу на замок закрыли?
Ванесса: Это когда ей сказали, что ее любовник.… Как его?.. Мрякин! В кабинете худрука назначил свидание Катерине?!
Виктория: Да!
Катерина: Глупая была шутка!
Ванесса: Хороший розыгрыш!
Виктория: Приемная комиссия из отдела культуры в этот кабинет приперлись водку пить с худруком и главрежем! В шкаф полезли, а там – Галка!
Ванесса: Повезло ей тогда, за стол посадили со всеми.… Чуть замуж за члена комиссии не вышла.
Виктория: Чуть – не считается!
Катерина: Ее Мрякин потом бросил.
Виктория: Ее все бросали. Никто с ней ужиться не мог. Вечно проблемы создавала мужикам!
Ванесса: И где же она шляется?! Спектакль скоро начнется! Времени совсем не осталось!
Катерина: Есть еще время.
Ванесса: Заканчивается время! Заканчивается!

Пауза.

Виктория: У Галки-то время давно закончилось. Сколько уже на сцену не выходит? Выдавило ее подросшее поколение…. А помните, как она во время действия прямо на сцене пыталась признаться в любви своему партнеру?!
Ванесса: Что-то не припоминаю такого.
Катерина: Да как же! Он ее душит, грим черный по лицу течет, а она орет: «Я твоя, любимый! Мы будем счастливы! Я научусь готовить!»
Ванесса: Да? И чем все закончилось?
Виктория: Он ее кляпом задушил. Платок в рот запихал. Ее бездыханное тело на сцене потом долго всхлипывало и лило горькие слезы.
Ванесса: А! «Отелло»! Помню, помню! Не помню, кто ставил.
Катерина: Толик ставил.

Пауза.

Виктория: Толик, да. Хороший был режиссер. Не то, что эти, нынешние! Как он актрис понимал!
Ванесса: Да, умел. Царствия ему небесного!
Виктория: Твой покойный муж, Катерина, был великий режиссер! Умел влезть в нутро и вывернуть его наизнанку! Обнаженным сердцем играли! Нервами рвущимися! Он по жизни так себе мужчинка был, но режиссером был крепким!
Ванесса: Да и как мужчина он был вполне достойный!
Виктория: Да геем он был! Я пыталась подступиться – ничего не вышло. Гей!
Ванесса: Он же был женат на Катьке!
Виктория: Ну и что? Это Катька его на себе женила! От отчаянья найти нормального мужика! Верно, Кать?
Катерина: Я по любви замуж вышла. Зачем так говорить? Мы любили друг друга! У нас все было хорошо!
Ванесса: Да нормальный он был мужик! Я проверяла!

Пауза.
Женщины смотрят друг на друга.

Ванесса: Катя, ты меня не правильно истолковываешь!!
Виктория: Невинно, что ли, им овладела?
Ванесса: Все не так, как вы трактуете! Он попытался проявить инициативу, я погасила ее в зародыше! Вот и все!
Виктория: А как ты поняла, что он нормальный мужик?
Ванесса: Так видно было!
Виктория: Значит – раздела!
Ванесса: Он сам!
Катерина: Прекратите!!!

В гримерку вбегает Галка, на ее одежде налипшие ленты туалетной бумаги. Швыряет сумки под вешалку.

Галка: Я не опоздала! Я успела! Сейчас все сделаю!

Галка снимает с себя верхнюю одежду, встряхивает и рассматривает ее. С одежды капает вода.

Галка: Я сейчас! Переоденусь. Руки помою!

Убегает.
 
Ванесса: Что это было?
Виктория: Бабская неуправляемая дурь.
Ванесса: Нет, я спрашиваю – что это было?!!
Виктория: Мимолетное видение.
Ванесса: Это Галка была?
Виктория: Нет. Карлсон.
Ванесса: Какой еще Карлсон?!!
Виктория: С большими титьками! Помнишь, Галка Карлсона играла в детском спектакле? Так же по сцене носилась.
Ванесса: Не помню!
Виктория: Тогда еще мужики с детьми начали на этот детский спектакль ходить! Толпами!
Ванесса: Зачем?
Виктория: На Галкины вибрации смотреть.
Ванесса: Какие вибрации?
Виктория: Когда Галка в роли Карлсона по сцене скакала, у нее спереди и сзади так все гармонично и упруго колыхалось – зрители, я мужчин имею ввиду, в экстаз входили! Детям тоже нравилось, как Карлсон с Малышом на сцене долго и искренно обнимались…. Кто ж Малыша играл? Так Мрякин и играл! У него уши были большие. На том спектакле они и притерлись друг к другу. Чего ж они не поженились? Мрякин геем не был. Любил он наш пол, мелкий Казанова….

Вбегает Галка в обвисших трениках и большой мужской футболке.

Галка: Я готова!
Ванесса: Что это на вас надето, прелестное дитя?
Галка: Это? У рабочих сцены отняла! Моя одежда насквозь промокла!
Виктория: В речку упала?
Галка: Пожарники облили!
Ванесса: Пожарники?
Виктория: Что за пожарники?
Галка: У них учения были с водой, я думала, проскочу.
Виктория: Не проскочила?
Галка: Тебе смешно, а у них шланг из рук вырвался и начал как змея вертеться и все водой поливать!
Виктория: Ты на него грудью бросилась?
Галка: Нет. Остановилась посмотреть.
Ванесса: Понятно.
Виктория: Что потом?
Галка: Промокла, побежала в хозяйственный магазин.
Ванесса: Зачем?
Галка: За туалетной бумагой.
Виктория: Обделалась?
Галка: Обмоталась! Чтоб высохнуть! Пять рулонов истратила!
Виктория: Помогло?
Галка: Нет. В бутафорской, на батарее все развесила.  Может, подсохнет до банкета? Кому помочь одеваться? Катя?
Катерина: Виктории помоги. Я успею.

Галка помогает одеваться Виктории.

Ванесса: Ты, так, обмотанная бумагой, и шла по улице?
Галка: Ну да. А что тут такого?
Виктория: Ничего. Новая байка в театре родится.
Галка: Какая байка?
Виктория: Что на тебя туалетный маньяк напал.
Катерина: Прекратите!
Галка: Ой, Катерина! У тебя же сегодня юбилейный бенефис! Поздравляю!
Катерина: Спасибо, Галя.
Галка: Совсем меня память подводить стала! С утра помнила про бенефис, а потом пожарники всю память смыли! Как я за тебя рада!
Катерина: Спасибо.
Галка: Завидую я тебе! По-хорошему, ты не подумай чего! Как я хотела сыграть Ольгу или Ирину! Сорок лет назад роли выучила наизусть, до сих пор помню: «О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем…»
Ванесса: Феноменально!
Виктория: Ты смотри, овца овцой, а какая память!
Ванесса: Как великолепно чувства выразила! Слабо конечно, но все равно хорошо.

Галка пытается одевать Катерину, но она делает отрицательный жест.
Галка помогает гримироваться Ванессе и Виктории.

Галка: Вот не пойму я этого столичного режиссера! В чем его замысел? Почему сестер должны играть старые актрисы? Ведь в пьесе любовь, страдания и надежды молодых девушек? Как зритель воспримет эту игру?
Виктория: Как-нибудь воспримет. Схавает, как авангард или суперпостстармодернизм. Сейчас чего только на сцене не вытворяют!
Ванесса: Главное – сыграть! А там – пусть будет, что будет!
Катерина: Прекратите!!
Виктория: Что, прекратите?!
Катерина: Не важно, в каком возрасте актриса, важно, что она несет в себе, что может дать зрителю! Ведь внутреннее наше состояние, наше ощущение героинь не зависит от наших физических оболочек!
Ванесса: Золотые слова! Двадцать копеек! Я своих, не буду считать скольких лет, вообще не чувствую! У меня внутреннее ощущение – двадцать пять!
Виктория: Кишечник.
Ванесса: Прекрати! Пусть не двадцать пять, но не больше тридцати!
Виктория: Я тебе утюг на восьмое марта подарю. Морщины гладить. На жопе!
Ванесса: Ты была и есть несносная и вульгарная баба, Витька!!!
Катерина: Не важен возраст! Нам есть, что дать зрителю. Наши живые чувства, те, что нам удалось пережить в жизни и запомнить, остались с нами! Ведь они не тускнеют, не оставляют нас равнодушными к ним даже сейчас, по прошествии многих лет….
Виктория: Мне есть, что сказать со сцены!
Ванесса: Я поняла! Надо оживить в памяти все хорошее, что было в жизни, и с этим выйти на сцену! Выбрать самые сильные чувства, самую яркую любовь… с любовью сложнее….

Пауза.
Входит Вениамин в костюме ХIХ века с огромным портретом Брежнева в руках.

Вениамин: Привет! Катрин, с бенефисом! Все готовы? Десять минут до начала! Опаздывать нельзя! Чтоб через двадцать минут все были за кулисами! А что вы тут, водку пьете?
Виктория: Кашель лечим! Слышь, помреж, ты зачем сюда Брежнева притащил?
Вениамин: Надо! Пусть пока здесь повисит! (вешает портрет на стену) Чего бутылку не закрыли? Выдохнется!
Виктория: Выпить, что ль хочешь?
Вениамин: Не откажусь!
Галка: И мне налейте, я замерзла!

Виктория разливает водку.

Ванесса: Зачем на всех разливаешь? Ты же сказала не более пятидесяти грамм перед спектаклем!
Виктория: Не будешь?
Ванесса: Буду!
Вениамин: Дорогая Катерина! Вот и наступил твой знаменательный день! Сегодня ты выходишь на сцену нашего старого театра….
Виктория: Короче!
Вениамин: Понял! С юбилеем, Катя! С бенефисом!
Катерина: Спасибо, Вениамин.

Пьют.

Вениамин: Чем занюхать?
Виктория: Портретом! Зачем его к нам приволок?
Вениамин: Сюрпрайз!
Виктория: Катьке, что ли? Ни хрена себе подарок!
Вениамин: Нет, не Катерине! Для другого дела.
Ванесса: Украл, наверное?
Вениамин: В бутафорской нашел.
Ванесса: Продать собираешься? Соцреализм еще в моде? Почем хочешь загнать? Покупатель есть?
Виктория: Да никто не купит! Тут у генсека всего две звезды героя. Мало дадут!
Вениамин: Портрет не на продажу. Это подарок.
Галка: Кому?
Вениамин: Режиссеру московскому. На банкете директор поднесет от театра.
Катерина: Глупо.
Вениамин: Не скажи! Оригинальный подарок! Портретная живопись времен застоя! Уже почти антиквариат! Подпись какого-то автора есть, печати и штампы тоже. И, главное, денег не надо тратить! Портрет давно списан с баланса театра, поэтому - хороший подарок. Возьмет он его в Москву, или не возьмет – это уже не важно! Внимание оказано, протокол соблюден!
Катерина: Как это не искренно!
Вениамин: Не спорю. Но куда деваться, коль директора финансовая жаба душит?
Ванесса: А когда мы в чем-то бываем искренними? Никогда!
Галка: А в любви?
Ванесса: Не стучи в бубен, от него голова болит!
Виктория: Меня мой Петька любит искренно!.. А ведь собиралась, когда залетела, аборт делать…. Искренно говорю сейчас: Господи, спасибо за Петьку! Спасибо, что не дал совершить  мне убийство сына! Спасибо за счастье и мужика в доме!..

Пауза.

Вениамин: Все, девочки, все! Пора на сцену! Пять минут осталось! Бегу давать первый звонок! Катя, ты еще не готова!!
Катерина: Успею.
Ванесса (Вениамину): Что за костюм на тебе? Ты кого замещаешь?
Вениамин: Сироткина! У него опять дома унитаз прорвало – сантехников ждет!
Ванесса: Чебутыкина будешь играть?
Вениамин: Да!
Галка: Так Чебутыкин низкого роста должен быть!
Вениамин: Ничего! Я вприсядку сыграю!

Вениамин приседает и становится смешным карликом. Кривляется.

Вениамин: «Глядите, какой я низенький».

Все, кроме Катерины, смеются.

Вениамин: Девчонки, за мной! На сцену! Катерина, поторопись!

Вениамин смешно уходит.

Ванесса: Повеселил.
Виктория: Надо идти. Катька, чего расселась?!
Галка: Сейчас я мигом ее соберу! Идите!

Ванесса и Виктория уходят. Галка подходит к Катерине с платьем.

Галка: Встань, Катерина, пора переодеваться.
Катерина: Сейчас.
Галка: Надо поторопиться.
Катерина: Не надо.

Пауза.

Галка: Ты что задумала?
Катерина: Ничего… Что в финале говорит Ольга?
Галка: Финальная фраза?.. «Если бы знать, если бы знать!»
Катерина: Ты всю жизнь мечтаешь сыграть Ольгу!
Галка: Мечтаю.… И Ольгу сыграть, и замуж по любви выйти…
Катерина: Ты сегодня выйдешь на сцену. Вместо меня.

Раздается первый звонок.

Галка: Звонок! Первый! Одеваемся!! Грим не успеем наложить!!!
Катерина: Одевайся ты! Сегодня ты играешь Ольгу!
Галка: Но…
Катерина: Никаких «но»! Мой юбилей - мой каприз! Играешь ты! Это твой мне подарок!
Галка: Меня уволят!!
Катерина: Ты сыграешь Ольгу!!

Второй звонок.

Катерина: Решайся!
Галка: Да!!

Катерина помогает Галке переодеться.

Галка: Платье не сходится!
Катерина: Веревочкой подвяжем! Готово! Теперь грим!

Катерина точными и быстрыми мазками кладет грим на лицо Галки.

Катерина: Все!
Галка: На Бабу Ягу похожа!
Катерина: Не вредничай. Времени нет! Ты играешь Ольгу! Грим не важен!

Третий звонок.

Катерина: Иди!

Галка смотрит на Катерину. Катерина разворачивает Галку за плечи в сторону выхода, легко толкает. Галка убегает.

Катерина: Все….

Катерина идет к столу, поднимает с пола сумку.

Катерина: Самый лучший и единственный розыгрыш в моей жизни… Пора ставить точку…

Катерина поднимает со стола фотокарточку мужа, ставит ее перед собой, ищет в сумке, находит флакон с таблетками.

Катерина (к фотографии): Я его нашла! Помнишь, ты грозился покончить с собой, отравиться?.. Я тогда подумала, что ты блефуешь, как всегда.… Но вот, перебирала твои вещи и нашла.… Яд…. Ты не обманывал меня. Прости…

Пауза.

Катерина: Как медленно тянется время без тебя, Толик!

Пауза.

Катерина: Бенефис этот…. Я благодарна, конечно. Но для меня… это выход на край пропасти.
Дальше – падение в никуда…. Не хочу.

Пауза.

Катерина: Я хочу к тебе, Толик!.. Хочу, чтоб опять мы были вместе…. Ты знаешь, я ходила к директору кладбища, и он пообещал мне, что разрешит похоронить меня в твоей могиле. Места мало, но могилка глубокая и мой гроб поставят сверху. Нормы позволяют…. Хорошо, что есть какие-то нормы. Мы будем вместе….

Катерина достает из флакона таблетку.

Катерина: Одну выпить, или все? Всего четыре таблетки. Наверное, это сильный яд…. Чем запить? Воды нет…. Запью шампанским…. Шампанское последнего банкета. И не грустно.

Катерина достает и открывает шампанское, наливает в кружку.

Катерина: Вот так, ни с кем не прощаясь…. Зачем прощаться?

Запивает таблетку.

Катерина: Все…. И совсем не страшно.

Пауза.
Свет меркнет.

Катерина: Началось…. Ухожу.

Темно.
Пауза.
Появляется пятно света, оно медленно увеличивается на портрете Брежнева.

Леонид Ильич Брежнев: Кхм… кхм, кхм....

Второе световое пятно освещает лежащую на полу Катерину, она медленно и с трудом поднимается на колени.

Катерина: Очень темно…. Смерть – это тьма?.. Толик, ты где? Толик, тебя здесь нет?!
Леонид Ильич Брежнев: Толика здесь нет.
Катерина: Леонид Ильич?
Леонид Ильич Брежнев: Обращаетесь не по протоколу. Надо так: дорогой Леонид Ильич!
Катерина: Дорогой Леонид Ильич, где Толик?
Леонид Ильич Брежнев: На субботнике.
Катерина: На каком субботнике?
Леонид Ильич Брежнев: Коммунистическом.
Катерина: Что он там делает?
Леонид Ильич Брежнев: С Владимиром Ильичом Лениным бревна таскает.
Катерина: Куда?!
Леонид Ильич Брежнев: К котлам с кипящим маслом для грешников.
Катерина: Мы в аду?!
Леонид Ильич Брежнев: Да.
Катерина: Как мне Толика найти?!
Леонид Ильич Брежнев: Сам придет. Пятилетка закончится, он и придет.
Катерина: Какая пятилетка?
Леонид Ильич Брежнев: Субботняя! У нас в вечности времени много, поэтому субботник длится пять лет!
Катерина: Мне его пять лет ждать?!
Леонид Ильич Брежнев: Ну, это не вечность.

Пауза.

Леонид Ильич Брежнев: Кхм!
Катерина: Что?!
Леонид Ильич Брежнев: Почешите под кителем!
Катерина: Как?!
Леонид Ильич Брежнев: Виктория принесла, чем чесать.
Катерина: Но, вы… портрет!
Леонид Ильич Брежнев: И что? Почешите, очень прошу. У меня рук нет. Есть только то, что на портрете.
Катерина: Мне страшно!
Леонид Ильич Брежнев: Привыкайте. Дальше хуже будет. Пожалуйста! Очень прошу, сделайте милость!

Катерина поднимается, находит ложку, вставляет под китель, чешет Брежнева.

Леонид Ильич Брежнев: Блаженство! Посильней! Левее! Тут помягче. Теперь правей! Ах, хорошо! Продолжайте!
Катерина: Устала.

Катерина опускается на пол.

Леонид Ильич Брежнев: Еще немножко!
Катерина: Не могу.
Леонид Ильич Брежнев: И на том спасибо!
Катерина: Не за что.
Леонид Ильич Брежнев: Эх, попариться бы в баньке! Прошусь в котел, так не пускают. Торчу в портрете.
Катерина: Толику как тут?
Леонид Ильич Брежнев: Толик хорошо пристроился, в хоре участвует.
Катерина: В хоре?
Леонид Ильич Брежнев: Тут один композитор симфонию сочинил, так они ее хором стонут.
Катерина: Что за глупость?
Леонид Ильич Брежнев: Красиво. Какое никакое развлечение.

Пауза.

Леонид Ильич Брежнев: Как вас зовут?
Катерина: Катерина.
Леонид Ильич Брежнев: Вы, Катенька, перед смертью водку пили?
Катерина: Пила.
Леонид Ильич Брежнев: Не осталось водочки?
Катерина: Осталось.
Леонид Ильич Брежнев: Налейте рюмочку!
Катерина: Вам можно?!
Леонид Ильич Брежнев: Мне можно.
Катерина: Хорошо.

Катерина поднимается, наливает рюмку, подходит к портрету.

Катерина: Закусить, что вам дать?
Леонид Ильич Брежнев: Не надо! Мне все равно какать нечем! Я ж поясной портрет! Поднесите к губам!

Катерина подносит рюмку к губам, Брежнев бережно пьет.

Катерина: Все хорошо?
Леонид Ильич Брежнев: Еще!
Катерина: Там мало осталось. Женщины не поймут.
Леонид Ильич Брежнев: Женщины, они такие! Что ж. Споем?
Катерина: Здесь?
Леонид Ильич Брежнев: А что такого? (поет) Ваше благородие, госпожа чужбина! Крепко обнимала ты, да только не любила! Перестаньте черти клясться на крови! Не везет в портрете, повезет в котле! (Катерине) Неплохо? Сам сочинил!
Катерина: Что за шум?!

Раздается глухой шум, крики.

Леонид Ильич Брежнев: Это черти за вами идут! Сейчас вас погрузят в кипящую смолу! Вы не забудьте записаться в хор! Ведь в котле развлечений мало! Ваш Толик там уже участвует!
Катерина: За мной? Черти?! Ах!

Катерина теряет сознание и валится на пол.
Затемнение.
В темноте шум нарастает, мы слышим овации, крики «браво», которые постепенно стихают.
Свет наполняет сцену. В гримерку, с цветами в руках, вбегают Галка, Виктория и Ванесса. Видят лежащую Катерину. Галка швыряет цветы, бросается к Катерине.

Галка: Катя, что с тобой?
Виктория: Выпила почти всю водку. Дрыхнет.
Галка: Она холодная!
Ванесса: Это что тут на столе? (берет в руки флакон) Яд? Смотрите, яд….
Виктория: Яд приняла.
Галка: Отравилась?!!

Вбегает Вениамин.

Вениамин: Катерина! Что такое! Почему не играла?! Заразительный пример Сироткина?!
Ванесса: Катя умерла. Отравилась ядом. Вот. (показывает флакон)
Вениамин: Страхи господни! Пульса нет?!
Виктория: Окоченела уже.
Галка: Она холодная!
Ванесса: Вениамин, может, сделаешь дыхание рот в рот?
Вениамин: Дура! Она ж не утонула!
Ванесса: Так что же делать?!
Вениамин: Скорую вызывать!
Виктория: И что стоишь, помреж?! Беги к телефону!
Вениамин: Бегу.

Вениамин убегает.
 
Виктория: Побежал. А то, что в кармане мобильник лежит – забыл!
Галка: Действительно! У вас есть мобильные телефоны! Звоните!
Ванесса: Пусть администрация звонит. Это их работа – похороны организовывать.
Галка: Может Катю еще можно спасти?!
Виктория: А ей это надо?
Галка: Нам надо.
Ванесса: Во флакончике три пилюли остались. Это она нам, что ли, оставила?
Виктория: Не забыла про подруг.
Галка: Она хотела, чтоб мы тоже?..
Ванесса: А что нам тут делать? Жизнь прожита, карьера окончена. Цветы по юбилеям. Пенсия смешная.
Виктория: Последние роли сыграны, пора уходить.
Галка: Куда уходить?
Ванесса: В мир иной, деточка. В вечность! В другое театральное измерение.
Виктория: Да! И устроить общие прощальные гастроли на кладбище под духовой оркестр! С речами без суфлеров! Без финансовых затрат на поминки! Прелестно!
Галка: Похороны? Кому?
Ванесса: Нам. Кому же еще. И для администрации театра меньше хлопот будет.
Виктория: Еще и сэкономят на опте!
Ванесса: Кому мы здесь нужны? Что нам делать в этих стенах? Надо уходить. Роли закончились.
Галка: Можно остаться!
Виктория: И что будем делать?
Галка: В гардеробе работать, гримерами, костюмерами.
Ванесса: Не издевайся!
Виктория: Ты легко сдалась, а нам с Ванессой это сделать трудно. Вот, Катерина, она как мы и она первая сделала выбор. Теперь дело за нами.
Галка: Я не сдалась. Я сегодня играла….
Ванесса: Просто тебе сегодня повезло. Думаешь, еще повезет?
Галка: Нет.
Виктория: Не огорчайся, ты уже не одна. Нам уже всем не повезет. Шлагбаум.
Ванесса: Занавес!
Галка: Финита ля комедия.
Ванесса: Можно и так сказать. Что ж, девушки, приступим?
Виктория: Приступим.
Галка: А это не мучительно?
Виктория: Посмотри на Катькино лицо! Разве она в мучениях умерла?
Ванесса: Умиротворенное лицо. Немножко удивленное выражение,  так это естественно – она увидела световой тоннель, и ей стало любопытно.
Галка: Ну, если больно не будет.
Виктория: Не будет! Мы просто уснем!
Галка: Я согласна!
Ванесса: Бери таблетку!

Ванесса вручает Галке таблетку.

Галка: Чем запить?
Ванесса: Так вот, шампанское стоит! Это так романтично – яд запить шампанским! Сцена, достойная пера Шекспира! Витька, разливай!

Виктория разливает шампанское по стоящим на столе кружкам.

Виктория: Готово!
Галка: Я первая!

Кладет таблетку в рот, запивает шампанским, опускается на пол рядом с Катериной. Сидит, гладит Катерину по голове.

Галка: Спасибо тебе, Катенька! Спасибо за роль!
Ванесса: Мне последняя трагическая роль! Надо продумать мизансцену. Я умру в кресле. В позе Марата!

Ванесса запивает таблетку и садится в кресло.

Виктория: Такое дело, девки.
Ванесса: Что случилось?
Виктория: Петька!
Ванесса: Что с ним?
Катерина: Не попрощалась! Надо сбегать домой и разрешить ему жениться! Жена ему нужна срочно! Его кормить надо! Он же готовить не умеет!
Ванесса: Так иди, прощайся. Нам с Галкой прощаться не с кем.
Виктория: Ну, ладно! Вы тут пока помирайте, а я быстро сбегаю к сыну и вернусь!
Ванесса: Вернешься?
Виктория: Железно! Жгучее желание всех поставить раком, пусть и таким способом! Да разве такое приключение пропустить, возможно?!
Ванесса: Беги, а то опоздаешь!
Виктория: Не опоздаю!

Виктория убегает.

Ванесса: У тебя какие ощущения?
Галка: В сон тянет.
Ванесса: А у меня что-то с кишечником. Пучит. Надо было водкой запить!

Пауза.

Ванесса: Ну, ты как, умираешь?
Галка: Да. Куда-то погружаюсь….
Ванесса: А меня не берет что-то совсем. Может пилюлю Виктории выпить? Обидится Виктория….

Ванесса вертится в кресле, занимая более удобную позу, затихает.

Галка: Мне совсем не больно и не страшно. Тебе страшно, Ванесса?.. Ванесса?!

Галка ложиться рядом с Катериной, затихает.
Свет меркнет, наступает темнота.
Возникает луч света, попадает на лицо Ванессы, освещает ее всю.

Ванесса: Ну, и чем меня тут встречают? Где этот тоннель, по которому надо идти к свету?

Пауза.

Ванесса: Эй! Алло, гараж! Есть тут кто-нибудь?

Голос Виктории: «Есть!»

Ванесса: Виктория?

В луче света появляется Виктория.

Ванесса: Ты?!
Виктория: Я. Ты кого-то другого ждала?
Ванесса: Ты ж к сыну побежала?!
Виктория: Побежала. Да вот, под машину попала!
Ванесса: Какую машину?
Виктория: Пожарную!
Ванесса: Ах, да! Галка говорила про пожарные учения.

Виктория и Ванесса всматриваются в темноту.

Ванесса: А я чуть и твою пилюлю не проглотила. Испугалась, что одной не хватит!
Виктория: Не нужна теперь пилюля.
Ванесса: От судьбы не уйдешь!
Виктория: Не уйдешь.

Пауза.
 
Ванесса: Вот мы умерли и что дальше?
Виктория: Что? Лежать надо. Все мертвые лежат.
Ванесса: Просто лежать и всё?
Виктория: Всё. Ложимся!

Виктория и Ванесса ложатся на пол.

Ванесса: А меня пучит! Я умерла и все равно пучит! Что за напасть?
Виктория: Пройдет!
Ванесса: Когда?
Виктория: Когда в скелет превратишься! Скелет не пучит!
Ванесса: Я что, стану скелетом?!
Виктория: Не бойся, я твои кости покрою перламутровым лаком для ногтей!
Ванесса: Спасибо, Виктория! Ты добрая.
Виктория: Ну вот, дождалась после смерти доброго слова.
Ванесса: Ты добрая….

Луч исчезает и появляется в другом месте – освещает Галку.

Галка: Здравствуй, вечность! Я умерла!

В луче света появляется Катерина.

Катерина: Здравствуй Галка! Как ты здесь оказалась?
Галка: Катерина! Как здорово! Мы опять вместе! Здесь где-то Ванесса должна быть, мы с ней вместе яд приняли, и Виктория должна быть вскоре. Она побежала с сыном попрощаться.
Катерина: Зачем вы приняли яд?!
Галка: Так ты нам три таблетки оставила! Вот мы и подумали, что нам тоже надо их выпить.
Катерина: Какая глупость!
Галка: Не надо было?
Катерина: Конечно, нет! Надо жить, коль дана такая возможность! Ах, глупые тетки! Что за сумасбродство – взять и отравиться?
Галка: Но ты же приняла яд?
Катерина: Приняла. Теперь жалею.
Галка: А чего жалеть? Ванесса сказала – жизнь прожита, цветы по юбилеям.
Катерина: Финита ля комедия?
Галка: Да, это я так сказала.
Катерина: Жизнь не комедия, Галка. Жизнь это жизнь. Ты жила и сыграла Ольгу. А я не стала бороться. Я просто ждала и устала ждать. И приняла глупое решение.
Галка: А здесь жить нельзя? Играть любимые роли?
Катерина: Здесь не лицедействуют, Галка. Здесь растворяются во мраке.
Галка: Так безысходно?
Катерина: Да.

Луч гаснет, все погружается во тьму.
Вспыхивает свет. Ванесса лежит в кресле, Виктория и Галка на полу. Вбегает Вениамин.

Вениамин: Вызвал! Скоро приедут!

Останавливается, смотрит на женщин.

Вениамин: Вы чего это?

Подходит к столу, берет в руки флакон.
 
Вениамин: Отравились…. Не бросили Катерину….  На сцене вместе и в смерти вместе. Ах, какая дружба и преданность!.. А я?.. А меня бросили. А я ведь тоже ваш, мои дорогие!

Подходит к Ванессе, целует ее в лоб.

Вениамин: Прощай, красавица!

Подходит к Катерине и Галке, кланяется им в пояс.
 
Вениамин: Галочка, Катенька, прощайте!

Выходит на середину гримерки, задумывается.

Вениамин: Что вам сказать на прощанье? Какую грустную и торжественную речь произнести?.. Наверное, не надо речей, они вам не нужны. Я последний раз сыграю для вас роль, которую мне уже не сыграть…. Но, прежде!

Вениамин решительно идет к столу, вытряхивает из флакона последнюю таблетку, кладет в рот, запивает. Забирает от стола и ставит на середину гримерки кресло, подходит к двери и становится немощным стариком. Трогает ручку двери.

Вениамин: «Заперто. Уехали… (садится в кресло) Про меня забыли…. Ничего… я тут посижу…. А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал…. (озабоченно вздыхает) Я-то не доглядел…. Молодо-зелено! (бормочет что-то, чего понять нельзя) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (скрючивается на кресле) Я полежу…. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего…. Эх, ты… недотепа!» (лежит неподвижно)

Тьма. Луч света осторожно высвечивает Вениамина, скрючившегося в кресле. Круг света увеличивается и в нем появляется Виктория. Она подходит к Вениамину, тормошит его.

Виктория: Веня, ты чего тут разлегся?
Вениамин: И ты здесь?
Виктория: Здесь. А где мне быть?
Вениамин: Ты тоже приняла яд?
Виктория: Нет.
Вениамин: А как же ты сюда попала?
Виктория: Через дверь вошла.
Вениамин: Здесь есть двери?
Виктория: Есть.
Вениамин: Двери портала?
Виктория: Какого портала? Здесь одна дверь, в гримерку.
Вениамин: После смерти мы опять попадаем туда, откуда пришли? Понятно.
Виктория: Что тебе понятно?
Вениамин: Я умер и воплотился в призрака?
Виктория: Ты уснул, и я тебя разбудила. Давай вставай, надо всех будить и на банкет идти!
Вениамин: Я умер. Я принял яд. Как и все!
Виктория: Идиот! Ты вместе с этими дурами проглотил снотворное, которое я подсунула Катерине в вещи ее покойного Толика!
Вениамин: Зачем?
Виктория: Да она меня достала своей болтовней, что хочет покончить с жизнью, хочет поскорее к своему импотенту Толику! Вот и подсунула флакон со снотворным - пусть проспится. Глядишь, дурь и сойдет!
Вениамин: Я ничего не понимаю…. (засыпает)
Виктория: А ну, не спать! Нам надо идти на банкет!

Вероника начинает отвешивать Вениамину пощечины. С каждым ударом на сцене становится светлее.

Вениамин: Что такое? Кто я, где я?!
Виктория: Вставай сволочь! Буди девок! На банкет опаздываем!
Вениамин: Банкет?! Я проспал?

Вениамин вскакивает с кресла, трет лицо.

Вениамин: Что случилось?
Виктория: Девчонок буди! Надо смотаться до приезда скорой помощи!
Вениамин: Как же это неловко с врачами получилось?! Сейчас приедут, что им скажем?!
Виктория: Ты вызывал, тебе и расхлебывать! Буди! Смываться надо!
Вениамин: Девочки, вставайте!!!
Виктория: Чего орешь? Уши три!

Виктория радостно натирает уши Ванессе.

Ванесса: Не дождетесь!

Вениамин опустился на колени рядом с Катериной и Галкой, аккуратно похлопывает их по щекам.

Вениамин: Катенька, Галочка, просыпайтесь! Банкет стынет! Да и скорая помощь скоро приедет! Вставайте, милые!

Слышаться слабые звуки сирены скорой помощи.

Вениамин: Опоздали.
Виктория: Тащи их отсюда!

Вениамин берет на руки Катерину, уносит. Виктория на кресле выкатывает Ванессу.
Галка просыпается, садится.

Галка: Катерина? Ты где, Катя?!.. Не надо умирать, не надо! Давайте будем жить!

Занавес.


Рецензии