Кобулети

Было это в самом начале 70-х годов, а если быть еще точнее, то в июле 1970 г.-мы поехали отдыхать на море в Кобулети.Границы тогда были открыты, жили мы единой семьей, единым государством, но самобытность, менталитет, привычки, устои каждой республики- все это сохранялось и, думаю даже, были некоторые допущения в экономической сфере, но  не буду судить об этом, дабы не вводить в заблуждение читателя, так как в то время меня-ребенка это мало интересовало. Но, то, что врезалось в память-это резкий контраст жизни между ними и нами. Там впервые я увидела двухэтажные каменные особняки, принадлежащие одной семье, с широкими балконами, увитыми виноградом. Добротные каменные заборы. У граждан победнее также были каменные дома, но поменьше. Возможно, если  сегодня  взглянуть на эти сооружения, то они покажутся нам убогими лачугами, по сравнению с тем, что люди сооружают сейчас, но в то время – это были очень богатые и красивые дома, особенно для нас- жителей Московской области. Именно такой белый особняк стоял напротив дома начальника станции, у которого мы и поселились.  Шота Абесоломонович, кажется так звали нашего хозяина, оказался добродушным гостеприимным грузином, очень сдружившимся с моими родителями. У хозяина было три довольно взрослых дочери и жена, которые никогда не садились за стол, даже в присутствии нас. Шота и его дочери, иногда любезно показывали нам достопримечательности их города.
Первым незабываемым впечатлением  для меня-9-ти летной девочки, только что вышедшей из поезда, были горы. Никогда не видевшая воочию их раньше, я  очарованно смотрела на эту монументальную красоту. Горы манили и завораживали своей таинственностью. От освещенных солнцем вершин, кое-где покрытых снегом, просто невозможно было оторвать взгляд.
Из растительности более всего запомнились кусты голубой и розовой гортензии - они были в большом количестве и буквально везде, и чайные плантации на склонах гор- аккуратно подстриженные бесконечные полосы ярко-зеленых кустов. Эвкалиптовая роща-тоже удивительное зрелище. Высокие ровные гладкие белые стволы деревьев, кое-где с остатками свисающей, словно лохмотья,  коры.
Пляж, на котором мы отдыхали, был усыпан гладкой галькой, узкая полоска земли переходила в каменные ступени, а над ними - огромный прожектор, ночью освещавший море до горизонта.
Но более всего запомнилось мне общение с местным населением.
 Как-то в самом начале нашего отдыха, мы зашли в небольшое кафе, чтобы перекусить. Кафе было почти пустое и только за одним столиком сидело трое грузин. Мы расположились в центре и заказали обед, надо сказать, что пища там везде готовилась такой острой, что просто обжигала рот. Нам принесли тарелки. Наши соседи-грузины внимательно с улыбками наблюдали за нами, видимо ожидая нашей неадекватной реакции на эти кушанья. Отец-же всегда предпочитавший острые блюда, попробовав суп, поперчил его еще. На соседей-это произвело столь неизгладимое впечатление, что вскоре на нашем столе оказалась бутылка вина, посланная ими в знак уважения.
Однажды, возвращаясь с пляжа, мы по пути решили купить хлеба, увидев небольшую палатку, приблизились к ней, и каково же было наше удивление, когда в открытой палатке не оказалось никого,   мы решили постоять и подождать продавца, видимо отлучившегося ненадолго, так как  дверь  тоже была настеж, но ждать пришлось не менее 20 минут, отходить уже было неудобно, так как мы оказались единственными покупателями. Наконец-то неспеша приковыляла продавщица, удивившаяся нашему терпению: «Да, зачем же вы ждали, положили бы деньги, взяли что вам надо и пошли бы. У нас все так делают».
Местный рынок был также очень интересным местом. Прилавки ломились от всевозможных фруктов, овощей, удивило то, что куры продавались живьем, они лежали на прилавках со связанными ногами, и те, кто их покупал несли головой вниз, куры кричали и хлопали крыльями, а некоторые уже обреченно молчали,  мне же было нестерпимо жаль этих рыженьких курочек.  В одном углу на земле была насыпана целая гора маленьких желтых дынь, размером с мужской кулак, и молодой грузин, продававший дыни, смешно зазывал покупателей: «Пара рубель, пара рубель», видимо выговорить меньшую сумму у него не поворачивался язык.
Во-время экскурсии на местное кладбище, с нами произошел курьезный случай. Наша мама-яркая и интересная женщина,  приглянулась какому-то местному олигарху, который на волге долго преследовал нашу компанию, несмотря на то, что с нами было двое мужчин: отец-не хилого телосложения, и наш хозяин Шота. Шота первым понял в чем дело, струхнул сам и напугал нас. Мы быстренько убежали домой, оторвавшись от преследователя. Как потом он объяснил нам, женщину могли украсть и увезти куда-нибудь в горы, где никто и никогда ее не найдет, поэтому не стоит искушать судьбу.
Грузинское кладбище –  в те времена – это тоже своего рода была достопримечательность, в отличие от наших скромных захоронений, там обычное городское кладбище напоминало чем-то Новодевичье, только с грузинским акцентом. Большие памятники, бюсты, целые мраморные стены с выбитыми на них портретами, но больше всех меня поразила беседка, в которой была захоронена молодая девушка. Судя по-всему, люди  не бедствовали и жили намного богаче, чем наши соотечественники.
 В красивом доме напротив, кто-то недавно умер, и там периодически завывали женщины, поминая усопшего, и навевая на всех тоску, но по грузинским канонам траур должны были соблюдать не только родственники, но и вся улица, поэтому не разрешалось включать музыку, петь и веселиться.
У нашего хозяина появилась еще одна жиличка- дородная молодая хохлушка с пятилетним кудрявым озорным мальчишкой. Ее привез муж-грузин и оставил отдыхать  одну с ребенком. Кажется ее звали Людмилой. Провожая нас, Людмила так напилась, что на вокзале провалилась между поездом и вагоном, отец полез ее доставать, а мы очень переживали и нервничали, вдруг поезд тронется, ее сынишка плакал. Они долго там возились, так как Люда была тяжелой и сильно нетрезвой, но все же отец вытащил ничуть не испугавшуюся даму, они тогда жутко перемазались, особенно Людмила, на которой был белоснежный костюм.
Таковы мои детские отрывочные воспоминания о путешествии в грузинский курортный городок Кобулети.


Рецензии