Русская История 7. Киевская Русь. Владимир Святой

(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/05/19/970)


ПОПОВ Флегонт Петрович
 г. Кишинев, 1986 г.


        ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ – (год рождения неизвестен, умер в 1015 году). Великий князь киевский, княжил с 980 по 1015 годы.

        «Великий Владимир» - по летописи, «Константин Великий Руси, славный каган «старых времен» древнерусской литературы, святой и равноапостольный Владимир русской церкви, былинный Владимир Красно Солнышко, герой народного эпоса, являет собой эпоху в истории русского народа, его культуры и государственности.

        С его именем связано окончательное объединение восточнославянских земель в единое государство, оформление по летописи «земляного строя древней Руси, принятие Русью христианства и укрепление её международного положения.
Княжение Владимира – богатырский, героический период в истории русского народа, время успешного окончания создания древнерусского государства, время расцвета Киевской державы, период успехов русского оружия, русской дипломатии, складывания и развития яркой культуры восточного славянства, объединенного единством политического и общественного бытия».

        Владимир с 970 года княжил в Новгороде. В начавшейся междоусобице братьев Святославичей между собой, Владимир с отрядом наемников-варягов двинулся к Киеву на Ярополка. Вероломно убив его, Владимир занял Киев и стал единственным князем Руси. Это было в 980 году.

        Свое княжение Владимир начинает с объединения земель восточного славянства, с собирания чуть было не рассыпавшегося после смерти Святослава здания древнерусской государственности. В 981 году Владимир совершает поход «к Ляхом и зая грады их Перемышль, Червен и ины грады». Так присоединена была к Руси западная окраина восточнославянских земель.

        Продолжая отбивать у поляков западнорусские земли, в 982 году, по летописи, Владимир предпринял поход далеко вглубь Польши, до самого Калиша и его поход на Хорваты увенчался успехом. И это самое западное восточно-славянское племя вошло в состав Киевской державы. Русская земля в Карпатах тянулась, согласно западно-европейским источникам, до самого Кракова.

        В связи с укрепление границ Руси на западе совершил поход Владимир в 983 году «на ятвяги», одно из племен, родственных литовцам. На северо-западе Русь во времена Владимира граничила с землей пруссов. Одного из наиболее многочисленных литовских племен.

        Под 981 годом летописец сообщает о том, что он «Вятичи победи и возложи на ня дань от плуга, якож и отець его имаше». Но вятичи «заратишася» и иде на ня Володимер и победи я второе».

        В 984 году «идее Володимер на Радимичи». Впереди своих войск Владимир отправил воеводу по имени Волчий Хвост. Он встретил радимичских воинов на реке Пищане и разбил их.

        Под 984 годом в летописи помещен рассказ о том, как Владимир с дядей своим Добрыней направляется на болгар. Болгары были побеждены. Речь идет, по-видимому, о походе на дунайских болгар.

        Из нашей летописи и скандинавских саг мы узнаем, что во времена Владимира земля чуди (эстов), Эстляндия входила в состав Руси. Древняя руинная грамота (конца 10-го или начала 11-го века) говорит о том, что далеко на севере, у берегов Ледовитого океана, в районе Варангер-фиорда и западнее, Русь граничит с Норвегией.

        Своею энергичной деятельностью на южных рубежах Руси Владимир обезопасил население Киевской земли от нападения печенегов.

        Объединение восточных славян под единой властью, в составе единого государства, закончилось. Наметились и утвердились границы Руси. Теперь нужно было приниматься за «строй земленей» и устав «земленей».

        Теперь самостоятельности отдельных земель, входивших в состав Киевского государства, приходил конец. Вместо «светлых и великих князей» по городам – центрам отдельных областей Руси, Владимир рассадил своих сыновей, связав таким образом различные земли древней Руси со стольным Киевом династическими, семейными узами.

        Летопись называет имена двенадцати сыновей Владимира, детей его многочисленных жён. От Рогнеды у него были сыновья Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод, «от гречане» Святополк (собственно сын Ярополка, так как, когда по закону левирата, Владимир взял в жёны вдову убитого Ярополка, она уже «бе непраздна, от нея же родися Святополк», «от Чехине» Вышеслав, «от болгарыни Борис и Глеб, «от другия» Святослав, Станислав, Судислав, Позвизд.

        Как же были посажены по «землям» и «градам» Киевской державы сыновья Владимира?

        Прежде всего, Владимир посадил по городам четырёх своих старших сыновей. Вышеслав сел в Новгороде, Изяслав – в Полоцке, Святополк – в Турове, а Ярослав – в Ростове, Судислав сидел в Пскове.

        После смерти Вышеслава в Новгород был посажен Ярослав, в Ростов – Борис, в Муром – Глеб, в Древлянскую землю – Святослав, во Владимир на Волыни – Всеволод, в Тмутаракань – Мстислав, в Смоленск – Станислав, на Волынь – Позвизд.

        Сыновья Владимира не были прочно, на всю жизнь, связаны с определённым городом и землёй.  Это не было ещё деление Руси на отчины – уделы. Они лишь правили Русью, вернее, её отдельными частями, от имени великого князя Киевского, они были лишь соправителями – помощниками отца, участниками княжеского управления. Они не могли заявить, как позднее, «се мое», ибо были лишь совладельцами всего того, что принадлежало всему княжескому «роду», всей семье в целом. Таким путём Владимир сплачивал русские и нерусские земли Киевской державы в единое государство.

        Сыновья Владимира не были полноценными хозяевами земель, скорее воеводами отца, сменяемыми и перемещаемыми.

        В общественно-политической жизни Руси происходят громадные сдвиги. Усложнялась не только социальная структура древнерусского общества, усложнялась и политическая его жизнь, его государственное устройство.
Всё это должно было привести к значительным сдвигам в области идеологии, а так как господствующей формой идеологии этого времени была религия, то, следовательно, эти сдвиги должны были, прежде всего, вылиться в религиозную реформу.

        Позднее на сцены выступает и ещё одна причина религиозной реформы, на этот раз обусловленная не столько изменениями внутренней жизни Руси, сколько её деятельностью на международной арене. Речь идёт о том, с кем пойдёт Русь -  с католическим Западом, с Византийским православным Югом или с мусульманским Востоком. Русь, выйдя на просторы мировой истории, не могла оставаться языческой державой, она должна была примкнуть к одной из трёх цивилизаций.
Для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительное преобразование и включение в религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира.

        Нужны были решительные меры по искоренению язычества вообще, всех языческих богов вообще, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия. Нужны были новые представления о мире, мироздании, о морали, этике, праве и тому подобному, соответствующие изменениям, произошедшим в стране. Старая языческая религия не могла их дать.

        Перед Владимиром встал вопрос: с кем идти, какую религию заимствовать, сделать господствующей на земле Русской?

        Было несколько путей. Идти с Хазарией, заимствовать иудейскую веру? Но престиж разбитой Святославом Хазарии пал очень низко. Идти с мусульманским Востоком? Но Русь была всё же далека по своей культуре от государств, где господствовал ислам. Гораздо теснее были связи Руси с христианским миром. Главным источником христианства была Византия.

        Принимает Русь христианство по восточному, византийскому обряду потому, что обе страны, Русь и Византия, были издавна связаны друг с другом.
Древние торговые, культурные и политические связи сделали своё дело: Русь приняла религию феодальной Византии.

        «Религия и цивилизация России – византийского происхождения» (К.Маркс и Ф.Энгельс). По самой своей форме византийское православие было наиболее приемлемой для Руси религией… Пышность византийского богослужебного ритуала чрезвычайно импонировала вкусам падкой до роскоши княжеско-дружинной среды Киевской Руси.

        Принятие христианства, как государственной религии, обросло позднее домыслами, легендами. Появился знаменитый рассказ об «испытании веры», о посольствах Владимира. Дата и место крещения Владимира разными источниками даются по-разному (987, 988, 989 годы, до и после похода на  Корсунь, место крещения: Корсунь, Киев, Василёв).

        Анализ и сличение русских, византийских и восточных источников дают возможность сделать вывод, что Владимир крестился на Руси, в Киеве, и сразу же после заключения им соглашения с императором Василием II о помощи, женитьбе и крещении, то есть в конце 987 года. Когда Владимир ходил на Корсунь, он был уже христианином.

        В 988 году Владимир ходил к порогам, поджидая там, поджидая там посольство императора и Анну, но вернулся обратно с горечью и разочарованием. Из Царьграда никто не приехал. Владимир силой оружия заставил императора выполнить своё обязательство. Он осадил и взял Корсунь. Тогда в Корсунь прибыла Анна. Владимир с Анной, и сопровождающим её посольством царьградским, «попы Корсуньски» и другими, вернулся в Киев.

        Приходил конец языческим богам. Свёрнуты были кумиры Перуна в Киеве и Новгороде. «Посемь же Владимир посла по всему граду, глаголя: аще не обрящется кто за утра на реце, богат ли или убог, или нищь, не работник, противен мне да будет».

        Новую веру, как мы видим, вводили силой: «Аще кто не обрящется на реце, будет повинен и противен и имения лишен будет, а сам казнь да примет». Городской люд простили «заганивая в реку их «аки стада», так что «аще кто и не любовно, но и страхом повелевавшего крещахуся».

        На Руси учреждается три епископии. На том месте, где стоял идол Перуна, Владимир строит церковь святого Василия, имя же Василия Владимир получил при крещении. Вслед за тем была воздвигнута каменная Десятинная церковь, вскоре была заложена церковь Преображения в Василёве. Ряд категорий населения, так называемые «церковные люди» (духовенство, служители при церкви, лекари т.д.) были изъяты из ведения княжеского суда и переданы церкви. Так было создано вслед за церковной организацией церковное законодательство.

        Так христианство по восточному, греческому образцу стало господствующей религией на Руси.

        Какое же значение имело принятие Русью христианства?

        Владимир, обращая русский народ в христианскую веру, ставил своей задачей укрепить на Руси идеологию, соответствующую прогрессивному развитию древнерусского общества. Церковь боролась с пережитками родового строя: домоногамной семьёй, левиратом, патриархальным браком, многожёнством, когда многие «без стыда и без страху две жены имеють», наличием наряду с «видимыми», законными жёнами наложниц («аще две жены кто водит»), умыканием («аще кто умчит девку»), с кровной местью.

        Церковь боролась с рабством.
Таким образом, церковь способствовала укреплению новых, более прогрессивных отношений.

        Принятие христианства имело огромное значение в развитии русской материальной и духовной жизни. Главной заповедью христианства является милостыня для бедных. Он «повел всякому нищему и убогому приходить на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье»; велел развозить по городу для больных, немощных и нищих всякие продукты и раздавать их «на потребу».
Заимствовав у Византии религию, Русь не принесла в свою идеологию ни аскетизм, ни монашество, ни все эти запреты, лишения, посты, мрачность и уход от мира.

        Сознание гордости за свою страну, за её дела пронизывает древнерусскую литературу. Русь быстро шла вперёд по пути прогресса. Она была богата и сильна. Её общественная культура и государственная жизнь быстро развивались. Она была полна сил.

        Владимир «повеле разбитии церкви и поставляти по местам, идеже стояху кумиры и куда же древле погани жряху бесом на горах, туда же ныне церкви стоят златоверхи».

        Принятием именно византийского, а не западного христианства Русь выиграла, так как греческая церковь оставила в качестве языка богослужений и письменности древне-церковно-славянский язык, близкий русскому народному языку, а не ввела непонятный массам латинский язык.

        Принятие христианства укрепило международное положение Руси. Трижды Владимир принимал послов римского Папы (в 989, 991, 1000 годах), дважды посылал своих послов в Рим (в 994, 1001 годах). В Киев приходили посланцы чешского и венгерского королей. Дипломатические сношения установили связи Руси со Швецией и Норвегией, Польшей и Венгрией, Чехией, Византией, римским Папой и германским императором.

        Устанавливались брачные связи между киевской княжеской династией и правителями различных европейских государств. Политические связи не могли бы быть скреплены брачными союзами, если бы киевские князья и княжны были язычниками.

        Киевская держава сформировалась. Но сыновья Владимира стремятся выйти из подчинения отца. Известны столкновения Владимира со Святополком и Ярославом.

        Святополк, пасынок Владимира, был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. С целью отторжения западнорусских земель, Болеслав выступил в 1013 году на стороне зятя, но потерпел неудачу. Интервенция ляхов на этот раз сорвалась.

        В 914 году Ярослав, княживший в Новгороде, отказался от уплаты ежегодной дани Киеву. В ответ Владимир приказал готовиться к походу на Новгород, но сам в это время тяжело заболел и 15 июля 1015 года Владимир умер. Закатилось «красно солнышко» Земли Русской. Первый русский князь-христианин был погребён по старому языческому обычаю. Его вынесли через пролом в стене хором его княжеского дворца в Берестовом «и возложаша на сани». Прах Владимира поставили в Десятинной церкви «тоже бе създал сам» и в Десятинной церкви был погребён «новый Кантантин *, креститель Руси князь Владимир».

        Русь стояла в зените своей славы и могущества.

        (РОГНЕДА Рогвольдовна или Гориславна. Умерла в 1000 году. Жена Владимира Святого, дочь полоцкого князя Рогвольда; была сговорена за старшего брата Владимира, Ярополка, но Владимир напал на Полоцк, убил Рогвольда, двух сыновей его  и силой взял Рогнеду. С целью отомстить за убийство отца и братьев, она решила убить Владимира. Покушение её не удалось и сама Рогнеда спаслась только заступничеством малолетнего сына Изяслава. У Рогнеды было четверо сыновей: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод).

        (МИХАИЛ Святой - умер в 998 году. Первый киевский митрополит, крестивший русских и распространявший христианство на Руси).

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/05/25/1507)


Рецензии
Не совсем понятно, Виталий, чем является данная публикация - повторяет текст историка Попова или же есть сжатый пересказ его книги. Но как бы там ни было, а публикация нужная и полезная.

Многим людям, занимающихся русской историей, я задавал один и тот же вопрос: были ли в нашей истории непьющие или малопьющие государи из династии Рюриковичей? (Из Дома Романовых таковых оказалось трое: Николай I, Александр III и Николай II. Первому их них военная удача не сопутствовала, Александр III вообще ни с кем не воевал, ну а правление Николая Второго, дважды (!) вводившего «сухой закон» (1904, 1914), закончилось крушением Российской империи и небывалой катастрофой…)

Может быть, вам, Виталий, что-либо известно об этом? Буду признателен, если поделитесь сведениями по этому запутанному вопросу.

С уважением,
Виктор Аннинский

См. также пилотную версию «Саги о русской водке и ее роли в истории России» - http://www.proza.ru/2012/04/09/1825

Виктор Аннинский 2   14.10.2014 19:26     Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2014/05/16/1127
У Вас интересный взгляд на Русскую историю - через гранёный стакан!..
"Ин вини веритас", - как говорили древние.
С этим тяжёлым недугом наших соотечественников я пытаюсь бороться,
так сказать, на бытовом уровне - соседи сверху пропивают собственную
жизнь и мешают моей...
Спасибо, что читаете сразу две мои знаковые вещи. Ответ на Ваш первый
вопрос дан во вступлении - это переложение с бумаги на комп "Справочника
Русской истории", которую писал последние годы жизни мой дед. который,
кстати сказать, историком не был. Но это. как говорят, уже другая
история.
С уважением,
Виталий.

Виталий Голышев   14.10.2014 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.