Высший класс!
Так вот и в прошлые первомайские праздники, соседка Галя погрузила меня и свою 80-летнюю маму Клавдию Ивановну в машину, и мы отправились на дачу.
Всю ночь и утро нас радовали своими песнями соловьи. Сейчас у них период высиживания, и самцы всю ночь напролёт поют. Что это за пение! Такие кульбиты выделывают, если это слово можно применить к звукам. Такие разные мелодии, такие переборы. А свист! По громкости - прямо Соловей-Разбойник. Сама-то пташка - невзрачная, серо-коричневая, по размерам меньше воробья. А какой голос!
Два дня мы сажали под плёнку рассаду огурцов, помидоров, кабачков и перца.
Обильно поливали, чтобы за дни нашего отсутствия они не высохли.
Галина мама, Клавдия Ивановна, вначале сидевшая на открытой веранде, залезла в грядку с клубникой и начала её обрабатывать. У Гали руки после зимы до клубники ещё не дошли. Мы с Галей, стоя "раком" в грядке с перцем, только переглянулись. И когда она успела! Но по Галиному взгляду я поняла: "Пусть потешится!"
Пока мы усердно трудились, краем глаза я наблюдала за бабушкой. Какие отточенные движения! Как у неё ловко получается! За ней наблюдать - одно удовольствие! Так бывает, люди красиво едят, грациозно танцуют. Глаз не оторвать от нашей бабушки.
Но откуда у неё такие навыки, ведь она всю жизнь проработала учителем математики? Я спросила у Гали.
Оказывается, предки Клавдии Ивановны были зажиточными крестьянами. У них было несколько братьев, которые объединились землями и занимались сами крестьянским трудом. Один из них, дед Клавдии Ивановны, имел огромный сад, где выращивал редкие сорта яблонь, груш, малины. Ну и овощи, конечно. Любил он садоводство!
Галя показала мне на малину и крыжовник, которые росли на её участке, и имели происхождение из того самого сада. Конечно, отростки, сами-то деревья уже давно погибли, а сад разорён.
После революции 17 года братьев вызвали в колхозную управу и предложили всё добровольно отдали колхозу, в том числе и три добротных дома. В противном случае их ждало выселение в Сибирь.
Кто-то из братьев переехал в другое место. А дед Клавдии Ивановны остался в колхозе, и всю жизнь до конца дней своих работал садовником в когда-то собственном саду. Так, он с детских лет приучал внучку Клашу к огородному труду. Рассказывал ей о болезнях растений, народных средствах борьбы с насекомыми, учил выращивать рассаду.
Оказывается, землю для рассады надо брать в заливных лугах, и желательно срезать кочки, которые нарыли кроты. Земля рыхлая, и нет насекомых.
Дед научил внучку прививать саженцы яблонь и груш. Клавдия Ивановна рассказывала, как у него на одном дереве росли ветки и с яблоками, и с грушами. И это задолго до известных опытов Мичурина.
Одним словом, был он человеком настойчивым, трудолюбивым, знающим своё дело не понаслышке. И передал умение своё внукам. Прошло почти 100 лет, а его навыки передаются и сегодня по наследству, и внучке, и правнукам. Ведь и Галя, в отличие от меня, переняла у матери все навыки садовода и огородника.
В этой связи вспомнился и мне случай из детства, который во многом повлиял и на мою жизнь.
У моего папы был друг детства, его одноклассник Николай, с которым они очень долго дружили. Позже вместе уехали учиться в Москву.
Николай после института остался в Москве и женился на своей однокурснице Юле. Он был очень любознательным и талантливым человеком и быстро стал известным журналистом. Месяцами вместе с учёными жил у подножий вулканов на Камчатке, караулил редких животных и птиц на Сахалине, на шхунах бороздил моря.
Очень был интересный человек! Жена его, Юлия, вращалась в музыкальных и художественных кругах, и была человеком очень образованным и утончённым. Когда позже, уже в годы учёбы в институте, я бывала в их московской квартире на Ленинском проспекте, то старалась впитать насыщенную всем этим атмосферу.
На полках в их квартире, как в музее, стояли муляжи редких птиц, черепах, крокодилов, редкие минералы, куски лавы и поделки из дальних северных селений.
Тётя Юля мне давала советы, на какие художественные выставки сходить, какую музыку где послушать. Удивительно гармоничная была пара!
Но вернёмся к главной теме.
Когда мне было 10 лет, я, как и все дети в этом возрасте, мечтала быть то врачом, то кондуктором трамвая. И даже милиционером! Но позже у меня появилось навязчивое желание стать журналистом, как дядя Коля с тётей Юлей.
В 10 лет я уже сама издавала самописный ежемесячный детский журнал, где рисовала картинки и писала стихи и рассказы. По типу "Весёлых картинок", только меньшего формата. У меня даже где-то сохранились несколько таких выпусков, благодаря бережливости моего папы. Все свои журналы я давала читать соседским детям.
Примерно к 7 классу у меня уже было твёрдое убеждение, кем я стану. Но родители и бабушки не считали журналистику серьёзной профессией. Правда, тогда их уговоры для меня ничего не значили. Я упорно настаивала на своём.
Пришлось родителя "подтянуть" тяжёлую артиллерию - моих авторитетов, дядю Колю и тётю Юлю. Дядя Коля отозвал меня в сторонку и осторожно спросил, кем я мечтаю стать. Ну конечно, я с гордостью сказала, что хочу быть журналистом, как и он! И вот тут я услышала то, что запомнилось мне на всю мою жизнь:
- Понимаешь, Нюта, чтобы о чём-то писать, в этом надо хорошо разбираться!
Для этого надо изучить досконально всё об этом, а уж потом писать!
Я была в недоумении и спросила:
- Разве недостаточно того, что я вижу? Я вижу и пишу об этом?
Дядя Коля ответил мне:
- Дорогая девочка! Ну вот например, как ты будешь писать про пшеницу, которая растёт в поле, если ты не знакома с агрономией? Тебя же засмеют специалисты в этой области. И для кого же ты напишешь тогда свой опус? Для дураков? Так они и не читают! Или, например, про учительский труд, если ты не училась в педагогическом институте? Ты можешь так попасть впросак, имя своё замарать, что тебя потом никто и читать не будет!
Эти слова о позоре я сразу примерила на себя. И даже покраснела! Последний вопрос я задала уже неуверенным голосом:
- А как же вы с тётей Юлей пишете? Вы знаете всё о том, о чём пишете?
- Да, Нюточка, конечно, знаем. Конечно не всё. Нет предела совершенству. Перед тем, как я начал писать о вулканах, лет эдак пять общался с вулканологами, прочитал всю современную литературу о вулканах, ночами сидел в Ленинке, - задумчиво ответил дядя Коля. - А тётя Юля, ты же знаешь, уже лет семь посещает все выставки и концерты, общается с художниками и музыкантами. Да и сама имеет специальное музыкальное образование. Вот ты сейчас обучаешься игре на фортепиано, изучаешь сольфеджио - и это тебе обязательно пригодится в жизни! Это расширяет кругозор. Так что, Нюточка, получи вначале какую-то специальность, экономиста, или учителя, а уж потом, если захочешь, будешь писать!
Эти слова я запомнила на всю жизнь! Професиионализм - вот что важно. А если ещё к этому трудолюбие, усердие, терпение прибавить, то это будет высший класс!
Свидетельство о публикации №214052201010
Полностью согласен.
.
С уважением
Юрий Матусов 29.07.2022 03:37 Заявить о нарушении
С уважением!
Нюта Ферер 29.07.2022 07:23 Заявить о нарушении