Третья Ковская

(об отдельных неточностях в написании некоторых географических названий)

Третьяковская, а точнее Третья Ковская – тоже название, видоизменённое со временем. Наши грамотеи почему-то это название везде слитно пишут. Опять же, смысла не понимают и не знают истории возникновения. А вы знаете?..
Так вот! Первая Ковская появилась в Москве ещё в 12 веке, и названа она была в честь собиравшихся на этом месте ремесленников. Ковалей, которые ковали всё подряд, прямо на улице. Могли и коня подковать, и кастрюльку залудить, да мало ли…. Ставили мехи и постукивали молоточками. Из простых были ребята.
А у тех, что на Кузнецком мосту, свои кузницы были – те покруче. Кузнецы! Потому и мост Кузнецкий. От кузницы. А эти просто ковали, без кузницы, с одними мехами да молоточками. Потому и звали их запросто – ковали. Образовалась улица, назвали Ковской. Всё понятно. Это и была первая Ковская. Потом – войны, пожары, произвол градоначальства и прочие безобразия. Сначала ковали разбежались кто куда. Потом и кузнецы разделились. Частично на Новокузнецкую перебрались, наверное. А потом и улица Ковская исчезла.
Много лет минуло, но вот снова домов понастроили, улица возродилась, и надо уже как-то назвать. Но кузнецы с ковалями больше не возвращались. А большинство домов на вновь отстроенной и отреставрированной улице принадлежало известному московскому богатею князю Ипполиту Казимировичу Ясножевскому. И улицу он решил назвать в честь своей возлюбленной молодой супруги Марии Ковской… Это та самая княгиня Ковская-Ясножевская, которая прославилась утверждением: «Мужчины де, что мыльные пузыри: первый всегда неудачен, второй уже лучше, но только третий по-настоящему красив и радужен».
Однако, московские власти название не одобрили и не утвердили по той простой причине, что «Ковская» уже значилась где-то в реестрах и списках, а по закону того времени абсолютные повторения названий категорически исключались. Но Ипполит Казимирович, человек сметливый, выкрутился без проблем. Назвал улицу «Вторая Ковская», тем более, что Мария была его второй женой.
С третьей же Ковской  всё гораздо сложнее и заковыристее вышло. Тут, впрочем, без братьев Третьяковых никак уже не обошлось…
Опять всё в первопрестольной поменялось, причём радикально. Построили театры – Большой и Малый, доходные дома и бани Худовых, реку Неглинную запихнули в трубу. Ну, и затерялась улица, затёрлась как-то. А где-то там же вместо неё сам собой получился небольшой проулок.  Назвать его решили Театральный проезд. Понятно же почему – возле двух театров. А пешком-то в театры кто ходит? Ясно – ездят, потому и проезд!
Ну и братья Третьяковы тоже не отставали. Люди богатые, образованные. Не только к живописи и скульптуре, но и к театральному искусству приобщались. А поскольку у богатых свои причуды, особенные, решили они для поездок в театры выбрать для себя некий эксклюзивный маршрут. Народ тут же подметил и назвал его «проездом братьев Третьяковых». И надо же было такому случиться, что часть этого маршрута пролегала в аккурат по тому месту, где раньше Первая и Вторая Ковские улицы находились. Кто постарше был – помнили! От дедов-прадедов, из уст в уста. Так, стало быть, проезд богатеев Третьяковых к театру и есть Третья Ковская улица – то бишь Третьяковская. Прознали про то и братья, возгордились! Деньги есть, амбиций навалом, решили меценаты и сами к строительству проезда руку приложить. Спрямили немного, прорубив арку в Китайгородской стене, и в 1870 появился в Москве Третий Ковский проезд. То есть, по сути – Третий Ковский, а по воле и самоуправству братьев-меценатов – Третьяковский.
Потом вихри революций по стране прокатились. Которые тут богачи-меценаты – слазь! Кончилось ваше время!.. И хотели было поначалу новые правители вернуть улицам Москвы древние названия: «Как раньше называлась?» «Вторая Ковская». «В честь буржуя Ковского?» «Да нет! Вроде в честь мастеровых – кузнецов, ковалей». «Ладно. Назовём Ковской». «Так ведь было уже – и вторя была, и третья, вроде как?»
И хотели её уже просто Ковской назвать, но вот тут-то как раз смекнули, что из просто «Ковской» запросто может какая-нибудь «Простаковская» выйти. Решили – чего разбираться, пусть будет Третья Ковская! А в честь улицы, а точнее – проезда, и станцию метро нарекли позднее. Но как-то стирается или сливается всё во времени. Вот и река Неглинная в трубу утекла, а Третья Ковская слилась в Третьяковский проезд. Ну и братья Третьяковы, меценаты всё-таки, так чего ж их обижать? Галерея опять же…   
Годы летят. Не успеешь оглянуться, собраться с мыслями – глядь! Уже и о нынешних временах скажут – давно минувшие. А как оно там дальше будет? Кто знает? Может и «Ковскую» ту со временем переименуют в «Четвертаковскую», а потом в «Пятаковскую». Впрочем – стоп! Как-то больно уж с украинским акцентом звучит. Нет, правда: «Четверта Ковська», «Пьята Ковська»? А? Нет! Я думаю, до этого не дойдёт. В крайнем случае, кавказская диаспора не допустит…   


Рецензии