Апофеоз частиц
«АПОФЕОЗ ЧАСТИЦ»
СЕСТРА
БРАТ
Поздняя осень.
Раннее утро.
С холма в тумане проглядывается деревня…
Слышен «шелест» иглы о пластинку…
Дом…
Мутные окна…
Сквозь «шелест» проступает голос Бродского:
Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперед:
не все уносимо ветром, не все метла,
широко забирая по двору, подберет.
Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени
под скамьей, куда угол проникнуть лучу не даст.
СЦЕНА 1
ИНТ. ДОМ.
Из крана рукомойника срываются капли…
В грубе тлеет полено…
В комнате на табурете стоит патефон, крутиться пластинка, продолжает звучать Бродский:
И слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
в перегной, в осадок, в культурный пласт.
Замаравши совок, археолог разинет пасть
отрыгнуть; но его открытие прогремит
на весь мир, как зарытая в землю страсть,
как обратная версия пирамид.
На дощатом полу, возле табуретки с патефоном, в ночнушке и фуфайке, лежит сестра. Слушает. Откуда-то со стороны доноситься глухое мычание, угуканье. Тишина. Затем снова сдавленное мычание.
ГОЛОС СО СТОРОНЫ
(сдавленно)
Гу-у-ээ.. Ба-а-аллу-оо… Оаааа… Мааии-йии-ооо…
Сестра продолжает слушать:
"Падаль!" выдохнет он, обхватив живот,
но окажется дальше от нас, чем земля от птиц,
потому что падаль -- свобода от клеток, свобода от
целого: апофеоз частиц.
Снова доноситься мычание. Сестра закрывает глаза. Игла со скрежетом срывается с пластинки.
ЗТМ
ТИТР-НАЗВАНИЕ: АПОФЕОЗ ЧАСТИЦ
СЦЕНА 2
НАТ. ХОЛМ/ПОЛЕ.
Сестра в фуфайке, юбке и сапогах, с платком на голове, бредет по рыхлому опустевшему полю и, спотыкаясь, несет за спиной огромную связку сухих веток, замотанных в рядно.
СЦЕНА 3
ИНТ. ДОМ.
Рядно с ветками падает на пол возле печки. Сестра садиться на стул. Ломает ветки. Растапливает печь.
СЦЕНА 4
ИНТ. ДОМ
На печке в железной кружке закипает вода. Сестра размазывает помазком пену. Достает станок. Споласкивает его в закипевшей воде.
Она наносит пену на чье-то лицо, которое видно частями. Сбривает щетину. Полощет станок. Бреет.
Сестра отходит. На кровати, подпертый подушками, с оголенным недоразвитым торсом, в белых подштанниках, сидит брат. Лицо гладко выбрито. Искажено. Он инвалид.
В комнате ничего, кроме кровати брата, таза и инвалидного кресла.
Сестра толочет картошку в супе.
Подносит ложку ко рту брата. Тот ест. Медленно жует. Суп вытекает изо рта. Сестра протирает полотенцем.
Она подносит вторую ложку. Брат ест. Дергается, кашляет – поперхнулся. Выплевывает все на сестру.
Она тянется к его спине похлопать. Роняет тарелку.
Тарелка ударяется об пол. Суп разливается. Тарелка катиться.
СЦЕНА 5
НАТ. КЛАДБИЩЕ.
Огорожены две могилы. Два креста. Сестра разделяет букет цветов на двое, кладет на обе могилы. Сидит. Рядом у ограды в инвалидном кресле сидит брат. Неестественно двигает рукой и головой.
БРАТ
(сдавленно)
Мауммма… маййооо… б-б-бл-л-лёааа… п-пап..
Сестра смотрит на могилы.
СЦЕНА 6
НАТ. ДОРОГА.
Сестра катит кресло по грунтовке.
Звучит Бродский:
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой…
Сестра и брат удаляются.
СЦЕНА 7
ИНТ. ДОМ
Крутиться пластинка. Продолжает звучать стих:
Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.
Посреди комнаты стоит балия. В ней голые брат сестра. В балии вода с пеной. Клубится пар. Сестра оперла о себя брата спиной к себе. Моет его торс и плечи.
Крутиться пластинка:
Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это -- блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.
И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.
СЦЕНА 8
НАТ.
На лугу стелиться туман.
Над крышами клубиться дым.
Сестра курит папиросу, сидя на крыльце.
«Шелестит» игла на пластинке.
Из окна доноситься мычание брата.
Сестра докуривает, «бычкует», встает и идет в дом.
СЦЕНА 9
ИНТ. ДОМ.
На лице брата безобразная улыбка. С кровати на пол капает.
Сестра смотрит на него. Разворачивается. Выходит.
Набирает воду в ведро.
Срывает с брата одеяло, бросает в таз.
Пытается вытянуть из-под него простыню. Не удается.
Подкатывает кресло.
Привычными рывками стягивает брата с кровати.
Брат висит у нее на плечах.
Она разворачивается к креслу.
Поскальзывается на накапавшей лужице…
Оба с грохотом падают…
Брат цепляет ведро с водой…
Ведро переворачивается…
Лежат.
Брат сдавленно мычит.
СЦЕНА 10
НАТ. ДВОР.
На цепи у будки сидит пес. Сестра проходит мимо него с ведром в руке. Направляется к туалету. Пес наблюдает за ней. Она открывает дверь туалета, выливает содержимое ведра.
Швырнув ведро, она смотрит на пса. Пес скулит.
Сестра подходит к нему, тянет руку к ошейнику и одним движением сбрасывает цепь. Пес срывается с места. Убегает.
СЦЕНА 11
ИНТ. ДОМ
Сестра смотрит на брата, спящего в чистой постели.
Крутится пластинка, «шелестит» игла.
Лицо брата дергается. Ему что-то сниться. Лицо безобразно.
Сестра подходит к кровати.
Аккуратно вытаскивает подушку из-под его головы…
Смотрит…
Душит…
Руки его дергаются…
Руки сестры трясутся от напряжения…
Брат затихает.
Она убирает подушку с его лица.
СЦЕНА 12
ИНТ. ДОМ.
Из патефона доноситься стих:
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла все это --
города, человеков, но для начала -- зелень.
Стану спать не раздевшись или читать с любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт.
Сестра лежит на полу.
Свобода --
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
Тело брата лежит на кровати. Лицо его спокойно и прекрасно.
Свидетельство о публикации №214052200120