Сказка-притча о щербатой короне

СКАЗКА-ПРИТЧА О ЩЕРБАТОЙ КОРОНЕ
(сказка-притча)

   Жил-был на свете король. Королём быть почётно, и потому завистников у него - много. Ведь много кому хочется занять его место. Поэтому, конечно, придворцовые интриги и бывают. И не только придворцовые, но и за пределами дворца, и даже за пределами страны! Соседним королям тоже бывает завидно, и хочется отнять себе целую страну. Вот и пакостят друг другу, по мелкому и крупному... А король - тоже живой человек, между прочим, и ему бывает обидно, когда ему пакостят другие короли, или те, кто живёт у него же во дворце.

   И вот, однажды наш король получил письмо. Что в этом письме было - это королевская тайна. Но известно, что, прочтя это письмо, король огорчился не на шутку. Огорчился, разозлился и обиделся так сильно, - что, не помня себя от чувств, схватил собственную корону, да швырнул её от себя! И, упав на свои руки, начал плакать... Трудно представить себе короля плачущим, - но разве кто видел плачущим вообще кого-либо? Разве только абсолютно случайно подсмотреть можно за человеком. Ведь такие минуты состояний не принято демонстрировать на публике...

   Сколько времени нужно человеку, чтобы выплакаться от огорчения? Постепенно успокоиться, устать, взять себя в руки, и начать думать, что теперь делать?... Всё, конечно, зависит от обстоятельств, и силы воли самого человека... Так и наш король. Пришло время - успокоился, взял себя в руки, проглотил обиду, отыскал свою корону, водрузил её на её положенное место, и продолжил заниматься своими королевскими обязанностями.

   Ну и, конечно же, среди прочих обязанностей бывают у него и разные встречи официального характера, - когда его, кроме близких, видят ещё и посторонние. И, естественно, в числе посторонних непременно есть завистники, которые стараются по-мелкому напакостить королю, обидеть его, - чтобы вывести его из уравновешенного состояния и морально выбить у него почву из-под ног... Довести его до такого морального состояния, чтобы он не мог заниматься своей работой, и был вынужден уступить трон кому-то другому.

   Но королю нужно быть сильным и терпеть всё это, хотя и обидно. Ведь прямая обязанность короля - это жить ради своей страны, заботясь о благополучии своего народа, - а не тратить моральные силы на борьбу с чужим мелкопакостничеством ему... Но - как говорится в поговорке: "Назвался груздем - полезай в туесок". Хочешь быть королём - терпи обиды от своих завистников. Так и здесь. А врочем, у каждого живущего на земле - своя миссия. Об этом, собственно, и наша сказка.

   И вот, во время близжайшей официальной встречи - король услышал новую насмешку из толпы: "А король-то - нищий!". Помните, как в сказке про голого короля? "А король-то - голый!".

   "Что ещё за новая провокация?" - подумал король, и внутренне напрягся, чтобы понять, где подвох. Мелочь, конечно, а неприятно. А между тем, нужно выискать причину, и дать отпор. А насмешники меж тем продолжали пренебрежительно тыкать в него пальцами, и перешёптываться. Кому было бы приятно на месте короля? Никому, конечно. И обидно, главное. Можно, конечно, вспылить, и ка-а-ак треснуть по башке каждому насмешнику! чтобы больше не смел вести себя так! Но что это будет, если короли начнут драться из-за каждой мелочи, словно уличные мальчишки?
 
   А корень насмешничества над ним меж тем нужно искать. И оказалось, что причина - в короне! Из неё выпал один камешек, и теперь корона выглядела щербатой и портила весь вид. А король в щербатой короне - согласитесь, вид совсем не тот! Снова огорчился король, и уже теперь обоснованно. Потому что камешек нужно найти и водрузить на место.

   Стал он тереть лоб: куда мог подеваться драгоценный камень? может, его кто украл из завистников? Взял тайком и специально выковырял? От этих мелкопакостников можно чего угодно ожидать! А меж тем, какова бы ни была причина, а драгоценный камень нужно найти, и исправить щербину в короне достойным образом.

   Позвали ювелира, чтобы посоветоваться с ним. Но он сказал, что позвали его преждевременно, - поскольку нет камня, который он должен инкрустировать в корону. Вот когда будет камень - тогда он будет к услугам короля. И ушёл. И, безусловно, было трудно с ним не согласиться. Меж тем позвали и придворного мага, чтобы тот при помощи своего волшебного стеклянного шара помог королю узнать правду. И маг, поводив руками, сообщил, что камень никто не воровал, но он выпал сам, и виноват в этом король же, - когда швырнул свою корону от переизбытка чувств. Вспомнил король эту минуту, и вспомнил, где именно упала корона. И там и стал искать выпавший драгоценный минерал.

   Искал, искал, и еле нашёл: оказалось, что он закатился в щель в полу! И лежит там в темноте, и поблёскивает потихоньку. Стал король думать: как же достать из щели камешек?  Почесав лоб, оглянулся, и придумал: нужно взять две палочки, и вытащить камешек из щели, как шипчиками. Пошёл на улицу, сломал у дерева две маленькие веточки, и вернулся к себе в комнату, и стал пытаться это сделать. Но не тут-то было! Камешек начал уворачиваться! А потом и вовсе сказал королю:

   - Не вылезу! Уходи отсюда!
 
   - Вот ещё новости! - огорчился король. - Это ещё что за детский садик?

   - Я на тебя обиделся! Ты меня ударил ни за что!

   Король вспомнил тот день, когда получил письмо, из-за которого расстроился до слёз, - сел, сложив локти на коленях, и задумался. Что сказать камешку? Ведь не вводить же его в курс всех дворцовых интриг и причин королевских огорчений! И тем более, не хочется вспоминать о том письме... Хочется просто забыть обо всём, потому что нужно жить дальше, оставляя мелкие обиды позади... Всплывшая в памяти обида снова подкатила к горлу, и захотелось снова плакать... У короля - своя обида, у камешка - своя...

   Долго так сидел король, и молчал, размышляя о своём... Камешек меж тем начал нервничать:

   - Почему ты молчишь? Тебе что, всё равно до того, что ты меня обидел?

   Король вздохнул:

   - Нет, не всё равно. Иначе зачем бы я здесь сидел?...

   - Тогда почему молчишь, ничего не говоришь?

   - Потому что я думаю, что тебе сказать...

   - И что, придумал?

   - Придумал только одно: тебе придётся простить меня, камешек... И забыть, что я тебя обидел. Потому что я не хотел тебя обидеть, честное слово.

   - А как простить? И как забыть? Если я не понимаю, за что ты со мной вот так.

   Король снова вздохнул:

   - А вот так. Простить, и забыть... Как и я прощаю и забываю обиды от тех, кто меня тут каждый день шпыняет по-мелкому... И доводит меня до такого состояния, что я потом собственную корону швыряю, обижая такие камешки, как ты... Разве я хотел? Если бы меня не обидели, я бы тоже так не поступил... Вот ты бы на моём месте - что бы делал? Тоже бы сидел у себя в комнате, и не выходил на свет? А королевские дела не ждут, между прочим. На меня вся страна надеется... Обидно мне или нет, а должен глотать обиды, и идти каждый день работать! И у меня никто не спрашивает, каково мне на сердце... А тут ещё и ты мне дополнительные огорчения устраиваешь, словно ты мне тоже враг... Ты мне враг?

   - Нет... - всхлипнул камешек. И прошептал: - Я люблю тебя... Мне без тебя грустно здесь в темноте сидеть.

   - Вот и мне тебя очень не хватает... - прошептал король, пряча слёзы. И сказал камешку тихо: - Вылезай, тебя тоже ждёт важная королевская работа: ты должен в короне сиять...

   Но камешек снова всхлипнул:

   - Разве у тебя мало в короне камешков? Да уйма! Есть и покрасивее меня! Зачем тебе я?

   Король огорчился и прошептал с упрёком:

   - Бессовестный ты просто, камешек... Нету сердца у тебя. Только о себе думаешь. А думать должен о короле своём, который думает о целой стране. И не добавлять мне огорчений своими капризами. А то складывается впечатление, что ты мне тоже хочешь пакостить по-мелкому. Ради чего, скажи?

   - А я о тебе, между прочим, только и думаю целыми днями! - с вызовом ответил камешек, и насупился.

   Король помолчал, надеясь, что камешек скажет ещё что-то. Но тот молчал. Тогда король спросил:

   - И о чём думаешь?

   - Вот думаю, что ты - очень злой король, что бьёшь меня ни за что. Уйду я от тебя. Укачусь ещё дальше, и ты меня никогда-никогда не найдёшь...

   Король только вздохнул молча. И ничего не сказал. Помолчали. Камешек снова занервничал:

   - Почему молчишь? Хочешь, чтобы я укатился от тебя?

   - Нет, не хочу... - грустно вздохнул король. И спросил: - А ты хочешь от меня укатиться? Хочешь бросить меня на произвол, на растерзание моим врагам, и забыть обо мне? Хочешь забыть обо мне?

   Камешек надул губки, помолчал, и сказал:

   - Вообще-то, если я о тебе забуду, то о ком тогда думать буду? Мне же нужно о ком-то думать. Не могу же я вообще ни о ком не думать. А я пока люблю только тебя. Я вот только о тебе поэтому и думаю... А больше мне думать не о ком. Но ты злой, и обижаешь меня ни за что. Если бы я познакомился с каким-то другим королём, получше тебя, не таким злым и психованным - то, конечно, я бы думал о нём. А поскольку я, кроме тебя, никого не знаю - то вот и получается, что у меня вроде как выбора нет, кроме как думать об одном тебе. Поэтому, что мне делать - я не знаю...

   Король вздохнул, помолчал немного, и спросил тихо:

   - Хочешь, я познакомлю тебя с другими королями? У тебя будет возможность решить, кто самый лучший из всех королей.

   Камешек недоверчиво покосился на короля, стараясь заглянуть ему в глаза:

   - А ты не лукавишь? И не ревнуешь меня ничуть?

   - А у меня есть выбор? Мне нужен именно ты, потому что именно ты изначально был предназначен украшать мою корону. Без тебя моя корона щербата, и этим причиняет мне дополнительные огорчения. Можно, конечно, найти другой камешек, похожий на тебя, и заменить тебя им. Но тогда нам с тобой придётся заключить честную сделку: я тебе предоставлю возможность познакомиться с другими королями, чтобы ты мог выбрать себе короля по своему вкусу; а в ответ - ты вместо себя тогда найдёшь в замену другой камешек. Потому что моя корона не должна быть щербатой, а должна сиять в полном комплекте своих драгоценных камений. Идёт?

   
22.05.2014
Братислав Либертус


лента рецензий:
http://www.proza.ru/2014/05/22/1650


Рецензии
Да,сколько доброты в сказке...

Ирина Бюкюджян   12.06.2015 21:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.